Честь. Совесть. Намерение
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.
Часть VI. Социальная душа (Psyche).
Глава 3. Честь - Совесть - Намерение.
[Схема изменилась. Текст надо исправить. Пока лучше не читать.]
1.
Выбор: причина выбора - столкновение интересов, несогласованность норм, отсутствие норм в трудной и новой ситуации, неоднозначность соотношения добра и зла, ... Выбор - это предпочтение одного другому, одного варианта другому варианту, одного поступка другому поступку. Ситуация выбора - незнание того, как поступить в новой ситуации, потребность в осознании моральных норм и собственных нравственных правил (принципов). Выбор - признание значимыми, важными для себя и для других каких-то обстоятельств, и, наоборот, признание других обстоятельств незначимыми, неважными.
2.
Среди этих обстоятельств фигурируют собственное Я и Я других людей. Так что выбор - это процесс самовопрошания: насколько Я важен для других, насколько другие важны для меня, насколько Я важен для самого себя? Ответ на этот вопрос, данный самому себе при выборе (и других, надстраивающихся над ним психических процессах) фиксируется в осознании уважения других людей к моей личности, осознании моего уважения к другим людям, и осознании моего уважения к самому себе, т.е. самоуважения. Рефлексивность диктует именно этот порядок: сначала - воспринимаемое ребёнком уважение к нему со стороны родителей, потом - отдача (обратное излучение) уважение к родителям, и, наконец, самоуважение как обращение уважения к самому себе. То есть, ребёнок учится уважать себя через уважение к своим родителям, а потом и к учителям, к своим сверстникам. Синонимы самоуважения: личностная ценность, личностная значимость, чувсто собственной важности.
3.
Уважение имеет две взаимодополнительные формы: достоинство и честь.
А). Признание достоинств других людей оборачивается чувством собственного достоинства. Достоинств и недостатков у каждого человека масса, и у каждого они разные. И эта разница даёт возможность группироваться друг с другом, т.е. образовывать дружеские союзы. "Крайности сходятся" - это про взаимную привлекательность людей, которые обладают достатком в одном, и недостатком в другом. Недостаток в чём-то у одного восполняется достатком и избытком у другого. Слабому в физическом отношении требуется сильный, сильному требуется быть важным для слабых: защищать и оберегать, помогать, способствовать, содействовать. У слабого в физическом отношении есть другие достоинства, которых нет у физически сильного, например, сильный вербальный интеллект. И этот сильный интеллектуально, но слабый физически социальный субъект делится своими знаниями, пониманием, умением решать интеллектуальные задачки с сильным физически, но недостаточно развитым в силу разных причин другим социальным субъектом. Гуманитария тянет к технарям, технарей к гуманитариям, аналитиков к синтезаторам, синтезаторов к аналитикам, прагматиков к реалистам, и наоборот. Следовательно, по большому счёту люди, при всей своей разности в достоинствах и недостатках, равны. Это равенство и отражается в чувстве собственного достоинства и в уважительном отношении к чувству собственного достоинства у других. В конце концов, дружба - это признание другого равным себе. Все мы люди, все человеки, а "Человеку свойственно ошибаться", и "Пусть кинет в неё камень тот, кто сам безгрешен". Достоинство - статичная форма уважения и самоуважения. Здесь мы имеем то, что имеем на данный момент.
Б). Честь - динамичная форма самоуважения. Она подразумевает выделение из среды себе подобных какими-либо отличительными свойствами. Когда среди равных (людей, вариантов социального поведения, последствий наших поступков) мы выделяем что-то или кого-то, что и кто нам кажется лучше, мы отдаём ему наше предпочтение, т.е., оно или он (она) облекаются нашим почётом. В крайнем случае это предпочтение и почтение доходит до культа личности, иногда даже культа собственной личности. Хотя культ личности и культ собственной личности стоят в рефлексивных отношениях: "Короля играет свита". Здесь-то и возникает неравновесность в отношениях, в позициях. Например, люди в группе поляризуются на лидеров и ведомых. По выражению Ф.Пёрлза, на "собак сверху" и "собак снизу". На этом макроуровне психики лидерство и авторитет лидеров пока неформальны. На макроуровне Творческого Духа (Самодуха), т.е. на уровне цивильных (гражданских, государственных) отношений авторитетность и лидерство становятся формальными и соответствуют занимаемым должностям. Понятно, что неформальное лидерство и формальное лидерство должны, по идее, совпадать. Но из-за разных политических игр наблюдается многочисленное несовпадение. Формальными лидерами становятся разные морально нечистоплотные и безнравственные люди, не имеющие даже соответствующего занимаемой должности образования. А неформальные лидеры находятся в загоне, третируются и подавляются формальными лидерами, не имеющими никакого морального права занимать должность, но стремящиеся подольше удержать власть в своих загребущих ручонках. Вот тут-то и происходит всякая динамика, являющаяся продуктом социального соревнования - стремления быть первым лицом, стремление всех превзойти.
Честь сама по себе выражается в чувстве гордости: за себя, за другого, за свой коллектив, за свой народ, за свою страну, и т.д.. Мне оказали честь, и я этим (чрезвычайно) горд. Мальчику родители поручили некое дело, например, отнести что-либо ценное куда-либо, и он несёт это с очень гордым видом. Чиновник тоже горд тем, что он занимает такое важное место. Почёт ему и уважение! Но не умеренное скромностью чувство гордости чревато распиранием и распуханием гордости, её превращением в гордыню. А гордыня всегда ходит парой с пренебрежением к другим людям, и даже с презрением к ним. Так что нормальная гордость за достижения своего народа превращается в превознесение его до небес и фашизм: "Германия превыше всего!", "Украина понад усё!", и т.п.. А те, кто с этим не согласен (обычно это остальные, которые не хотят быть презираемыми "собаками снизу"), переходят в разряд врагов, с которыми нацистам надо бороться, которых фашистам надо уничтожать. Поэтому всякая гордыня непременно выливается во враждебность и в военные столкновения с так называемыми врагами. Гордыня во всех её проявлениях и модификациях (заносчивость, чванство, спесь, и т.п.), таким образом, является источником агрессивности. Не случайно мания величия у параноиков так сочетается с бредом преследования их кем-то извне и манией преследования ими кого-либо во внешней среде. Да, лекарств тут много, но все они действуют в одном направлении: смирительная рубашка, успокоительные в разных видах и дозах, воспитательные меры и беседы, временная изоляция от окружающих. А чтобы не заболеть, лучше иметь в себе смирение, т.е. уважение к другим, равное уважению к себе.
В). Стремление к почёту есть честолюбие, любовь к чести. Честолюбие может быть вполне социально приемлемым, когда честолюбец добивается общественного признания своими делами, своим трудом на благо общества, и, в конце концов, заслуживает всеобщего уважения, почёта, почётных регалий, благодарственных грамот, наград, привилегий. Но есть и социально неприемлемое честолюбие, когда амбиции честолюбца реализуются не через созидательный труд, а через разрушение, через делание во зло, чтобы соседу было плохо. Это негативное самоутверждение, самоутверждение за счёт другого, самовозвышение через унижение другого (одна из форм наступления в позиционной борьбе, описанной П.М.Ершовым в его книге "Режиссура как практическая психология"). Здесь всевозможные виды ругательств, обращенных к другим лицам, разные обзывательства, негативные сравнения, и т.п.. Часто в жизни позитивная и негативная формы самоутверждения переплетаются. У кого-то больше позитивная форма, у кого-то больше негативная. Даже у преимущественно позитивных самоутвержденцев, какими несомненно являются интеллигентные люди, бывают эмоциональные вспышки в виде сложно сконструированных и завуалированных, замаскированных эзоповым языком ругательств, а в некоторых случаях и в виде откровенного мата разной этажности.
Честолюбивые мечты, наконец, переходят в желание славы - в тщеславие. Тще - не обязательно означает тщётность усилий. Тще - это тщание, прилежание, старание, стремление иметь о себе добрую славу, доброе имя, честное имя. Так прилежное и старательное исполнение моральных, трудовых, или ещё каких-нибудь норм, переходит в добросовестность, в делание чего-либо (учёба, труд, общение) на совесть, т.е. когда о тебе разносится добрая весть - слава. Хорошими (добрыми) поступками мы творим себе добрую славу. Плохими (недобрыми) - дурную.
В общении мы стараемся быть честными, или, по крайней мере, показаться таковыми. Честность - это склонность говорить правду,... в большей степени правду, чем ложь. Среди друзей принято говорить правду. Тогда и возникает друг к другу доверие - уверенность в том, что друг не кривит душой, а говорит всё как есть. Враги используют различные манёвры, обманные движения, дезинформацию, утаивая правду, пользуясь неведением своих противников. Ложь смешивается с правдой в разной пропорции, потому что если она будет в чистом виде, то ей никого не удастся обмануть, и она перестанет быть ложью, а будет просто бредом.
4.
Так от выбора мы переходим к совести, которая есть, как мы уже сказали, добрая молва, слава, благая весть. Конечно, это ещё не совсем та причина, по которой совесть называется совестью. Над совестью и волей надстраивается то, что объединяет эти психические процессы - дружба, дружеское участие, дружеское совещание, совет друзей. Совещаясь, мы вырабатываем общее, совместное решение, в котором наши единичные воли приходят в согласие, согласовываются. В этом соглашении (договоре) за каждым из его участников закрепляются определённые действия (участок работы) - зона личной ответственности. Вот эта зона и контролируется личной совестью. На схеме вы видите стрелочку от дружбы к совести: Дружба - Совесть. Совесть, таким образом, контролирует соответствие взятого личностью обещания в рамках общего соглашения тому, что делается или уже сделано в зоне личной ответственности. Так совещание (дружеские переговоры) переходит обратно в совесть. Со-вещание - совместная весть - со-весть. А ещё надо сказать, что и сама совесть есть внутренний совещательный судебный процесс, в котором происходит сопоставление мнений (мнения внутреннего обвинителя и мнения внутреннего защитника), их противоборство, которое решается внутренним судьёй в форме судебного постановления, вердикта. Судебный процесс может быть довольно бурным. Своего рода буря в душе. Чем не угрызения совести?
Тут надо добавить (может быть, преждевременно), что раз есть добросовестность, значит есть и недобросовестность, т.е. дурная совесть, которая позволяет нам дурные поступки. Вспомним слова классика (кажется, К.Маркса) о том, что совесть у всех разная, и что на всех одной совести не напасёшься (кажется, так). У аморальных личностей и совесть будет какая-то не такая, как у морально нормальных людей. Дурная слава об аморалах и их поступках доходит и до них. Всё-таки рефлексивный процесс: какой запах распространяешь, такой и будешь нюхать. Думаю, дурная совесть - это дело привычки. Любой человек привыкает к своему запаху, и тот становится ему даже приятным, хоть другим он и препротивен. Разные вопли типа: "Где твоя совесть?!", "Совести у тебя нет!", "Ах, ты бессовестный!", "Ну, ни стыда, ни совести!", и т.п., раздаются по причине всеобщей психологической неграмотности. У всех есть совесть. Но у каждого своя. Та, к которой каждая личность привыкла. Та, которая ему позволяет нравственные и безнравственные поступки. Совесть, как и другие психические функции (психические деятельности) тоже бывает разного уровня развития. У кого-то весьма развитая и чувствительная, у кого-то недоразвитая и основанная на чувстве страха за себя перед другими, например, перед Богом и его Страшным Судом.
Совесть традиционно определяется как морально-нравственный самоконтроль личности, самоконтроль своих поступков, своего социального поведения, своего отношения к другим людям и самому себе. Совесть - это прямой потомок сознания и самосознания. Поэтому совесть определяется ещё как морально-нравственное сознание и самосознание личности. Сознание и самосознание контролируют процесс предметно-делового общения с другими людьми. Совесть же контролирует процесс личностно-значимого общения, процесс социального взаимодействия с ними. Что такое контроль? Обычно его путают с властью, с регуляцией, с рычагом управления и т.п.. Контроль, прибегая к первоначальному значению этого слова, - это процесс отслеживания за интересующим или значимым объектом или субъектом. Контролировать - значит всего лишь отслеживать, следить, наблюдать. Можно всё контролировать с помощью восприятия и сознания, но ни во что не вмешиваться, либо по причине своего решения не вмешиваться, либо по причине невозможности такого вмешательства.
Когда появляется возможность (надежда) такого вмешательства в наблюдаемый процесс, тогда контроль переходит в планирование вмешательства, а потом уже в реализацию планов по вмешательству. Реализация планов и будет уже регуляцией и саморегуляцией. Так что между самоконтролем и саморегуляцией находится самопрограммирование. Самопрограммирование (морально-нравственное планирование) - это, выражаясь старомодно, есть воление, а если современным языком, то - воля. Совесть волит. Совесть не велит. Можно сколько угодно волить, т.е. желать, но к исполнению своих желаний так и не приступить. И тогда воля остаётся внутри самой себя (воля-в-себе), а желания остаются неопределёнными мечтаниями, надеждами и грёзами.
Совесть задаёт общее направление социальному поведению личности, а воля конкретизирует это направление по деталям и в целом. Совесть - это реальное Я, а воля - идеальное Я (желаемое Я). Так что уровень самоуважения личности - это баланс между Я-реальным и Я-идеальным. Ради сохранения уровня наличного самоуважения и его повышения, повышения своего социального статуса, личности приходится напрягать свои силы, чтобы Я-реальное сблизилось с Я-идеальным. Собственно, в этом и состоит усилие воли. А усилие воли делает процесс выбора и те, процессы, которые в этом процессе содержатся в снятом виде (осознание и внимание) более интенсивным, сосредоточенным, концентрированным. Человек в этом состоянии становится собранным, сфокусированным на акте, на поступке, на том, что он делает "здесь-и-сейчас". Это называется состоянием мобилизованности, поскольку личность мобилизует, активирует и сосредотачивает свои физические, интеллектуальные и эмоционально-нравственные силы в одном направлении. Отсюда и внимание из непроизвольного становится произвольным, а непроизвольное воспоминание - припоминанием. Воображение тоже перестаёт быть подчиняемо непосредственной ситуации или праздношатающимся, и становится целенаправленным и целеустремлённым, работающим на преобразование образа трудной ситуации с целью её решения, хотя бы на визуальном уровне. Мышление тоже становится не то, чтобы произвольным, т.е. зависящим от прихоти субъекта, но волевым, подчинённым поиску и нахождению общезначимых ответов.
Другие процессы, которые раньше автоматически протекали в психике, под руководством совести и воли становятся регулируемыми. Например, эмоции, переживания, настроения, самочувствие, и т.п.. Личность осознаёт возможности влиять на них и регулировать, нормализовывать, приводить в порядок. И, естесственно, пользуется этой возможностью. Так "хочется" (потребность) или "не хочется" с помощью осознанного выбора превращается в "Я хочу" или "Я этого не хочу". Конечно, такой выбор не проходит гладко, без внутренней борьбы - без борьбы мотивов: побуждений, влечений, требований биологического организма. Эта борьба происходит как между биологическими мотивами, социальными мотивами, так и между биологическими и социальными мотивами. Что победит в данный момент - зависит от ситуации и личности в ней. Хорошо бы, чтобы удовлетворялись и биологические, и социальные. Но это в целом. А в сиюминутной ситуации личности приходится подавлять одни в угоду другим, т.е. устанавливать очерёдность удовлетворения мотивов и потребностей. Это принцип "одно дело за раз". Можно, конечно, быстро переключаться с одного дела на другие дела, но тут возможности человека весьма ограничены. Не всем же быть юлиями цезарями.
Хотение - это основа воли. Хотения отражают в сознании человека его потребности в чём-либо, т.е. какие-то мотивы его поведения. В отличие от других психологов, привыкших к фразам: "опредмечивание потребности" и "мотив - есть предмет потребности", т.е. размещающих формы мотивации в цепочке "потребность - мотив - цель", я полагаю, что мотив находится прежде потребности, и, будучи найденным, он становится постоянной потребностью, т.е. необходимым предметом. Мотив как побуждение или влечение - это предмет моего интереса, который мне кажется (в моём восприятии) приятным, привлекательным. Но мало ли что или кто мне покажется привлекательным и влекущим к себе. На этапе возникновения мотива нет ещё такой привязанности к нему, какую характеризует потребность. Вот если я увлекусь привлекательным объектом, и он станет предметом моей склонности, тогда этот объект будет требоваться мне постоянно. Это то, без чего я (в моём восприятии) не могу обходиться. Это будет моя настоятельная потребность в этом предмете. Поэтому: мотив - склонность - потребность. Мотивом ещё называют интерес. Поскольку влечение замыкается на интересе (смотрите главу "Интерес - Приятие - Влечение") то интерес может быть как к определённому предмету, так и быть сам по себе - как неопределившийся и неопределённый интерес, выражающийся в поиске подходящего (приятного) предмета. Неопределённый, пока ещё беспредметный интерес - это состояние возбуждённости (пробуждённости), возникающее при всякого рода дисбалансе внутри организма. Этот дисбаланс многие психологи почему-то спешат объявить потребностью, которая вдруг актуализировалась, но пока ещё не опредметилась. Но это, на мой взгляд, никакая не потребность, а всего лишь внешний или внутренний (иногда и то, и другое) ориентирочный рефлекс, связанный с изменением привычной обстановки или внутреннего состояния.
Хотение как вид предволевой активности характерно и для человека, и для животных. Это понятно хотя бы потому, что охота, т.е. поиск, нахождение, нападение и употребление в пищу растительных или животных организмов, свойствена всем. Деятельность охоты врастает внутрь любого животного и становится его состоянием хотения или нехотения (пресыщения). Так что хотение - это базовый, фундаментальный мотивационный процесс (мотивационное состояние).
На его основе в воображении (макроуровень природного духа, образного интеллекта) появляются сновиденческие грёзы, весьма бодрственные фантазии и мечты. На макроуровне природной души эти мечты оцениваются со стороны вероятности их сбытия при невмешательстве и при вмешательстве субъекта в наблюдаемую ситуацию, что проявляется в питаемых субъектом надеждах. На макроуровне социального тела, т.е. совместной трудовой деятельности, вероятность исполнения мечты резко возрастает, поскольку здесь происходит кооперация, объединение сил. Для организованных в одном трудовом процессе такая обнадёженная мечта (намеченный предмет) становится целью. Например, стайные животные, те же волки, преследуют свою жертву, распределяя между собой функции загона и засады. То же самое происходит и с людьми, охотящимися на волков.
На макроуровне вербального интеллекта в целеобразование и планирование включается мышление, которое, проходя рефлексивную обработку, производит замысел - мысль о необходимости и возможности какого-либо действия в направлении достижения цели. Замысел на макроуровне морально-нравственного субъекта становится желанием. Желание = желя, жель, цель (смотрите этимологию этого слова). Желание - вполне осознанная цель, выбранная среди других целей и ставшая во главу угла. Но есть также и подавленные желания, проигравшие битву тому желанию, которое взобралось на пьедестал морально-нравственного осознания (выбора) и сознания (совести). Тут своя динамика. Так что не всегда желания характеризуются осознанностью. Подавленные желания неясны, смутны, томятся в тюрьме подсознания. "Тревожат смутные желания". Да, подавленные желания являются источниками тревоги, поскольку они соответствуют каким-то потребностям, которые при своей хронической неудовлетворённости могут натворить всяких внутренних бед (психосоматических и невротических заболеваний).
При затруднении в исполнении желания оно претерпевает изменение. В главе "Польза, средства, цель" я уже затрагивал тему дробления целей и превращения цели в дерево подцелей, что в целом описывает процесс планирования. Такое же планирование происходит и на волевом уровне. Желание дробится на поджелания, и, таким образом, желание превращается в намерение. Намерение есть план пошагового достижения цели, т.е. исполнения желания. Намерение - это список мер, которые необходимо предпринять, чтобы обеспечить исполнение желания. Каждая мера - это шаг, один из шагов на пути к планируемому результату, каковым является желание. Вознамериться - значит вообразить и замыслить систему конкретных шагов по достижению цели. Принять меры - это предпринять планомерные усилия, усилия, приложенные к каждому шагу. Продумывание этих мер, взвешенность своих ресурсов по преодолению препятствий делает исполнение желания вполне возможным и, в конце концов, успешным. Обычно же за намерение принимают "сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленного на достижение предполагаемого результата" (Психология. Словарь. Под редакцией Петровского и Ярошевского. 1990). Но, во-первых, намерение - это вовсе не стремление. Стремление только возникает на основе намерения. Во-вторых, когда идёт речь о намерении, то имеется в виду не одно только действие (шаг), а целый ряд, порядок (иерархия) предполагаемых действий (шагов). Ведь намерение - это система мер (шагов). Тем оно и отличается от желания, которое удовлетворяется одношагово (достаточно просто).
Исходя из этого можно себе представить следующую цепочку волевого процесса:
замысел (умысел) - желание - намерение - стремление (устремлённость). Эта цепочка вполне соответствует диалектической цепочке - тетраде: основание - тезис - антитезис - синтез.
Момент устремления - это момент запуска моторики, приведение её в движение, в действие. Запуском движения заведуют командно-пусковые нейроны в коре лобных долей головного мозга. Поддержанием энергетической напряжённости моторных систем заведуют структуры первого функционального (по А.Р.Лурии) мозгового блока. Само стремление характеризуется силой, выносливостью, скоростью, уравновешенностью по возбуждению ("газ") и торможению ("тормоз"), в общем, теми свойствами нервной системы, которые составляют биологические индивидуальные особенности личности, т.е. её темперамент. Волевое стремление к тому же даёт начало таким качествам воли и личности, ей характера, как настойчивость, упорство в борьбе, напористость (агрессивность или ассертивность), упрямство в сопротивлении чему-либо нежелательному, диктуемому извне другими людьми или чему-либо настойчиво просящемуся изнутри самой личности, смелость (мужество) как подавление собственного страха во имя исполнения благих намерений и своего долга, и т.п.. Другими словами, стремление есть вершина воли, её сила в преодолении внутренних и внешних преград и препятствий. Стремление и есть целеустремлённость. Стремление - это и есть старание, тщание, прилежание. При доброй воле и стремление добросовестно. При недоброй (злой) воле стремление зловредно, злосовестно.
Так, о воле мы почти всё сказали. И теперь своевременно вспомнили о совести. А совесть тут как тут, ждёт с распростёртыми объятиями. То успокаивает нас и убаюкивает, то трясёт немилосердно и старается душу из нас вытрясти. Совесть как внутренний контролёр наблюдает за ситуацией и следит за исполнением моральных норм и нравственных правил, которые мы себе на беду вздумали для себя возвести в принцип. По совместительству она сличает запланированный результат (цель) с реальным результатом. И если мы себе запланировали пройти, фигурально выражаясь, десять шагов, то она нам нудным голосом говорит: "Так, ты планировал пройти десять шагов, а прошёл всего лишь три. Из десяти вычитаем три, остаётся ещё семь шагов, которые ты должен пройти. Иначе ты неудачник, безвольный человек, ... и т.д., и т.п.". Тут совесть может перейти с дела на личность и как следует обрушиться на неё всем своим потенциалом негативной самокритики. Ну, это вообще-то дурная совесть. Умная совесть всегда держится дела и отделяет грех от самого грешника. Грехи она нещадно критикует, судит и казнит. А грешника ласково журит и увещевает: "Когда же ты, скотина ты этакая, возмёшься за ум и сделаешь что-нибудь толково, с пользой для других и себя, любимого?!" То есть, как и писал товарищ Э.Фромм, совесть бывает авторитарной, а бывает и вполне себе демократической, гуманнистической, и вообще гуманной.
Надо к этому добавить, что суд совести есть интериоризированный общественный суд, в котором основные роли играют судья, прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник). Кто из этих двоих последних победит в глазах присяжных и судьи, того и "тапки". А бывает и сговор судьи и прокурора, судьи и адвоката. В случае затяжных побед внутреннего прокурора совесть становится чем-то мрачным и пугающим, чреватым тяжкими наказаниями - угрызениями совести и даже смертным приговором, приводящим к суициду. В случае хронических побед адвоката и оправдания последственного совесть становится чересчур гуманной и нежной, сюсюкающей с подозреваемым. "Как вам совесть позволила?!" А вот так! Взяла и позволила. Это называется потаканием, мироволением, поблажками, потворством, попустительством, и т.п.. Какой-то явно чем-то подкупленный внутренний судья. Чтобы избежать таких крайностей, внутренний судья должен быть действительно независимым и неподкупным, беспристрастным и нелицеприятным (не быть благосклонным к красивым рожицам). И, конечно, вердикт судьи должен быть вполне определённым, а не "казнить нельзя помиловать". Приговор внутреннего суда определяет меру внутреннего наказания подсудимому. А он уже по своей воле может привести его и во внешнее исполнение (застрелиться, повеситься, или же платить по долгам, искупая кровью и потом свою вину, возмещая причинённый им ущерб потерпевшим).
Конечно, всё это внутреннее судилище возможно только в случае признания виновным своей вины, т.е. в случае его выбора быть виноватым или же притвориться невиновным ("Я не я, да и хата не моя. А то, что она взорвалась, так не уследили за газом."). Хотя в реальном суде подсудимый осуждается даже в случае непризнания своей вины. Поэтому бывают и судебные ошибки, когда судья ошибается, заблуждаясь или преднамеренно, т.е. нечестно, находясь в пристрастности и очарованности, или запуганности агрессивными родственниками и друзьями подсудимого.
А как же объяснить такое явление внутреннего мира как стыд? Тут придётся вспомнить историю и как судил общественный или государственный суд. Осуждённого выставляли напоказ, проводили перед всеми к позорному столбу, у которого он и застывал, привязанный. Так что одни зырили на это дело (позор), а виновник веселья охлаждался на морозе или просто на свежем воздухе (стыд). Застывая он, может быть бледнел, а может поначалу и краснел, с морозу-то. То есть когда "бессовестный" человек врёт и не краснеет, привыкший к своему вранью, это говорит о том, что внутренний его контролёр либо потакает ему, либо спит, в стельку пьяный, под действием алкоголя или, чего хуже, наркотиков.
Идея Фрейда о том, что совесть есть интериоризированный (овнутрённый) родитель, не лишена смысла. Насколько нам наши родители позволяют наши безобразия в детстве, настолько и вырастает степень суровости-мягкости нашей совести. Если родители попустительствуют ребёнку, и он творит, что хочет, не сообразуясь с желаниями других людей, тех же родителей, то и совесть у него во взрослом состоянии позволяет ему многое из того, что не дозволено другим нормальным в моральном отношении людям. И, наоборот, очень суровые и авторитарные родители взращивали жёсткую и даже жестокую совесть у своего ребёнка. И тут всё как бы меняется местами. Распущенный и своевольный ребёнок вырастает во взрослого с мягенькой или вообще никакущей совестью, позволяет себе чёрт знает что, и таким образом жесток к окружающим. Зажатый, скованный, стеснительный ребёнок становится взрослым с авторитарной, жестокой по отношению к себе совестью и в отношении других не позволяет себе ничего, что позволено другим, нормальным людям. То есть в отношении себя он жесток, а в отношении к другим слишком мягок, играет роль "тряпки".
Учитывая разность характеров родителей можно себе представить или даже вспомнить такие случаи из своего опыта (наблюдений за жизнью других людей), когда один из родителей ведёт себя как диктатор, а другой как раб (тряпка). Соответственно этим противоречивым влияниям и совесть у ребёнка получается ... Чёрт её знает, что получается! Всё довольно запутано. Если ребёнок идентифицируется (отождествляет себя) только с одним родителем, то совесть получается более или менее непротиворечивой: либо в общем-то жёсткой, либо мягкой. Жёсткая совесть провоцирует депрессивные состояния. А мягкая - маниакальные. При отождествлении ребёнка с обоими родителями получается противоречивая, конфликтная внутри себя совесть. И состояние психики такого человека всё время меняется - с субдепрессивного на гипоманиакальное. В общем, картина похожа на циклотимию. Крайний вариант такой акцентуации характера выливается в маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз.
5.
У воли много всяких ликов. Начнём с того, что воля старомодно называлась волением. Воление - корень других синонимичных слов: соизволение ("И вот наконец-то Петров соизволил прийти на урок."), изволение ("Чего изволите?"), соблаговоление ("Сейчас же соблаговолите покинуть наше заведение!"), благоволение (благожелательность, доброжелательность), позволение, дозволение ("Дозвольте слово молвить!"), мирволение (потакание, попущение, поблажки), и т.п..
Очень интересен случай, когда совесть потакает и делает всяческие поблажки разным низменным желаниям, исполнение которых, как потом оказывается оборачивается вредом для окружающих, да и для самого такого желающего. Воля в этом случае определяется как произвол, самоволие, своеволие, и т.п.. Она основана в большей степени на прихотях, т.е. дурных фантазиях, безудержных влечениях, неконтролируемых импульсах, эмоциональных порывах, бешеной страсти, и т.д..
Негативная коннотация слова "произвол" соседствует с позитивной коннотацией слова "произвольность". Произвольная регуляция психических функций, функционального состояния, поступков есть намеренная (сознательная, т.е. совестливая) регуляция. Мы уже говорили о произвольном и постпроизвольном внимании, произвольном вспоминании, т.е. припоминании, усиленных попытках припомнить какое-либо знание. Практически все психические функции могут быть отрефлексированы, поставлены под контроль и регулируемы с помощью воли. Некоторые психологи считают, что произвольная регуляция и волевая регуляция - это одно и то же. Другие считают, что это разные виды регуляции.
Думаю, и правы и те, и другие. То, что называют произвольной регуляцией, есть изменение смысла задумываемого действия, поступка, т.е. относится к замыслу (умыслу, в негативном варианте). Это начальный уровень волевой регуляции. Иногда достаточно и такой произвольной регуляции, чтобы совершить действие. Причём это происходит без особенных физических и психических усилий. Такую регуляцию можно наблюдать в идеомоторных упражениях, на которых построен метод "Ключ" Х.Алиева (метод сознательно-волевого управления собственными состояниями). Кстати, я в своё время (после университета) прошёл обучение в шестой школе у Хасая Магомедовича и стал инструктором по управляемой саморегуляции. С помощью этой методики я быстро избавился от периодически возникавших у меня (раз или два раза в неделю) мигреневых болей вследствие застуженной на Колыме головы (воспаление мозговых оболочек). Это, конечно, одно из моих достижений в сфере гармонизации своего организма и психики, в сфере самооздоровления.
То, что называют волевой регуляцией, есть уже регуляция посредством усилий воли, т.е. вполне оформленного стремления к определённому результату. Устремление и есть усилие, мобилизация сил в определённом направлении. В основном оно связано с самостимуляцией, с самоподстёгиванием, приведением себя в концентрированно возбуждённое состояние. Это собранность в одной точке - сосредоточенность, сфокусированность на мысли или на действии, на мысли о действии. Тренировка такой сосредоточенности даёт эффект сверхвнимания, сверхосознания. А тот, в свою очередь, может привести человека в состояние статической (глубокое размышление) и динамической (собранное, точное, быстрое и ловкое действие) медитации.
Статическая медитация может привести к новому пониманию происходящего, к открытию и даже к откровению. Динамическая медитация - к чудесам ловкости и изящества, демонстрируемым чань-буддистами. Обе разновидности медитации так или иначе выводят медитирующего на трансцендентный уровень. Поэтому медитация и называется трансцендентной. Практикующие медитацию могут быстро привести себя в рабочее или боевое состояние, смотря по обстоятельствам. Иногда это помогает даже ускорить внутреннее время и сделать те телодвижения, которые спасают жизнь. Иногда это чревато случайным, неконтролируемым или вполне контролируемым, намеренным телекинезом.
В противоположность волевой произвольная регуляция связана больше с расслаблением, со снятием напряжения, снятием стресса, с погружением в сновидное, дремотное состояние. Если кто-то другой помогает войти в это состояние, то этот кто-то называется гипнотизёр, а процесс называется гипнозом. Само же состояние - гипнотическим. Навык расслабляться с чьей -либо помощью, в том числе и с помощью самого себя, называется гипнабельностью. В гипнотическом состоянии реализуются как бы сами собой, полуавтоматически те образы действий, которые озвучиваются во внешней речи гипнотизёром, или произносятся во внутренней речи самим расслабляющимся. В последнем случае это называется самогипнозом. Процесс озвучивания своих желаний (образов желаемого будущего) называется внушением (поскольку сей процесс направлен именно на уши, внешние и внутренние уши). Подверженность или сформировавшаяся готовность реализовать внушение называется внушаемостью. Как правило, внушаемость и гипнабельность сочетаются, но есть и такие варианты, когда при высокой гипнабельности присутствует низкая внушаемость и наоборот. Почему? - Большой вопрос. Отдельная тема.
Если состояние достигаемое посредством волевого устремления является трансцендентным, выходящим за рамки обычного ощущения, восприятия, обычной интуиции (чутья), общения и действия (сами понимаете, к чему это приводит: к экстрасенсорному восприятию, к телепатии, к телекинезу), то состояние возникающее в результате гипнотизации и самогипнотизации, является трансовым. Транс - состояние, переходное между бодрствованием и сном. Транс - это между. Транс - это если он возникает спонтанно, самопроизвольно, в результате долгой работы и возникновения состояния усталости, когда требуется восстановить силы. Гипнотический транс - это когда ты сам себя вводишь в сновидное состояние или кто-то другой.
Транс и трансценденция - это те крайности, которые тоже сходятся и сплетаются. Так сон есть глубокое и сосредоточенное погружение в самого себя. А сновидения частью являются непроизвольным фантазированием, частью рече-мыслительным бредом, а частью вещими снами, которые, видимо, производятся при ближайшем содействии трансценденции, устремлённости в какие-то неведомые нам миры, или в наш мир, но с другой точки зрения, с метапозиции. Возможно, здесь таятся возможности астральных путешествий, выхода нашего Я из физического тела. Возможен также и уход с невозвращением нашего Я при физическом умирании. Свидетельства, доходящие до нас с загадочного Востока, от буддийских, дзэн-буддийских и чань-буддийских монахов, говорят о том, что это вполне возможно.
Короче, друзья, всех этих вершин духа и души мы можем достичь, совершенствуя себя прежде всего в морально-нравственном отношении. От этого зависит состояние нашей совести и сила нашей воли. Совесть и воля оказались очень тесно связанными между собой, и исходящими из одного источника - выбора. Подозреваю, что эта связь трансцендирующей воли с нормальной совестью и дала многим философам и психологам говорить о некоей сверхинтуитивной природе совести, о совести как о связи с Богом. И тут уже встаёт вопрос веры - кто какую веру избирает, кто и на что делает ставку. Ибо сказано: "По вере вашей вам и воздастся".
6.
Поскольку воля одного человека не всегда проявляется в отсутствие других людей, а в общении и трудовой кооперации воля одного взаимодействует с волей других, то такое взаимодействие особенных воль для того, чтобы совместными усилиями осуществить некое трудное мероприятие, важное для всех его участников, нужно согласовать особенные воли в одну всеобщую добрую волю. Такой всеобщей волей является дружеское согласие, единомыслие, т.е. замысел, общий для всех участников группы. Согласие - согласованное взаимодействие. Если взять семью, то ребёнок должен согласовывать с родителями, хотя бы с кем-то из них, свои желания прогуляться по улицам, в парк, в кино, поиграть с друзьями, и т.п.. Ребёнок должен получить согласие, т.е. разрешение своих родителей. То же самое и с родителями, которые что-либо намереваются сделать, что затрагивает их детей. Они должны ставить детей в известность, объяснять, зачем и почему это нужно, достигать согласия детей на свои действия.
Человек, например, ребёнок, со своей единичной или особенной волей, живя в обществе родных и близких себе людей, ещё не свободен. Единичная воля несвободна. Свободной она становится тогда, когда согласуется с выбором (интересами) и волей других. Тогда каждый в этом согласованном взаимодействии приобретает свои обязанности (долг) и права (свободы). Таким образом, воля становится свободной тогда, когда она исполняет свой долг перед другими, как и перед собой. Достичь согласия можно только в процессе переговоров. Переговоры могут быть в разных формах: семейный совет, дружеский совет, производственное совещание, переговоры между правительствами стран, и т.д.. Результатом переговоров становятся договоренности, соглашения, конвенции. Если согласие и лад по многим вопросам между хотя бы двумя людьми достигнуто, то их отношения можно считать дружескими, дружбой. Дружеское намерение - намерение выработанное вместе, в процессе совместного размышления и рождения общего замысла предстоящего мероприятия. Такое намерение есть то, что называется решением. Отсюда такое волевые качества, как решительность и решимость. Но можно, по большому счёту, и намерение одного человека называть решением, учитывая то, что один человек является как бы носителем в себе того общества, к которому себя относит. Если он думает, что его желание и намерение совпадает с желанием и намерением его референтной (уважаемой) группы, то он и без переговоров (или хотя бы внутренне с ними переговорив) решает, что ему делать.
Каждое решение обременяется ответственностью за него, т.е. необходимостью отвечать перед другими и перед своей совестью за последствия принятых решений. Отвечание есть процесс объяснения своих решений, самообвинение (раскаяние) или самооправдание (самозащита). Как рассудят люди или собственная совесть - это дело уже другое. Поймут, простят, или осудят и накажут. Так же и в отношении собственной совести: она может простить своему носителю его прегрешения, но может и вынести суровый приговор. И тут вступает в силу дружеское участие, человеческое милосердие, ведь дружба основана на любви, а любовь замешана на сочувствии, сопереживании, на эмпатии. Если человек не дружит сам с собой (не дружит со своей головой), не любит сам себя, то он может быть жесток и немилосерден по отношению к себе.
7.
Оставим тему дружбы на следующую главу, а тут напоследок сопоставим одноуровневые психологические триады из разных психосфер (макроуровней психики).
Выбор - Совесть - Воля - Дружба (Социальная Душа, Psyche)
Осознание - Сознание - Мышление - Осмысление (Социальный Дух, Logos)
Польза - Средство - Цель - Результат (Социальное Тело, Corpus socialis)
Сомнение - Вера - Надежда - Любовь (Природная душа, Anima)
Внимание - Восприятие - Воображение - Интуиция (Природный дух, Animus)
Интерес - Приятие - Влечение - Склонность (Природное тело, Corpus animalis).
Посмотрим на первую колонку понятий.
Выбор - Интерес: выбор есть уже внутри самого интереса. Неопределённый интерес через поисковую активность определяется в отношении предмета. Одни предметы интересны, другие нет. Выбор есть уже на этом уровне. Морально-нравственный выбор основан на естественно-биологических, социально-групповых и индивидуально-личностных интересах. Процесс выбора происходит в борьбе различных интересов, за счёт чего интересы выстраиваются в определённую иерархию.
Выбор - Внимание: давно известна такое свойство внимания, как избирательность. Моторная сторона выбора, воля, влияет на качество внимания, делая его произвольным и постпроизвольным.
Выбор - Сомнение: выбор между добром и злом часто сопровождается внутренней борьбой, борьбой мнений, борьбой настроев, сомнением, временным состоянием нерешительности, тщательным взвешиванием и поиском аргументов пользу того или другого варианта. Выбор между истинными ценностями и ложными. Конечно, можно делать ещё выбор между плохим и очень плохим (когда нет ничего хорошего), между хорошим и тем, что ещё лучше (когда нет ничего плохого).
Выбор - Польза: выбор делается в пользу чего-либо, выбирается что-либо одно полезное среди всех остальных менее полезных и вовсе бесполезных вещей, средств, и целей.
Выбор - Осознание: выбор происходит при непосредственном участии осознания, выделения значимого, важного предмета, и всего, что с ним связано. Выбор в основном осознан. Ситуации, когда выбор делается неосознанно, это типичные ситуации, выбор для которых уже когда-то сделан осознанно, а теперь он не требует участия осознания, сознания и мышления.
Посмотрим и на вторую колонку.
Совесть - Приятие: совесть одни поступки принимает, считает приемлемыми, одобряет, а другие поступки не принимает, считает неприемлемыми, осуждает, ругает.
Совесть - Восприятие: совесть можно назвать морально-нравственным восприятием, контролирующим собственные и чужие действия.
Совесть - Вера: у совести довольно твёрдые установки, убеждения, ... По крайней мере, у той совести, которая уже находится в довольно развитом состоянии, уже во многом определилась, и через сомнения пришла к вере, не обязательно к вере в бога, хотя бы к вере в человека, в людей, в самого себя. Вообще, весь судебный процесс, происходящий в совести человека, это, так сказать, внутренняя дискуссия, в которой одно мнение противопоставляется другому мнению, что, собственно, и есть сомнение. Получается, что совестливый человек - это человек сомневающийся, а не тот, который всё знает и во всём уверен на сто процентов, рубит сгоряча правду-матку (правдоруб), а также рубит сплеча головы. Такие формы веры, как доверие и уверенность многое дают совести и вообще межличностным отношениям. Доверие к друзьям совершенно необходимо. Доверие к родителям возникает ещё в младенческом возрасте. Доверие к самому себе и к собственным чувствам и мыслям формирует в возрасте постарше. Уверенность в самом себе есть уверенность в своих силах, в силе своей воли, в своих силах справиться с трудными ситуациями, если и не в одиночку, то при помощи друзей.
Совесть - Средство: совесть соразмеряет средства с целями и диктует (по крайней мере, нормальная совесть) не использовать в качестве средства других людей, а относиться к ним как к целям. Тут вы можете вспомнить всякие изречения и споры по этим вопросам. Одна позиция: "Цель оправдывает средства". Другая позиция: "Благими намерениями торим себе дорогу в ад".
Совесть - Сознание: тут всё понятно, совесть - это морально-нравственное сознание и самосознание личности. Со-знание, со-весть.
И третья колонка понятий.
Воля - Влечение: воление - влечение, даже есть некоторое созвучие. Воля начинается с влечений, т.е. побуждений, сиюминутных тяготений, ситуативных мотивов. Воля - это уже устойчивый мотив трудовой, социальной, или ещё какой деятельности. Воля руководствуется смыслообразующими мотивами, если говорить языком А.Н.Леонтьева. Он, кстати, разделял мотивы на побудительные и смыслообразующие. Другими словами, есть мотивы непосредственные, биологического порядка, и есть мотивы опосредствованные, социального порядка.
Воля - Воображение: воображение поставляет воле образы благоприятного будущего, желания.
Воля - Надежда: психологическое ожидание возможности наступления этого благоприятного, желаемого будущего, большая или меньшая вероятность осуществления мечт. Соответственно, этому волевое действие характеризуется меньшим или большим риском неудачи в задуманном мероприятии. А расчёт риска играет немаловажную роль в совершении подвигов, в смелости и отважности поступков.
Воля - Цель: воля как личная целенаправленность и целеустремлённость. Цель - жель, желание. Есть цели и планы стратегического порядка, и есть - тактического.
Воля - Мышление: понятно, что воление и мышление в реальности переплетаются. Воля мыслит, а мышление, замышляя, волит. Мышление играет большую роль в разработке намерений, создании идей и замыслов.
Свидетельство о публикации №218040700867