Разговор в купе

Нина Петровна любила поездки на юг. Можно бы летать самолетом: и быстрее и проще, но   в вагоне поезда можно было поговорить со случайными попутчиками, услышать много интересных историй,  посмотреть в окно на проплывавшие мимо деревеньки, луга, поля, поразмышлять о жизни, о стране, о ее величии и красоте. Нравились женщине маленькие станции,  где местные торговки прямо через окно продавали пирожки, картошечку с малосольными огурчиками, мед и разные ягоды. По их ассортименту , да по местному говору Нина Петровна  определяла,  как далеко на юг она отъехала от родной стороны. Под мерный перестук колес она спала так, как ни спала ни с одним снотворным. Вот и сейчас женщина спала, свернувшись калачиком на узкой полке. Снилась ей самая маленькая внучка, которая жила  в далеком южном городе , и которую и ездила повидать бабушка Нина. Во сне внучка вдруг начала плакать, и бабушка в тревоге проснулась.
    В вагоне действительно плакала новая попутчица. Она старалась заглушить всхлипы, но разве старая женщина, привыкшая  вскакивать по первому звуку детей, могла не услышать этот плач. Нина Петровна села, рассмотрела плачущую пассажирку. В полумраке спящего вагона ей удалось понять только то , что попутчица молода . Спросив, чем можно помочь и услышав в ответ, что помочь она не сможет,  женщина снова легла, но сон уже ушел. Нина Петровна лежала, прислушиваясь к всхлипываниям . Он постепенно стихли, и девушка расстелила постель и легла. Через некоторое время покачивание убаюкало ее. Слышалось ровное дыхание,   изредка прерываемое вздохами. Заснула и Нина Петровна, успокоившись за соседку. До утра было еще часов пять
   Проснувшись, Нина Петровна  увидела соседку смотрящей в окно. Впрочем, слово смотрящей здесь было не совсем уместно. Девушка , хоть и повернулась к окну, но явно  ничего не замечала из проплывающего за окном пейзажа. На лице ее не отразилось ни одной эмоции.  Застывшее, как маска, оно , будучи привлекательным, сейчас не привлекло бы  внимания никого, кроме  Нины Ивановны. Она с тревогой смотрела на девушку. потом встала и пошла умываться и чистить зубы. Вернувшись, женщина застала соседку в той же позе.
   "Давай-ка, милая, пойди умойся,  будем завтракать"- обратилась женщина к соседке. -Извини, что сразу  ты говорю, но я человек простой,  не привыкла "выкать". У нас в городке, а он очень маленький, как-то все на ты. Знаем друг друга с детства, может, поэтому так ведется."
Девушка недоуменно посмотрела на пожилую женщину: " Только мы из разных городов. -потом, подумав, согласилась,- хорошо. давайте на ты. Но хоть пить на брудершафт мы не будем?"
   "Не будем,- улыбнулась Нина Ивановна, - я вообще не пью и не пила даже в молодости . Чего уж начинать?. Иди умывайся."
Девушка вздохнула, взяла пакет  с туалетными принадлежностями и вышла из купе. Вернулась она причесанная,, глаза блестели,  подкрашенное личико порозовело от холодной воды.
   "А хорошо холодная вода бодрит,- даже жить захотелось,-  с улыбкой произнесла она, спасибо Вам. Извините, я не смогу говорить Вам  "ты", Вы старше. Не приучена я старшим тыкать. Вы мне говорите ты, а я, как получится. Согласны?" Нина Ивановна согласилась. Они познакомились и принялись накрывать стол. Нина Ивановна  везла столько продуктов. что впору было открывать кафе. Кроме традиционной курицы и вареных яиц, женщина достала ароматно пахнущую рыбу, огурцы,  помидоры,  зелень. редиску и много разных булочек и пирожков.
"Не  люблю я покупное, а это все домашнее, сама наготовила. Бери, ешь и не стесняйся."
И огурцы, и куры домашние? Вы же в городе живете, откуда овощи?"
" Дача у меня есть,  там все и растет. У меня даже козочка есть. А вот и молоко ее, кстати. Я люблю чай с молоком пить. Привыкла, как детей кормила так пить. чтобы больше  молока было. Дети выросли давно, а я все так и пью."
   "У Вас кто?"- спросила Наташа.
   У меня дочь, сын и еще дочь родные, да два приемных  сыночка,- женщина тепло улыбнулась, вспоминая детей. Лицо ее стало моложе, а глаза засветились , как на иконе у Богородицы. Наташа  залюбовалась на это лицо, лицо матери.
  "А зачем Вы взяли приемных детей, коль у вас своих трое?- Девушка внимательно смотрела на спутницу,- с ними столько хлопот да забот, для себя пожить не успели."
   "Да и не думали мы детей брать. Только вот в роддоме одна мамаша отказалась от двойни. Два мальчика у нее родились, а муж мечтал о девочке.  Так вот этот дурень и заявил, что она ему с двумя мальчиками не нужна.  Или пусть оставит их, или катится на все четыре стороны. Он найдет такую, что родит ему дочь.  У него бзик в голове, что мальчиков растить труднее, а вырастишь, уйдут от родителей, семьи заведут и заботиться о нем не будут. А дочка всегда приголубит старика. У его в семье так случилось. Он родителей не видит, а сестра за ними ухаживает. Он же работой занят ему не до стариков. В помощи они не нуждаются., живут в квартире, дачи нет, пенсии хорошие. Он им звонит иногда, но редко, а сестра каждый день у них бывает. Как услышала я, что  эта мамаша решила мальчишек оставить, сна лишилась. Рассказала я мужу о детях, он и сказал: "  Забирай всех себе. Скажи, что тройню родила. Соседи ничего не знают, я сглазить боялся, ничего не рассказывал, ждал выписку, а теперь всем объявлю, что ты меня порадовала тройней. Забирай, вырастим мальцов.  Пошел к главврачу,  уговорил как-то, чтобы записали в мою карту, что я их всех родила.  Да, совершили преступление, только за всю нашу жизнь та мамаша не объявилась в нашем городе, не искала детей. Так и выросли у нас тройняшки.            Люди, может, и догадывались кто, но особых разговоров я не слышала. Дивились тому. что живот был небольшой. а тройня родилась крепкая. Врач велел говорить, что живот внутрь расположен был, мол при многоплодности так бывает.  Я так и объясняла, если что."
   "Трудно пришлось?"
   "Да нет. Особой трудности я не испытывала, две няньки были у меня. Старшие хорошо помогали, катали в коляске, играли. Эти трое легче выросли, чем первые поодиночке. Учились все хорошо. Только вот институты заканчивали все заочно. Не  было у нас возможности троих обувать и одевать , когда выросли. А они и не страдали, п т у закончили и работать пошли. Учиться сами продолжали. Теперь у нас в семье кого только нет. Старшая дочь- врач. сын- инженер-судоводитель, море любит, а тройняшки разбрелись: один -геолог,  второй -археолог, а дочь-учительница.  Соберутся вместе, только слушай их разговоры.  О внуках я и говорить не буду, тут столько радости. Нам ведь город предоставил три квартиры рядом на одном этаже, мы их соединили , теперь есть где собраться. Помогают нам с дедом и дома и на даче. Веришь ли, никогда не ссорились у нас в семье ни мы, ни дети. До чего мы с дедом счастливые, себе не верю порой.  Да , что это я о себе талдычу, у тебя -то что случилось, доченька?"
   Наташа вздохнула. "У меня счастья нет.    Уезжала я от мужа. Не нужна я ему. Вот вернусь, все выясним до конца."
   "Почему ты так думаешь? Расскажи мне,  вместе подумаем, нужна или нет."
"Думать нечего. Я, когда с ним познакомилась, влюбилась в него сразу же. Он красивый, высокий. ладный такой. И он меня полюбил. Ухаживал, цветы носил, только все полевые больше: денег на розы не было. Мама моя как услышала, что цветов купить парень не может, сразу мне заявила, что  вместе нам не быть У меня семья состоятельная. Отец в газпроме  работает, в отделе продаж, зарплата отличная, мама там же.  У нас нужды не было никогда. Я имею все, что хочу и делаю, что хочу. Маму я не слушала , а папа не возражал, и мы с   Сашкой поженились.  К нам жить он не пошел, сказал, что сам все заработает.  Когда он заработает и что, если он работает инженером на  автозаводе. Квартиру мы снимаем. "
   "Многие так начинают, Наташа, все придет с годами. Главное, любите ли вы друг друга?"
  "Мне казалось. что любим.  Только вот, чем дальше, тем  больше я сомневаюсь в его любви."
   Нина Ивановна  начала убирать стол. Она сложила  мусор в пакет, отнесла его в бак, протерла стол влажной салфеткой, отнесла и ее, а потом села  на свою постель.  Ходила она медленно, видно что каждый шаг дается ей с трудом. молодая спутница  смотрела на нее с нескрываемой жалостью, но с места не поднялась.
   "Почему ты сомневаешься, Наташенька? Что изменилось?"
   "Все,- решительно сказала молодя женщина,- все изменилось.  Цветы не дарит, только в день зарплаты, принесет три розочки и все,  часто высказывает мне, что надоело ему убирать и стирать по субботам.  Надоело ему сумки с продуктами  каждый день таскать. Готовлю я плохо.  Да все ему надоело."
"Почему же он убирает и стирает по субботам?"- Нина Ивановна недоуменно  смотрела на спутницу.- Ведь есть другие дни, когда Вы бы..." Она не договорила. Наташа перебила ее.
" У него выходные дни по субботам и воскресениям.  Он всегда поздно с работы приходит. Тогда не до стирки и уборки. Остается суббота. В воскресенье мы ходим развлечься.  Я люблю пройтись по магазинам с Сашей. Он, правда , не любит, но кто же его слушать будет? Я покупаю себе вещи, он их помогает выбрать. Потом мы возвращаемся домой, я надеваю лучшие наряды. и мы идем в какой- нибудь вечерний клуб или ресторан, где на меня с завистью смотрят знакомые девчонки. Я всегда богато и стильно одета.  Сашка сердится, что меня постоянно приглашают потанцевать  другие мужчины, но я-то не виновата.
  "А он  приглашает?"- вопрос прозвучал неожиданно резко. Наташа вскинула взгляд на соседку. Видно было, что ее задел резкий голос спутницы.
   "Приглашает, если успевает, только он нерешительный какой-то. Вечно опаздывает,  молодая женщина недовольно вздохнула.  Не любит он такой отдых. Ему бы на рыбалку с друзьями или почитать. Но ведь от такой жизни засохнуть можно.  Мы же еще молодые, хочется пожить полной жизнью."
"А сейчас почему ты уехала?  Почему плачешь?"
" Вы представьте , он меня заставляет родить ребенка. Вот подай ему ребенка, и все тут.  Я ему объясняю, что у нас съемная квартира,  что ребенок-это бессонные ночи, это моя испорченная фигура, наконец, Саша ничего понимать не хочет. А о фигуре услышал, так вообще даже накричал на меня.  О том, что с ребенком никуда не выйдешь вечером даже слушать не стал.  Няню мы не потянем. Мама, конечно, даст денег, так он же  не возьмет. упрямый такой. Мне что погубить свои лучшие годы?  Попозднее родим. Он ни о каком попозднее не хочет слышать. А нам всего-то по  двадцать пять лет. С этих лет погрязнуть в памперсах и ночном плаче. Я не хочу такой жизни. "
  Нина Ивановна долго молчала, потом снова обратилась к Наташе.
  "А ты где работаешь, Наташа?"
"Нигде я не работаю. Еще не хватало, чтобы я работала! Не за этим я замуж выходила. Папа и мама обеспечивают меня деньгами в достатке. Я на свои деньги покупаю наряды и косметику, а Сашку это еще сильнее бесит. Сам не в состоянии дать мне достаточно денег, а родители помогут. злой ходит. Не понимаю я его.  Вот я и решила уехать . Думала: "Поживу, отдохну, повеселюсь, а он пусть поживет один , задумается над своими требованиями."
  "Значит, ты его наказала за желание иметь ребенка?  Оставила одного и спокойно уехала к маме с папой. Он же там поесть толком не сможет.   Мужику одному плохо."
  "Он прекрасно готовит,  меня к плите не пускает, говорит, что я продукты перевожу. Пусть помучается без меня." Наташа встала прошлась по купе, полюбовалась в зеркало своей внешностью."Правда, я красивая? Мне все это говорят."
   Нина Ивановна посмотрела на нее. Почему-то она не увидела привлекательности в соседке. Еще час назад девушка казалась симпатичной,  а сейчас  ее вроде подменили. Женщина, как женщина, ничего особенного. Нине Ивановне  было даже несколько неприятно смотреть на красующуюся спутницу. Поезд постукивал на стыках, вагон покачивался,  но любимого дорожного  уюта женщина уже не ощущала. В ее душе вдруг поселилась тревога. Жаль было этого Сашку, а не сбегавшую от него жену.
   " Красота разная бывает. Одни красив лицом и телом. другие душой. Чтобы вместе были, обе красоты, такое  редко встречается.  Мне душевная красота дороже, например. А что же ты плачешь? Приедешь домой, разберешься. Долго дома-то не было?" 
"Три месяца.  Я после восьмого марта уехала.  Он тогда пришел домой с тортом и цветами, а я уже подруг пригласила. Они пришли со своими друзьями. Была веселая вечеринка. Я в ресторане все заказала.  Мы ели, пили, танцевали. Я пользовалась успехом: подруги завидовали , что мы снимаем такую шикарную квартиру,  ребята наперебой приглашали меня  потанцевать. Закончилась вечеринка, правда, небольшим скандалом. Мы играли в фанты. Одному парню досталось в виде выкупа фанта поцеловать хозяйку дома. Мы с ним и поцеловались , а подруга его приревновала  и со скандалом ушла.  Скоро и остальные дамы засобирались домой.  Вечеринка закончилась, и тогда Сашка на меня наорал, что так себя не ведут, как я себя веду. Ни одна  жена не будет целоваться при муже со своим хахалем, что я стыд потеряла, да много всего наговорил. Главное, на пустом месте орал-то. Подумаешь, поцеловались мы с тем парнем.  Он долго кричал, говорил, что и он бы друзей позвал, что надо с ним посоветоваться.  На следующее утро я уехала, не предупредив его, чтобы побольше страдал."
   "Долго ты его воспитывала. А не страшно было, что найдется другая, что оценит твоего Сашу и уведет от тебя? Парень-то , видать, хороший, умный. Таких бабы быстро прибирают."
" Как же Вы правы! Мне Галка позвонила и сказала. что видела Сашку  с какой-то козой. Гуляли они в парке,  веселые такие.  Галка ему прямо сказала, что он изменщик, а он только усмехнулся, даже не оправдывался.  Я как услышала это сразу билет купила.  Вот еду разбираться.  Мама сказала, что надо его на место поставить, чтобы знал, что ему можно, чего нельзя.   Вот Вы мне скажите, права я?  Должна я бороться за свое семейное счастье.?"
   Нина Ивановна подумала, что за счастье бороться не надо. Надо так жить,  чтобы  счастье не уходило из семьи, если уж встретились двое и полюбили друг друга.
  "А плачешь почему?- Снова задала она вопрос девушке,- проучила же его."
  "Ой, Нина Ивановна, боюсь я что-то,  не бросил бы меня мой Санечка. Я же его очень люблю.  Вот приеду, расскажу про Вас и Ваших детей, соглашусь на ребенка. Может, у него с козой-то несерьезно все. Я его прощу."
  "Простит ли он тебя, девочка, -сказала женщина со вздохом. - Сломать семью легче, чем восстановить. Тебе много труда приложить придется.: себя переделать, чтобы  действительно Женой стать,  многому научиться придется, от многого отказаться. Главное, Мужу внимание уделять, ценить его. как человека. А еще, не надо слушать маминых советов, надо жить в своей семье, своим умом.". 
   Поезд продолжал постукивать и укачивать пассажиров. Скоро Наташе выходить. Встретит ли ее Сашка?


Рецензии
Очень хороший, поучительный рассказ.Трудно не заиграться с родительской любовью.Отдавая самый лакомый кусочек своим чадам.Трудно отказывать и наказывать,но без преодоления этих "трудностей" получаются "принцессы" и мажоры, которые вырастают и превращаются в несчастных монстриков, у которых почему-то не получается создать собственную семью.Они жалкие и несчастные в своём убеждении "жить для себя", но не этому ли их научили предки.Если раньше детей с детства приучали к труду, то теперь мы сами приучаем их к празднеству.А потом... Давайте разумно любить своих детей, вкладывая им в головы дедовские:"старые истины".Спасибо за рассказ и повод пофилософствовать.Творческих удач,и хорошего настроения.

Волшебник Рувеан   07.04.2018 16:00     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Вы правы, как всегда.

Александра Румянцева3   07.04.2018 16:59   Заявить о нарушении