Струны понимания. Часть 3. Глава 61

Часть третья. ОТ САМОСТИ К САМОСОЗНАНИЮ.

Глава 61.

1. В нашу эпоху, когда и отдельные люди и целые страны стремятся выбраться из водоворота глобализации и утвердить собственную независимость и самодостаточность, понятие суверенитета, не только государственного, но и личного оказывается вновь востребованным. Но в чем, собственно говоря, состоит такой суверенитет и где проходит грань между подлинным и мнимым суверенитетом?

2. Типичные определения суверенитета понимают его главным образом, как способность индивида или общества полновластно владеть собою, как собственностью, неограниченно распоряжаться собой как вещью, то, что в римском праве именуется правом пользоваться и злоупотреблять чем либо по своему усмотрению ius utendi et abutendi. Таким образом с точки зрения контекстного анализа (разработанный мною метод использования матрицы идентичности/контекстограммы для целей исторического и философского исследования, она представляет собой геометрическую диаграмму, состоящую из трех квадратов, два меньших из них вписаны в большие таким образом, что их углы расположены на серединах сторон большего квадрата. Каждый из углов всех трех квадратов содержит в себе определенное смысловое контекстное поле, а соединяющие их линии образуют разнообразные смысловые парадигмы идентичности) носитель такого собственнического властного суверенитета расположен в верхнем центральном контекстном поле субьекта власти F, а человеческая личность, которой он распоряжается, в нижнем центральном контекстном поле обьектов/ценностей Н.

3. Эти верхнее и нижнее контекстные поля соединяются центральной инструментальной вертикальной осью FH. Итак согласно букве собственнического определения суверенитета личность в данном случае действительно оказывается вещью “говорящим орудием”, принадлежащим носителю такого суверенитета. Но кто же этот носитель суверенитета, который присвоил себе право так распоряжаться “собственной” личностью и откуда у него такие полномочия?

4. При ближайшем рассмотрении оказывается что этот носитель не что иное, как эго или самость, то есть наиболее поверхностная, поглощенная материальными интересами и желаниями часть личности. И вот этой самости, которая неспособна толком следить за собой, вручаются согласно этому принципу субьективной власти, права на распоряжение всей личностью.

5. Проекция эго F, как сгусткa желаний, мнений, интересов и намерений на нижнюю горизонталь СD среднего квадрата ABCD контекстограммы, образует треугольник или иначе говоря пирамиду CFD, где С это нижнее правое контекстное поле автономной личности (как принимающего решения индивида, не будем путать его с самостью), а D это левое нижнее контекстное поле мира/рынка. Между ними, в середине горизонтали CD в контекстном поле обьектов/ценностей H находится личность, порабощенная собственной самостью F, как носителем субьективного властного суверенитета. Эту парадигму CFD мы будем наывать эгономикой.

6. Свободна ли личность как обьект собственности внутри эгономного субьективизма? Может ли она сама определять свои поступки. Конечно нет. Ведь и ее господин самость/эго также не свободно, его носит ветром по морю желаний и интересов, которые постоянно меняются и изменяют положение эго, оно нынче здесь, а завтра там и часто смещается ветром обстоятельств и влияний вопреки своему намерению.

7. Согласно такому собственническому определению индивидуального суверенитета алкоголик или наркоман суверенен в своем праве встать на ноги, отправиться на улицу и купить себе нужное ему зелье. На самом ли деле он суверенен? Конечно нет, ведь им полностью управляют моментальные желания, собственность на личность у него есть, а самосознание неразвито, фрагментировано и не способно взять эти желания под контроль и перевернуть жизнь к лучшему, даже тогда, когда сам он искренне хочет этого.

8. Значит есть суверенитет мнимый и суверенитет подлинный. В мнимом суверенитете нисходящее властное отношение собстенности преобладает над восходящим самосознанием, интересы и желания господствуют над смыслами и значениями. В подлинном суверенитете наоборот самосознание преобладает над властью и собственностью, значения и смыслы интегрируют желания и намерения.

9. В контекстограммме этот подлинный суверенитет отображается треугольной восходящей проекцией НАВ из центрального нижнего контекстного поля обьектов ценностей Н, где находится освобожденная самосознанием личность, на верхнюю сигнификативную/означающую горизонталь АВ, соединяющую левое верхнее контекстное поле общих принципов А (таких как истина и справедливость) с правым верхним контекстным полем конкретных жизненных форм В.

10. Эту восходящую треугольную парадигму НАВ подлинного, опосредованного самосознанием суверенитета мы назовем гипономикой. С некоторыми упрощениями (оставляя пока в стороне месономный цикл) можно сказать, что это одна из основных парадигм духовного поиска и развития, которой пользовались такие люди, как Сократ и Иисус.  В следующих главах мы подробно рассмотрим эту парадигму внутри более общей смысловой динамики идентичности.


Рецензии