Поездка в Ташкент в 2014г

вот решила записать свои впечатления от поездки в Ташкент в 2014г.
 конец июня- начало июля

   Как же я долго ждала возможности снова поехать в свой родной Ташкент! Была там 5 лет назад. Тогда было множество встреч и впечатлений за те 10 дней, что я там была. И вот снова заныло сердце и потянуло туда. Ездила бы чаще, но поездка – это, во-первых, дорого, во-вторых, никогда не знаешь- где остановиться и главное – зарегистрироваться, т.к. там это обязательно.

   И вот удача – со мной хочет ехать моя двоюродная сестра Нина, которая также много лет прожила в этом городе. В этот раз я категорически не хотела ехать на поезде , хоть это и дешевле. Но 3,5 суток трястись в вагоне – жаль и времени и нервов. Самолет через Москву – прямых рейсов из Перми нет, но мы решили брать билеты за 3 месяца – это гораздо дешевле. Тут нам повезло, работник турфирмы нашел нам очень дешевые билеты.

   Следующим этапом было найти жилье. Я уже 2 раза останавливалась у своей соседки – пенсионерки, проживающей этажом ниже нашей бывшей квартиры, она жила одна в трехкомнатной квартире. Нина переписывалась в интернете со своими бывшими сослуживцами и договорилась, что будет гостить у одной из них - Зины. Моя Лиля Алексеевна в интернете не присутствовала, я вела переписку через ее дочь в Одноклассниках. Написала ей, что хочу приехать, она мне ответила, что мама не против. Сообщила, что мама стала терять зрение и недавно ей сделали операцию на глаза. Мне стало немного неудобно, что может быть, ей не до меня. Был еще запасной вариант – остановиться у нашей общей двоюродной сестры. Но там был ряд обстоятельств, что это нежелательно.

   И вот приближается день отъезда. И дочь Лили пишет мне, что мама попала в больницу- у нее инсульт. И звонит мой родственник из Москвы – сын двоюродной сестры в Ташкенте и сообщает, что у нее остановиться не удасться, так как ее оформили в больницу, не лечиться, но по обстоятельствам, что за ней некому ухаживать (она инвалид по психике и осталась одна, муж умер, сын уехал), т.к. родственники все уехали на лето в Россию. Как говорится – приехали!
Срочно связываюсь со своими знакомыми в Ташкенте, прорабатываю варианты остановки там. В общем – еду туда не знаю куда.

   И вот мы прилетаем в Ташкент. Ночью. Проходим таможенный контроль, оформляем декларацию, чемоданы наши не проверяют, и вот мы на свободе! Не знаем - встретят ли нас. И вот Нину встречает ее подруга Зина на машине со своей дочерью. Везут нас по ночному Ташкенту, впрочем, уже предутреннему, светало. Я прошу разрешения сначала поехать к ней, чтобы по ее телефону связаться с моими знакомыми. Нам разрешают и Зина говорит, что вообще-то она думала, что мы вдвоем у нее остановимся и это намного удобнее нам жить вместе. Чудная Зина! Настоящая гостеприимная, радушная хозяйка! Мы приехали к ним домой на массив "Ясный". Там познакомились с ее мужем, снохой, внуками. Они угощали нас курицей, и я сразу почувствовала, насколько ташкентская курица вкуснее нашей, безвкусной. Ее муж сказал, что корма и удобрения нынче дорогие и курей откармливают натуральной пищей.

   Зина предоставила нам по отдельной комнате, муж уехал жить на дачу, с нами остались ее внуки – мальчишки-школьники, домашние мальчики.

   Первым дело я позвонила дочери моей знакомой Лили. Новости были ужасными – Лиля в коме и врачи прогнозируют худшее.
   Зато новости о нашей сестре удалось узнать очень скоро. Оказалось, что дочь Зины работает именно в той больнице, куда положили нашу сестру, и она быстро узнала, в каком отделении и в какой палате та находится, и когда можно ее посетить.

   И вот наконец можно поехать в город. До ЦУМа мы решили доехать на такси, т.к. таксовали там многие и цены были просто смешные. Что проехать на маршрутке нам двоим, что на такси – цена одна. И в дальнейшем мы часто передвигались таким способом. Мы решили не говорить таксисту, что мы приезжие (думали, что так он меньше с нас возьмет), но он нас кажется раскусил, он задавал нам какие-то вопросы, мы отвечали невпопад, а он посмеивался себе в усы над нами. Например, мы сказали, что пойдем сейчас охладимся от жары в ЦУМе- там же кондиционеры. На самом деле в ЦУМе было жарко, кондиционеров не было. Их убрали после того, как мы уехали из Ташкента – дорого содержать. Из товаров – в основном текстиль и небогатый набор одежды. Зашли мы и в продуктовый магазин. Выбор продуктов есть, много соков местного производства. Мы взяли на пробу и были приятно удивлены качеством, свежестью соков – действительно, чувствовалось, что это натуральные соки и причем дешевле, чем в России. И соки мы там покупали почти каждый день, особенно из ягод – смородина, малина, ежевика и яблоко.

   Устали и решили зайти в кафе перекусить. Зашли в кафе на углу , около Драмтеатра (раньше там был Баскин-Роббинс). Зашли в зал, заказали окрошку и чай. Но потом решили переместиться на улицу, т.к. включили футбол. Сели за столик. Официант из зала принес нам фотоаппарат, забытый нами на сиденье в зале. Это было приятно. Мы покушали и наблюдали такую сцену. Рядом сидели 2 парня и когда официантка расчиталась с ними, они дали ей чаевые. Девушка была молоденькая, узбечка, она вернула им чаевые, сказала, что не надо. И ушла. Парни посмеялись и все-таки оставили деньги на столе. А мы удивились такой сцене – в России такого не могло произойти, наверное.

   Мы еще погуляли – пошли к Голубым куполам, стали там фотографироваться с задней стороны, у клумб. Но к нам вышел какой-то охранник и попросил тут не фотографировать. Это было странно.

   Когда мы собрались домой, то по привычке пошли на остановку, где когда-то останавливался 1-й автобус, идущий на наш массив ТТЗ. Мы прождали минут 15 и поняли, что автобусы тут вообще не ходят. Рядом на бывшей остановке стояли молодые ребята-узбеки с девушками. Мы спросили их, где автобусная остановка. И они стали объяснять, где она (около ЦУМа) и не просто объяснять, а ребята стали нас конкретно провожать до этой остановки(!) Мы их поблагодарили и попросили не обижать девушек. Мальчики нас приятно удивили. Остановка автобусов оказалась в месте, где раньше было кольцо трамвайное.

   На следующий день мы едем в центр на площадь Мустакиллик (Независимости) – там можно погулять среди фонтанов и цветов, среди хвойных деревьев, которыми щедро усажена бывшая когда-то площадь, а теперь это больше похоже на парк. Мемориал павшим в ВОВ, вечный огонь, величественные скульптуры женщин-матерей на площади,- все очень красиво. Можно после прогулки просто посидеть на скамейке и дышать целебным хвойным воздухом. Там гуляло много народа, но в основном местные, туристических групп мы не видели ни разу.

   Потом прогулялись вдоль речки Анхор, зашли в кафе поесть мороженое. Но потом поняли, что очень жарко и дальше площади и речки гулять некомфортно, и вернулись домой. Зато вечером я повезла Нину к ЦУМу снова – я то знала, что там цвето-музыкальные фонтаны, а она не знала и для нее это был сюрприз. Было очень приятно гулять рядом с фонтаном, среди брызг и любоваться переливами света и музыки. Народу было много, гуляли с детьми, были и другие развлечения – телескоп , например. Возвращались мы уже затемно, сначала на метро, а потом на автобусе от метро М. Горького. И поразило, что в автобусе были в основном мужчины. Видимо, здесь не принято, чтобы девушки и женщины гуляли так поздно. Но они все же были.
 
   Еще один день мы посвятили Японскому саду и Мемориалу жертвам репрессий. В саду мы сидели на скамейке, а вокруг нас гуляли павлины, утки, журавли. Павлин подходил прямо к нашей скамейке, обошел ее вокруг. Уточки плавали у берега. Мы охладили свои ноги в озере и погуляли в тени, так как на улице было очень жарко. Потом пошли к Мемориалу. Вдоль тротуара были фонтанчики, создающие микроклимат, а иначе было бы совсем жарко, мы перекусили в столовой и попили горячий чай, чтобы набраться сил. Чтобы гулять в жару – нужно здоровье.

   Почти через день мы навещали свою сестру в больнице, варили ей угощенье, и ехали на другой конец города- на Переушку. На такси или на 13 трамвае. Теперь трамваев в Ташкенте уже нет, так что нам удалось там покататься в последний раз.
 
   Побывали мы и на ТТЗ – походили по рынку, навестили дом, где раньше жила Нина, съездили к дому, где жила я. Там погуляли и пофотографировались – посмотрели новый стадион Локомотив, построенный на месте старого и погуляли в детском парке рядом с ним. Там был маленький зоопарк с птицами. Прошлись и во дворе моей 210 школы. В общем, прошлись по родному массиву Ташавтомаш. Он во многом изменился, но выглядел ухоженным и обновленным, а это все равно приятнее, чем если бы там было запустение и хаос.

   Вечером Нина уехала с Зиной и детьми на дачу, а мне необходимо было остаться, т.к. свершилось то, чего я так боялась – тетя Лиля умерла, не приходя в сознание и на следующий день были назначены похороны. Я обязательно должна была там присутствовать и не потому, что она моя соседка и хороший человек. Дело в том, что в предыдущий свой приезд 5 лет назад мы оформили один документ. Задолго до этого Лиля попросила переговорить мне с моей мамой о том, чтобы она дала свое разрешение на то, чтобы Лилю похоронили рядом с моим отцом (!). Дело в том, что мой папа и все родственники Лили похоронены на кладбище ГЭС-Кадырья, это очень старое и маленькое кладбище, и там уже запрещено кого-то хоронить. У родственников Лили, в ограде, где и ее муж похоронен, места свободного якобы больше нет, и если у нее на руках будет свидетельство о смерти моего отца, то им дадут разрешение. И вот 5 лет назад мама моя дала разрешение и мы с Лилей получили дубликат в ЗАГСе и я передала его ей. Все эти годы, когда мы уехали, Лиля следила за могилой моего отца, навещала ее, я в благодарность каждый год присылала ей бандероль со сладостями. В общем, это долгая история. Еще Лиля говорила, что я хоть иногда приезжаю в Ташкент, а ее дочери наверное и на могилу к ней не придут – все им некогда. Но скорее всего, она это говорила зря - дочери у нее любящие и заботились о ней. Но ее слова сбылись – по крайней мере один раз я навестила ее могилу и именно в день ее похорон. И присутствовать мне было там необходимо, потомучто хоронили ее рядом с моим отцом. Вот такая история. Так что в этот день мы были на отпевании в церкви на Боткина, на кладбище ГЭС-Кадырья, где мне удалось договориться с работниками кладбища , чтобы они привели потом могилу в порядок и все покрасили, я дала им денег на это. Конечно, больно было смотреть на все это, это был скорбный день и ужасный. Но видимо, этому суждено было произойти именно в мой приезд.

   Эх, Лиля, такая энергичная женщина! В прошлый мой приезд она рассказывала, как боролась с коммунальщиками по поводу подачи горячей воды, дошла до прокурора и победила (сняли начальника управляющей компании). А в этом году, как рассказывала дочь, она воевала уже с другой организацией и дело дошло до суда. И инсульт у нее произошел за день до судебного заседания. Видимо, эти волнения не прошли даром, да еще операция на глаза привели к печальному результату. Вечером были поминки в столовой на ТТЗ-4. В общем, тяжелый был день.

   На следующий день я решила навестить своих друзей и соседей. Съездила в свой дом, зашла к соседям, оттуда позвонила Мае, с которой раньше работала. Мая сказала «только не пугайся, когда придешь». Я не знала, в чем дело. А когда пришла – опешила – Мая была на инвалидном кресле. Маечка, сколько она пережила. Она рассказала мне о своих бедах, об операции. Хоть встреча получилась не совсем радостной, но я все равно рада, что повидала ее и Алика – ее мужа, который также работал в нашем отделе ОГТ.

   Мы попрощались и я отправилась к своей однокласснице Свете. С ней мы иногда перезванивались и переписывались по интернету. И в прошлый раз я также с ней виделась. Света – веселый человек, любит шутку и смех. К тому же к нам присоединился ее муж, также очень позитивный и общительный человек. Вот так и прошел день – в общении со старыми знакомыми.

   На следующий день вернулись с дачи Зина и Нина. С Ниной мы решили съездить за город – на озеро Чарвак, в горы, т.к. жара крепчала, приближалась чилля и в городе находиться было некомфортно. На ТТЗ, около поста ГАИ останавливаются множество автобусов и маршруток, которые едут за город. И на Чарвак мы поехали на маршрутке. Я соскучилась по этим пейзажам, по горам и природе. Доехали до озера. И наблюдали там такую картину – местные женщины купаются в платьях, лежаки очень дороги, а когда мы хотели расположиться на травке в тени деревьев, нас стали выгонять уборщики мусора и говорить, что здесь нельзя отдыхать – нужно брать на берегу лежаки. Нам это все не понравилось. Мы дождались, когда мусорщики уйдут и пошли искать себе тихое место подальше от толпы. Обогнули озеро справа и расположились там, где вообще никого не было. Вода была чистая, но холодная. Но мы все равно немного поплескались, и позагорали в тени деревьев. Воздух и горная природа были чудесными, не жарко, не хотелось даже уезжать , но делать нечего- пришлось возвращаться в город. Назад добираться было сложнее – не было ни автобусов, ни маршруток. Может быть, надо было ехать раньше. В результате пришлось ехать на такси.

   Еще у меня в Ташкенте была запланирована встреча с виртуальным другом – наргизовцем. Поклонники певицы Наргиз переписываются и общаются не только в интернете, но и в реале при любом удобном случае. И вот такой случай настал. Лена Чурикова обещала мне показать место, где можно заказать футболку с изображением Наргиз. Понятно, что в Ташкенте это дешевле, чем в России, и футболки там свои – хлопчатобумажные. И вот мы встретились с ней на Дархане – она там работает в салоне красоты стилистом и фирма, где делают футболки, находилась в этом же здании. Мы побывали у Лены в салоне – там очень красиво, пофотографировались на улице, и я пошла заказывать футболки. Все прошло удачно.

   Оттуда мы с Ниной пошли в парк Тельмана. Раньше мы там часто отдыхали. А сейчас там детский парк, карусели расчитаны на дошколят, и гуляют там в основном мамы с детьми. Но там было много тени и можно было посидеть за столиком и попить чай. Чай нас опять спасал от жары . Но все равно было жарко, даже в тени, т.к. тут не было фонтанов. Когда мы пили чай, меня поразило, что официантом работал молодой русский парень. Как-то непривычно это смотрелось, но я знаю, что с работой в Ташкенте туго и любая работа – это благо.

   Гуляли мы и в Сквере Революции и по Бродвею. Там очень пустынно – после того, как в Сквере вырубили деревья, гуляют там только заезжие туристы, которые даже не догадываются, что раньше здесь был чудесный тенистый парк с огромными столетними платанами, посаженными еще при царском режиме. На Бродвее также людей мало, торгуют картинами в основном узбеки, может быть, и не своими. А ведь когда-то тут было так многолюдно - были кафе, где можно было посидеть, и людей гуляло гораздо больше. Мы полакомились мороженым – очень вкусное на Бродвее. А в магазине даже есть русское мороженое, но по цене космической (привозное). В центре в европейских магазинах цены на одежду тоже космические.

   Побывали мы в гостях у одной нашей общей знакомой и подруги Нины. Она жила за городом. Сестру навещали раза 3-4 в больнице по 13 трамваю. Еще удалось побывать в Русском драмтеатре. Правда, в тот день показывали пьесу, которую я уже смотрела в предыдущий свой приезд. Билеты в театр очень дешевы (на наши деньги рублей 20-35), в зале кондиционер, прохладно. Ташкентский театр мне всегда нравился - и репертуаром (в основном - зарубежные пьесы) и артисты прекрасные.

   В предпоследний день – уже в разгар жары, Нина позвала на рынок вещевой, интересно было, чем там торгуют. Поехали на какой-то новый рынок в сторону Зоопарка по кольцевой дороге. Да уж, тут колорит местный ! Фасоны одежды все однотипные – мы насчитали фасона 3-4, которые повторяются только с разными тканями. Цены дорогие – почти как в России, но дело в том, что в России такие фасоны не носят. Жара досаждала не только нам. Бедные продавцы не знали куда от нее деваться. Порой мы заходили в магазинчик (обычно двери закрывались прозрачным пластиковым занавесом, а внутри работал кондиционер или вентилятор), а измученный жарой продавец лежал на полу на матрасике, и изнывал от жары. Базар состоял из маленьких отделов-магазинчиков с отдельными входами. В общем, это был потерянный день и мы вернулись домой, закупившись какими-то мелочами.

   Мы ездили в конце июня и начало июля – довелось попробовать там и черешню, и урюк, и персики и арбуз, поели шашлыки в каком-то кафе на "Ясном", куда нас пригласила Зина, она сказала, что всех своих гостей водит туда на шашлыки. Все было вкусно. Единственное, в чем хочу предостеречь всех – ни в коем случае после кисло-молочных продуктов (в нашем случае – окрошка) не есть потом урюк или абрикосы. Мы на этом попались, как лошарики. И отдых был немного подпорчен, правда ненадолго.

   Еще забыла сказать, как проходит регистрация временная. Пришлось ехать в паспортный стол, платить кажется 3 доллара там же в кассе и платить немного сумов за то, что специальные девочки заполнили нам формы на прописку. Очередей в общем не было, хоть нас и пугали, что в это время там меняют паспорта всем и очереди кругом. Когда получали паспорта у начальника ОВД, было приятно, что он очень дружелюбно с нами разговаривал. У Зины спросил «Вы добровольно их прописываете?» А у нас спросил «Скучаете по Ташкенту? Приезжайте еще» и еще шутил. Мы подумали, что в России никто в ОВД не будет с вами так по-домашнему шутить и разговаривать.

   В общем, впечатлений масса. Особенно приятно было посещать базар. Цены на овощи и фрукты такие смешные, мы там просто веселились, вот где можно было позволить себе любые покупки.


Рецензии
Интересно. Не был в Ташкенте после отъезда в !999 г. По названиям места знакомые, но их, судя по описаниям, не узнать. Мы были почти соседями - я жил на Высоковольтном массиве близ Кольцевой автодороги. Приятно вспомнить.

Анатолий Белаш   27.07.2022 22:47     Заявить о нарушении
В Ташкенте все меняется стремительно. Современный, чистый, но старины осталось мало. Но приятно пройтись по знакомым местам. Рада, что находятся земляки, кто может понять мои чувства

Марина Пермская   31.07.2022 07:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.