Русская фольклорная сказка. Ю-Ю

   Публикуются русские сказки, переработанные для озвучки. 2450 сказок.
   Сказка фольклорная не писалась, а передавалась из уст в уста. Для лучшего их усвоения на земле, сказочники передавали сюжеты особым образом, с определённой ритмикой, а в некоторых местах и каким-то внутренним мотивом.
   Ритмический строй именно фольклорной сказки лучше чувствуют поэты. Они сразу чуют где литературно правильно выстроенная фраза, а где неправильный фольклор.
++++++++++++++++++++++
====
          Ювашка Белая рубашка. Жил-был царь. Пермь. Сказка!!
....
     Жил-был царь.
     И в этом его царстве однажды пропали и белое солнце, и белая луна, и частые звёзды, и глухие полночи.
     Посылал царь думных сенаторов за народом. Народу много сошлось. Подавал царь по чаре и по две и спрашивал:
     — Господа думные, и сенаторы, и простонародие! Не знаете ли, где делись белый день и красное солнце, и белые луни, и частые звёзды, и глухая полночь?
     Все отказались, никто не знает и не ведает.
     А был у царя Ювашка-слуга, выше себя голичок поднял, торнул об пол и пол проломил.
     — Я знаю, где взять, и разыщу всё это! Пошли меня, Ваше Царское Величество!
     — Что тебе, Ювашка, надо с собой?
     Ювашка сказал:
     — Дай мне коня, товарища и денег на дорогу! Одному тоскливо ехать.
     Всё ему дали и поехали они в путь. Ехали близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли, доезжают до такого места, где стоит избушка на козьих рожках, на бараньих ножках, повёртывается.
     Кричит ей Ювашка:
     — Стань, избушка, по-старому, как мать поставила, к лесу задом, ко мне передом!
     Избушка стала. Там Яга Ягишна лежит, в стену упёрла ногами, а в другу головой. Ругается, фыркает она:
     — Фу-фу! ; Русского духу отроду не слыхала, русский дух ко мне на двор пришёл?
     Ювашка ей и говорит:
     — Напой, накорми сначала, старуха, тогда у меня вестей расспроси!
     Она сейчас встала, стол поддёрнула, щей плеснула, ногу подняла и пирог подала, титечками потрясла и молочка поднесла, ножки возняла и ложки подала. Тут только и стала его спрашивать:
     — Куда же ты, Ювашка-дурашка, поехал-от?
     Отвечает ей Ювашка:
     — Я поехал за белым днём, за красным солнцем, за белою лунью, за частыми звёздами, за глухою полночью.
     Говорит ему старуха:
     — Ювашка, ты не езди! Это у наших братьев есть. Только один брат шестиглавый, другой девятиглавый, а третий двенадцатиглавый.
     Отвечает ей Ювашка:
     — Да ладно бабка. Царь послал, он спросит.
     Ювашка поехал всё-таки. Сказала Яга Ягишна на дорогу ему:
     — Взад поедешь, так заедь ко мне в гости!
     — Ладно, ; сказал Ювашка, ; как тут мимо тебя проехать-то, не проедешь, даже если и захочешь.
     Доезжают они через скоро время до другой избушки, также повёртывается на козьих рожках, на бараньих ножках. Кричит Ювашка:
     — Стань, избушка, по-старому, как мать поставила, к лесу задом, ко мне передом!
     Избушка стала. Они зашли. Смотрят другая Яга Ягишна лежит, в стену упёрла ногами, а в другу головой. Кричит она:
     — Фу-фу, русского духу отроду не слыхала, русский дух ко мне на двор пришёл!
     Ювашка ей говорит:
     — Ты старуха напой, накорми сначала, тогда вестей расспроси!
     Она сейчас скочила, стол поддёрнула, щей плеснула, ногу подняла и пирог подала, титечками потрясла и молочка поднесла, ножки возняла и ложечек подала.
     — Куда же вы поехали? ; Спрашивает старуха.
     Отвечает ей Ювашка:
     — Поехали мы, старушка, за белым днём, за красным солнцем, за белою лунью, за частыми звёздами, за глухою полночью.
     Всплеснула руками Яга и говорит:
     — Не езди Ювашка-дурашка! Это у наших братьев: – один брат шестиглавый, другой девятиглавый, а третий двенадцатитиглавый!
     — Не могу-таки не поехать. Царь приказал, перед царём ответствовать придётся!
     Просит его Яга:
     — А поедешь взад, Ювашка, коли жив-то останешься, так ко мне заедь!
     Ехали близко они ли, далёко ли, низко ли, высоко ли, доезжают они опять до избушки. Стоит избушка на козьих рожках, на бараньих ножках, повёртывается.
     Приказывает ей Ювашка:
     — Стань, избушка, по-старому, как мать поставила, к лесу задом, ко мне передом!
     Избушка стала. Зашли. Глядят, опять Яга Ягишна лежит, другая только. В стену упёрла ногами, а в другу головой. Кряхтит на Ювашку:
     — Фу-фу, русского духу отроду не слыхала, русский дух ко мне на двор пришёл!
     Говорит ей Ювашка:
     — Яга Ягишна, ты по русскому обычаю нас накорми сначала с дороги-от, тогда вестей расспроси!
     Она скочила, стол поддёрнула, щей плеснула, ногу подняла и пирог подала, титечками потрясла и молочка поднесла, ноги возняла и ложечек подала. Села супротив и стала спрашивать:
     — Куда же ты, Ювашка, поехал?
     Говорит ей Ювашка:
     — Я поехал за белым днём, за белою лунью, за частыми звёздами, за глухою полночью.
     — Не езди Ювашка-дурашка. Живым не будешь! Это у наших у братьев: – один брат шестиглавый, другой девятиглавый, а третий двенадцатиглавый.
     — Нет, ; говорит Ювашка, ; Всё-таки поеду, царю обещал, царь и спросит!
     Говорит ему тогда Яга:
     — Взад обворотишься, так заедь ко мне в гости!
     — Заеду. ; Обещал Ювашка. ; Мимо тебя не проскачешь, не проедешь.
     Ехали они близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли, подъезжают к морю. У моря стоит терем, у этого терема столб стоит, на столбе подпись:
     — Если двое, так две ночи ночевать, а если трое, так три ночи ночевать!
     Тут как раз шесть волнов ударило на море – из воды выходит шестиглавый Идолище. Увидал Ювашку, стал кричать да ругаться:
     — Что это такого мальчишку Бог сегодня мне прислал на съеданье, маленького?
     Сказал Ювашка:
     — Мал, да не съесть скоро!
     А Идолище шумит:
     — Я никого не боюсь! Боюсь только Ювашки Белой Рубашки, дак он ещё молод, сюда ему не дойти!
     Ювашка ему и говорит:
     — Давай побратуемся, там и посмотрим.
     Как полыснул Ювашко Идолище, так сразу у того и отшиб шесть голов. Поглядел после этого в левом кармане у него и в правом – нет ничего. Бросил тулово в море, а голову под камень, сам на отдых лёг.
     Сидит Ювашка, ждёт другого Идолища. Другие сутки уж подходят. Вот опять ударило девять волнов. Девятиглавый Идолище идёт из воды и кричит-шипит на Ювашку:
     — Ох, какого на съеданье мне маленького прислали!
     Отвечает ему Ювашка:
     — Мал, да скоро не съесть!
     — Никого я не боюсь, боюсь только Ювашки Белой Рубашки – он ещё молод, сюда добраться!
     — Давай побратуемся. ; Предлагает ему Ювашка. ; До двух раз отдыхать только.
     Первый раз пласнул его Ювашка, так шесть голов отшиб Идулищу. Говорит Ювашка:
     — Стой, чёрт! Ногу трёт.
     Снял с себя сапог, бросил в терем, тут у терема половина крыши слетела.
     Засмотрелся Идолище, Ювашка и остатки голов отшиб у него.
     Поглядел в левом кармане и в правом – нет ничего.
     Тулово бросил в море, а голову под камень.
     Сам лёг на отдых. На третьи сутки глядел больше на море.
     Тут двенадцать волнов ударило – идёт двенадцатиглавый Идолище к нему.
     — Ох, какого маленького на съеданье мне прислали!
     Отвечает ему Ювашка:
     — Мал, да не скоро съешь! Видишь зелен виноград, не знаешь, как ещё убрать его!
     — Я никого не боюсь! Боюсь Ювашки Белой Рубашки, он ещё молод!
     Предлагает ему Ювашка:
     — Давай побратуемся! До двух раз отдыхать!
     Первый раз сразились – шесть голов Ювашка отшиб у него. Отшиб, и говорит:
     — Стой, чёрт, ногу трёт!
     Снял сапог, бросил в терем, так у терема крыша слетела.
     Засмотрелся Идолище на это, Ювашка и остатки голов отшиб у него.
     Поглядел – в правом кармане красно солнце и белые луни, а в левом оказалось – частые звёзды, глухая полночь. Всё это он забрал, бросил его тулово в море, а голову под камень.
     Сели товарищи на вершну и поехали. Доезжают до первой Яги Ягишны, слез Ювашка с вершной и говорит товарищу:
     — Ты айда дальше, а я послушаю под окном, что она будет говорить!
     Товарищ едет, Яга-Ягишна его увидала и кричит:
     — Вон варнаки-то, моих братьев кончили, думают также нас кончать. Не скоро! Я забегу вперёд, сделаюсь жарой, будет сад, в саду будет колодец: как в колодце воды напьются, их на три части разорвёт!
     Выслушал Ювашка здумки старухины, сел на своего коня. Поехали они в путь-дорогу. Немного отъехали, вдруг и сделались духота и жара, и сделался сад, в саду колодец. Подъехали к саду, товарищ его говорит:
     — Надо напиться, жарко!
     Ювашка отвечает ему:
     — Погоди, товарищ, подержи-ка мою лошадь, я сбегаю!
     Взял он плеть, пошёл в сад, перекрестил этот колодец, плетью по колодцу ударил, Ягу Ягишну убил, и саду этого не стало.
     Подъезжают через скоро время они к другой Яге Ягишне. Дал Ювашка коня товарищу, а сам к окошку прикрался и выслушивает.
     Яга увидала, что товарищ едет и шипит на всю избу, что и Ювашке слышно:
     — Ах, подлецы-те! Братьев уходили, да и сестру-ту, и меня хочут! Я не так сделаю!
     А у неё дочь была, она и спрашивает:
     — Что ты, мамонька, сделаешь с ними?
     Шипит Яга:
     — Я забегу вперёд жарой, и будет сад, в саду будет колодец: – как в колодце воды напьются, их на три части разорвёт!
     Выслушал Ювашка тыи речи, сел на своего коня, поехали они с товарищем в путь-дорогу дальше.
     И тут как раз сделалась не черезо много время жара, появился сад, в саду колодец.
     Подъехали к саду. Товарищ говорит:
     — Надо напиться!
     — Погоди, товарищ, ; Ювашка говорит ему, ; подержи мою лошадь, я сбегаю, посмотрю, что там!
     Перекрестил Ювашка этот колодец, резнул Ягу Ягишну, убил, и саду не стало.
     Поехали товарищи дале. Вот через некороткое время приехали они к третьей тётке!
     Дал Ювашка товарищу лошадь, а сам скрался под окошко избяное, сидит, выслушивает, что она там говорит.
     Увидала Яга товарища в окошко и шипит на всю избянку:
     — Я ведь не так сделаю, как сёстры! Я забегу вперёд и сделаюсь бурей, как заглотну их сразу, и только!
     Он выслушал каверзу эту, сел на вершну, подогнал к товарищу и говорит:
     — Ты за мной не успеешь, мне гнать нещадно в селенье надо! А ты в другую сторону заворачивай. Она за мной полетит.
     Приезжает он в селенье прямо к кузнецу в кузницу.
     — Кузнец, сохраняй меня! Я царский посланник, тебе за это я заплачу! Надобно мне схорониться от колдуньи.
     Кузнец навалил угля, раздул двенадцать мехов и сделал в комнате жар. Бежит тут как раз Яга последняя. Как прибежала, так со многих крыш посрывала тёс, бежит бурей. Прибежала к кузнице и кричит:
     — Кузнец, отдай мне Ювашку!
     Он же ей говорит из кузни своей:
     — Если лизнёшь три раза горячую наковальню, тогда я тебе отдам!
     Кузнец-то её как раз накалил так, что из наковальни искры сыплют, красную накалил. Вытаскивает кузнец наковальню, приказал Яге лизать.
     Она два раза лизнула, он говорит:
     — Наковальня остыла, погоди Яга!
     Покалил ещё попуще и вытащил наковальню во второй раз. Она язык выпялила, кузнец за язык поймал её клещами, а Ювашке приказал молотом её бить.
     Долго её Ювашка колотил молотом, еле усмирил. Как её усмирили, кузнец Ювашке передал клещи, чтобы держать Ягу Ягишну, а сам склепал ей узду жалезную.
     Потом кузнец её сделал кобылой, обуздал. Приказал кузнец Ювашке:
     — Смотри Ювашка, у ней есть сын Олешка и дочь. Дочь сделается старухой. Станут они тебе говорить: Хорош, мол, ты молодец, на кобыле едешь! Ты ничего на ответ не говори!
     Ивашка на Ягу сел и поехал. Поехали в путь к царю своему. Навстречу идёт старуха какая-то и говорит ему:
     — Хорош ты молодец, да на кобыле едешь!
     Ювашка ничего с ней не говорит, одно своё понужает только Ягу. Не черезо много время бежит её сын Олешка Коротенька Ножка. Олешка скричал:
     — Хорош молодец, да на кобыле едешь!
     Ювашка не удержался и ответил:
     — Ладно, я на кобыле еду, а ты-то пешком идёшь!
     Олешка ссадил Ювашку тут с матери, отобрал у него красно солнце, и белы луни, и глухую полночь, все отобрал. А Ягишна оборотилась колдуньей и назад улетела.
     Загоревался Ювашка. Олешка ему сказал:
     — Ювашка, сослужи мне службу – я тебе всё отдам назад!
     — Какую ты службу на меня наложишь?
     — Я наложу на тебя такую службу: – у Яги Ягишны высватай мне дочь! Я сам не мог высватать. Тогда я тебе всё оборочу назад!
     Ювашка посулился высватать. Куда деваться-то, царь ждёт. Товарища оставил с Олешкой, а сам Ювашка отправился к Яге Ягишне.
     — Дожидайся, ; говорит Ювашка, ; я прибуду сюда скоро-наскоро.
     Доходит Ювашка до одного селенья, с горя берёт сороковушку водки:
     — Надо выпить! ; Говорит.
     А тут в кабаке пьяница какой-то сидит, смотрит на Ювашку и говорит:
     — Ювашка, не пей, подай лучше мне!
     Ювашка спрашивает:
     — А что ты горазд делать?
     — Я горазд хлеб есть! ; Пьяньчужка ему говорит.
     — Ладно, ; говорит Ювашка, ; пойдём со мной, работа есть.
     Пошли с ним двое, дошли до другого селенья. Заходят они в питейное заведение, берёт Ювашка сороковушку, хочет вино пить.
     Тут как раз присутствует другой пьяница. Он Ювашке и говорит:
     — Не пей, подай мне лучше!
     Ювашка отвечает ему:
     — Тут бесплатно не подают. А что ты горазд делать?
     — Я горазд в бане париться. Меня не запарить.
     Пьяница выпил Ювашкину сороковушку, пошли они теперь втроём. Идут они, идут и заходят в третье селенье. Берёт Ювашка сороковушку вина себе и говорит:
     — Вы, ребята, выпили, я не выпил! Хочу сороковушку всю испить.
     Тут как раз третий пьяница сидит. Он и говорит:
     — Подай мне сороковушку свою!
     Ювашка отвечает:
     — Тут так не подают, что горазд делать?
     — Я горазд воду пить.
     Не стал Ювашка пить, подал и этому.
     Пошли товарищи вчетвером дальше и заходят ещё в селение. Берёт Ювашка сороковушку, хочет пить:
     — Вы, ребята, выпили, я не выпил!
     Да тут опять находится пьяница, смотрит он на Ювашку и говорит:
     — Не пей, Ювашка, дай мне!
     Ювашка отвечает:
     — Рад бы. Да самому хочется. Да ладно дам, только что горазд делать?
     — Я горазд на небо летать и звёзды ловить.
     Не стал Ювашка пить, подал и этому. Составилось их теперь четверо.
     Идут они дальше, приходят через несколько время к Яге Ягишне. Яга Ягишна лежит, в одну стену уперла головой, в другу ногами.
     — Фу-фу, русского духу отроду не слыхала, а русский дух ко мне много нашёл!
     Ювашка сказал:
     — Ты, карга старая, сначала напой, накорми, у меня вестей расспроси.
     Она скочила, стол поддёрнула, дунула, щей плеснула, ногу подняла и пирог подала, титечками потрясла и молочка поднесла, ножки возняла и ложки подала.
     Ювашка ей и говорит:
     — Мы пришли к тебе за добрым словом, за сватаньем, а сватаем не за себя, а за Олешку Коротеньку Ножку!
     — Ну так что ж, ; отвечает старуха. ; Сослужите мне службы, которые я на вас наложу, так тогда я вам и дочь отдам! Сначала напеку я вам десять пудов хлеба. Если вы съедите в день, так вот вам и служба первая!
     Напекла она десять пудов хлеба. Ювашка сказал:
     — Кто горазд, ребята, хлеб есть!
     Выходит один пьянчужка и говорит:
     — Я, барин, горазд!
     — Ну давай, ешь!
     И он начал уплетать, только крошки летят. Съел этот хлеб в один час и говорит:
     — Барин, я не наелся ещё!
     — Вот ты старуха этакая, ; говорит Ювашка, ; ты и одного не смогла накормить!
     — Ладно, ; удивилась Яга, ; вот я другую службу наложу на вас: затоплю я баню, можете ли вы этот жар выдержать в вечер?
     До того она накалила эту баню, что каждый камень покраснел, потом послала их париться.
     — Что, ребята, кто горазд в бане париться? ; Ювашка спрашивает
     — Я, барин! ; Выходит второй пьянчужка.
     Пошёл он париться, в один угол дул, в другой дул. Сделался тут в бане мороз, и сугробы оказались снегу. Приходит из бани и говорит:
     — Барин, я озяб! Ничего не мог выпариться!
     Бабка не поверила, сбегала: – верно, холодно в бане.
     — Ещё наложу вам последнюю службу. Сколько у меня посуды есть, натаскаю воды, выпьете ли вы в день?
     Она натаскала воды, запростала всю свою посуду.
     Ювашка спрашивает:
     — Кто, ребята, горазд воду пить?
     Выходит третий пьянчужка:
     — Я, барин!
     К которой посуде подойдёт, всё выпьет. Так ничего и не осталось.
     — Барин, я не напился, а воды уж и нету!
     Сколь посуды ни было, всё он и выпил.
     Тут как раз и дочь Ягишны той выходит и говорит друзьям-товарищам Ювашкиным:
     — Вот, я звездой излажусь, сделаюсь, полечу. Поймаете меня, так ваша и буду!
     Ювашка сказал:
     — Полетай!
     А у друзей своих спрашивает:
     — Кто горазд на небо летать и звёзды ловить?
     Выходи четвёртый пьянчужка и говорит:
     — Я, барин!
     — Айда тогда, полетай, лови её!
     Этот самый пьяница сделался звездой, полетел и поймал Яги Ягишны дочь. Спустил её на землю. Она и говорит:
     — Послушай, Ювашка, я за Олешку замуж не пойду, а пойду за тебя! Только. Что я тебе прикажу, ты то и делай! На место мы приедем, он теперь стоит у провалища, дак ты перво-наперво выпроси у него красно солнце, и белые луни, и частые звёзды, и глухую полночь, отбери это всё к себе, потом ему мать мою не давай и меня не давай! Потом скажи, если ты, Олешка Коротенька Ножка, пройдёшь по этому месту, так я тебе мать отдам и невесту отдам!
     Так всё и сделал Ювашка. Только Олешка был не согласен. Но Ювашка не даёт ему ни мать, ни дочь его. Говорит:
     — Если ты не пройдёшь, я тебе ничего не дам!
     Олешка хотел схитриться, а Ювашка его фырнул, да и столкнул в провалище.
     Посадил жену на коня, а сам сел на Ягу Ягишну, на мать на кобылу, и поехали трое к царю. Приезжают к царю. Пущают белый день и красно солнце сначала. До вечеру доживают, пустили белые луни, частые звёзды и глухую полночь изладили, вовремя.
     Тогда Ювашка женился на Яге Ягишне дочери, повенчалися, а царь его за это похвалил, что он всё предоставил.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии