Паруса Ойкумены. Глава 19

1. В этой главе мы закончим контекстный анализ Послания апостола Павла к Галатам. Как мы выяснили в прошлой главе центральным пунктом его подхода являлось переосмысление второй конферономной фазы KCMBJ месономного цикла развития интуиций/логосов. Раннее христианство вообще утверждало себя прежде всего как религия Святого Духа, т.е. такая религия, которая позволяет вписать экзистенциальную динамику идентичности, отображаемую в контекстограмме двумя меньшими квадратами ABCD, EFGH, в энергетику развития духовных умопостигаемых интуиций/логосов, как моментов явленного Иисусом Христом вселенского, универсального Логоса.

2. Это развитие логосов отображается третьим большим квадратом контекстограммы JLKM, где J это верхнее центральное контекстное поле смысловых соответствий/Блага, связанное в раннем христианстве прежде всего с Богом и с Иисусом, после вознесения находящимся одесную Бога, L это левое контекстное поле смысловых полярностей/оппозиций/анализа/разделения, K  это нижнее центральное контекстное поле смысловых ориентаций/выборов/умаления, M это правое боковое контекстное поле новых смысловых сущностей и общностей/синтеза.

3. Поскольку экзистенциальные контекстные поля ABCD, расположенные в углах среднего квадрата, совпадают с серединами сторон большего месономного квадрата JLKM, это делает возможным интеграцию экзистенциального плана человеческого существования в более высокие духовные планы, такие, как месономный/атрибутивный и онтономный/субстанциальный. Насколько эта возможность оказывается реализованной на практике зависит от той или иной специфической системы духовного развития.

4. Вот значения экзистенциальных контекстных полей (справа налево, против часовой стрелки, начиная с правого верхнего угла А, который мы в дальнейшем будем называть левым, поскольку он левый, если исходить из точки зрения представленных сущностей и отвлечься от точки зрения наблюдателя) А общих принципов истины и справедливости, В конкретных жизненных форм и традиций, а в данном случае заповедей ритуального иудейского законодательства/галахи, С автономной личности/Свободы и D мира/рынка с господствующим в нем злом и соблазнами.

5. Помимо этого нам нужно иметь в виду значения экзистенциальных полей самого малого квадрата контекстограммы EFGH, углы которого вписаны в середины сторон второго большего квадрата ABCD. Вот эти значения: E среднее левое (а от наблюдателя правое) боковое контекстное поле “чужих”, аутсайдеров, например язычников в системе иудейского мировоззрения, F верхнее центральное контекстное поле субьекта власти, расположенное на сигнификативной горизонтали АВ между А и В, G среднее правое боковое контекстное поле “своих” привилегированных инсайдеров, например иудеев внутри галахического ритуализма, который критикует Павел, H нижнее центральное контекстное поле Служения/обьектов/ценностей, которое Павел связывает с приниженным зависимым положением/рабством верующих внутри критикуемой им иерархической морфономной идеологии BHD  элитарного ритуализма, которой, как мы видели придерживалась (за немногими, но значимыми исключениями в виде сюнетивистской формономной BCD и конферономной KCMBJ линии Гиллеля/Гамалиила, которая потом, через представлявшего эту традицию Иоханана бар Заккаи, после разрушения Храма основавшего раввинскую академию в Явне, положила начало развитию ортодоксального иудаизма. Впрочем в эту эпоху до разрушения Храма эта фарисейская традиция, в отличие от бескомпромиссной позиции Иисуса, шла на сознательный компромисс с господствующей морфономикой, что не мешало ей сохранять известную критическую дистанцию по отношению к храмовой верхушке и ее идеям, эта дистанция впоследствии помогла фарисеям преодолеть шок национальной катастрофы и создать новое религиозное мировоззрение) верхушка иудейской общины.

5. Все это нам необходимо учитывать для полноценного контекстного анализа цитируемых ниже текстов двух заключительных глав Послания к Галатам. Вот эти тексты. Начнем с пятой главы.

1. Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5. а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8. Такое убеждение не от Призывающего вас.
9. Малая закваска заквашивает все тесто.
10. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
11. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12. О, если бы удалены были возмущающие вас!
13. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя».
15. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17. ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20. идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси,
21. ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23. кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
(Послание к Галатам 5:1-26)

6. Как мы видим для Павла центральным здесь является соотношение рабства Н и свободы С (нижнее правое контекстное поле автономной личности). Он правда предостерегает своих слушателей от того, чтобы злоупотребить этой свободой для угождения плоти, то есть для тематизации нижней репрезентационной горизонтали индивид/мир CD вместо линии веры в Иисуса, находящегося в верхнем месономном контекстном поле Блага J. Эта линия безусловной веры, родоначальником которой Павел (согласно его утверждениям в предшествующих главах послания) считает Авраама, в контекстограмме может быть обозначена  в виде сочетания двух линий: нижней половины CI нормативной диагонали СА и верхней части IJ центральной оси КJ. Здесь I центральное контекстное поле смысловых взаимодействий, находящееся в центре/сердце всех трех квадратов контекстограммы, которое Павел связывает с центральным сердечным вероисповеданием и с Новым Заветом, обещанным пророками и написанным на скрижалях сердца.

7. Таким образом линия веры CIJ оказывается для Павла альтернативой линии иудейского ритуализма CBJ, где В как указывалось выше, это сам комплекс заповедей Торы/Закона, соблюдение которого индивидом С по мнению Павла теперь теряет центральное значение и не является обязательным для язычников (насколько можно судить Павел, обрезавший своего ученика Тимофея, мать которого была еврейкой и который поэтому мог считаться обязанным соблюдать ритуальное законодательство, не оспаривал необходимости соблюдения ритуального законодательства христианами из евреев, там, где это законодательство не препятствовало евхаристическому общению с нееврейскими христианами).

8. Павел также противопоставляет дела Духа, то есть поведение человека, вписанное через веру в Иисуса в энергетику месономного цикла, делам плоти, то есть поведению человека в условиях энергетических нехваток, связанных с изолированным, оторванным от бытийной основы экзистенциальным планом человеческого существования в этом мире.

9. Ну а теперь процитируем последнюю главу послания.

1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3. Ибо кто почитает себя чем;нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5. ибо каждый понесет свое бремя.
6. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
11. Видите, как много написал я вам своею рукою.
12. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13. ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17. Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
(Послание к Галатам 6:1-18)

10. Здесь Павел указывает на взаимную любовь верующих индивидов С внутри новой месономной религиозной общности/сущности М, преодолевающей противопоставление “своих”  G и “чужих” Е внутри экзистенциального плана, как на важнейший признак подлинной духовной реализации. Эта любовное отношение СМ в свою очередь является результатом правильных выборов, сделанных сначала самим Иисусом, а затем верующими в него людьми в нижнем центральном месономном контекстном поле К смысловых ориентаций/умаления/поругания/распятия (это поле расположено ниже нижнего центрального экзистенциального контекстного поля обьектов/ценностей Н, на нижнем продолжении центральной вертикальной оси JH) и гарантией будущего искупления и спасения верующих вместе с прославленным теперь Иисусом в верхнем центральном контекстном поле J.Таким образом Павел дает новое христианское осмысление второй конферономной фазы КCMBJ месономного энергетического цикла.

11. Что касается первой дифферономной фазы JALDK того же цикла, то она, как мы выяснили в книге Свиток и сапог,  была в полной мере разработана и осмыслена внутри энергономного DAB и дифферономного проекта самого Иисуса.

12. Углубленное осмысление левосторонних (обращенных влево, а от наблюдателя вправо большей стороной) парадигм идентичности энергономики DAB, харитономики CED (например в притче о самарянине), репарономики ВЕА Иисусом происходило также внутри комбинированной экзистенциально месономной парадигмы сюнетономики (от греческого слова сюнесис понимание/соединение) IALD , присутствие которой я выяснил в ходе контекстного анализа известных высказываний Иисуса об очищении/еде неумытыми руками (см. прошлую главу). Как мы увидим в ходе анализа первого Послания к коринфянам, у Павла сюнетономике Иисуса соответствует развернутая вправо аналогичная комбинированная парадигма софрономики (от греческого слова софросюне мудрость) ICMB, которая обеспечивает продуктивную тематизацию восходящей конферономной фазы месономного цикла.


Рецензии