О пост-музыке

Всякий стиль или жанр с момента своего появления проходит три стадии:

1) манифестация - взрыв или вспышка, всегда неожиданная и шокирующая, как гигантская молния в чёрных небесах; ужас и восторг охватывают всех, возникает мощное ощущение чего-то необычайного, неслыханного, божественного (в прямом, не религиозном смысле); этот период длится всего пару лет (панк - 1977-1979 гг., Блэк - 1993-1995 гг.), зачастую полностью меняя или трансформируя всю сферу (как, например, Nirvana в начале 90-х полностью изменили структуру рок-композиции - после них абсолютно все альтернативные группы играли в таком ключе); эта волна проявляет необычайно харизматических личностей;

2) отработка - когда за дело приступают, что называется, закатав рукава и по-настоящему всерьёз; выстраивается философема той или иной степени фундаментальности (Блэк беспрецедентно фундаментален, панк, индастриел, Готика - в значительной степени, дарквейв, дрим-поп, весь шугейзинг, как правило, не содержат глубинных концептологий, удостоверяя формат "искусства ради искусства" (что, кстати, весьма похвально)), образуется гигантская, всемирная "субкультура" (в действительности - авангард передовой культуры), особый взгляд на природу вещей; в этом русле много серьёзных работ, но пассионарности уже нет;

3) разложение - наконец, приходит пора, когда стиль умирает и разлагается, предоставляя сцену для дегенератов и дебилов всех мастей; бездарность этого формата настолько беспросветна, что удручает даже самих "деятелей", которые 100% даже не знают, зачем они это делают, ни имея ни ума, ни таланта, ни весомых на то оснований; в этой сфере мы видим практически всё, что носит приставку "пост" - это пост-рок, пост-Блэк, пост-Готика, пост-индастриел, пост-хардкор, пост-панк, пост-грандж и т.п.; чудовищный идиотизм и маразм этой сферы просто зашкаливает.

Возьмём для примера такой стиль, как пост-Готика. Это ужасно, попросту вредно для психического здоровья. - Вредно не тем, что ошарашивает, как впервые в жизни услышанный Mayhem или первые прочитанные страницы Ницше, а тем беспросветным маразмом, который постулирует данное направление, по какому-то недоумению относимое к Готике (революционный, между прочим, изначально стиль, а не только макияжный), имеющей очень серьёзную концептуальную проработку (Артур Макен, Обри Бёрдсли, Остин Осман Спайр, Кларк Эштон Смит, Говард Филипс Лавкрафт, готический роман, Уайльд, Бодлер, Гофман, По, кельтика, викканство (ведьмовство графства Корнуолл), ариософия). В пост-Готике типичная французская безвкусица, творческое бесплодие и полное интеллектуальное бессилие выступают доминирующими чертами, относясь к Готике только через приставку "пост". Трудно поверить, что столь изысканный и аристократический стиль мог породить столь кромешного и чудовищного ублюдка. Хотя, возможно, в этом тоже есть логика (быть может, тотальное уродство это просто изнанка гротескности, являющейся центральной; иначе говоря, по судьбе Готики видно, что распад и деменция изначально заложены в самом стиле).

Быть может, эти оценки завышены, а требования чрезмерны? Совсем нет. Можно сколько угодно слушать этот квазимузыкальный продукт, если хватит терпения (я могу слушать это максимум две минуты), в тщетной попытке уловить проработанную интеллектуальность, живые искры таланта, мощность революционного драйва, внешнюю эффектность редкой красоты (или некрасоты), искромётность броских метафор, гнетущую жуть Инферно, сияющие небеса высоких сфер, искусство перевоплощения, нивелированный артистизм, прихотливость музыкального материала (словом, всего, что можно видеть у великолепных Ghost, скажем), - ни-че-го...

Bon, продукт в русле пост-Готики - типичнейший пример того, что происходит со стилем на закате. И такого продукта очень много. Сама область поп-музыки и эстрады - это какие-то вымершие, совершенно деменционные образцы первичных авангардных стилей, вышедших некогда из кабаре и экспериментальных театров первой четверти прошлого века. То есть практически всё, что вы слышите в масс-медийном пространстве, - вся поп-музыка, все "звёзды рока", вся номенклатурная эстрада, - это суррогат, мёртвые образцы абсолютно деградировавших стилей. Исключения редки - можно по пальцам одной руки перечислить "звёзд", которых признают истинные творцы и считают своими. - Это Стинг, Милен Фармер, Бьёрк, у нас - Глюкоза, у хун-ну - страшненькая рожей, как все германки, Нина Хаген, однако с голосом в 5 октав и гротескностью через край (патологической или нет - тут уж можно поспорить; для гуннов такое поведение нормально*).

Дело доходит до того, что Милен Фармер, несмотря на плебейскую фамилию, скучнее которой трудно придумать и нарочно (т.е. фармер - "калхозник, фермер"), отмечается в числе выдающихся Готических исполнителей, - и это при Готической-то консервативности (консервативней Готики только Блэк - в нём любое отклонение от "генеральной линии" означает выбывание из жанра, посему пост-Блэк является абсолютным фаворитом отстойности). И, наверно, в этом что-то есть. Наличие стиля имеется, музыкальный материал примечателен и выходит за рамки обыденного. Впрочем, зная особенность французской музыкальной сцены, можно предположить, что композицию французы тупо отсосали у кого-нибудь (почти все знаменитые "французские мелодии" всяких там Мориа являются банальным плагиатом). В общем, для французов сойдёт. Ничего получше у них всё равно нет** )

__________
* См. мой очерк "Этнографические заметки: нравы немцев и не только".
** Лучшими "французскими" рокерами были певшие на английском греки Aphrodite’s Child (создатели стиля арт-рок).


Рецензии