Триллер. Суворова словА - для нас! Глава 19

Философский Детектив
по мотивам моей Поэмы
«Суворова слова - потомкам»

Глава 19

Генералиссимус Суворов сказал живописцу Шмидту такие слова:

«Одна минута решает исход битвы, один час – успех кампании, один день – судьбу империи. Я действую не часами, а минутами»

Не скрою, что прослушал
эти слова Александра Васильевича
холодно и без энтузиазма,
мало ли что он там говорит
о своей армии дремучего прошлого...
Но мои мысли перебил Белый Конь:

- Напрасно ты так думаешь, Командир! В мире всё взаимосвязано, связано одно с другим, не может быть отдельно гражданского Человека, а отдельно военного Человека!
- Ну, Оригинал, ты – не человек, будешь ещё меня учить! Да военные нА голову ниже рассудком чем гражданские, ведь не зря говорят, что когда Бог раздавал разум, то военные были на учениях...
- Но это же просто глупый анекдот...
- Не скажи!
- Слушаюсь, Командир, не скажу!
- Да ладно, Оригинал, это я погорячился...
Не хуже же я Чапаева, поэтому я тебе командир в строю, а просто в беседе...
- Понял, Командир!
Так вот, в тысячный раз говорю, любите вы, люди, унижать друг друга!
Это, мол, гражданский, а это – военный...
И не видите вы за мундиром, за профессией человека самого Человека!
От этого у вас, людей, и каша в голове! И не понимаете, например, кто такой Артур Конан Дойл – врач или писатель?
И вот, вы, люди, цепляясь к его славе писателя, говорите, что он – писатель, забывая, что он был и врачом.
А если начать перечислять все специальности Гёте или Да Винчи или Ломоносова?
Запутались?
А всё дело в том, что они все – Человеки!
И в каждом человеке надо видеть не специальность, которую человек может сменить много раз за свою жизнь, а видеть – Человека!
- Стоп, Оригинал! Тебя совсем не в ту сторону понесло! Причём здесь слова Суворова:
«Одна минута решает исход битвы, один час – успех кампании, один день – судьбу империи. Я действую не часами, а минутами»?
- Очень даже причём, Командир!
Это слова Человека и тут всё ясно!
Что говорится об этом в Евангелие?
- Я атеист и глупостей не читаю!
- Тогда слушай, в Евангелие от Матфея, Глава 22, Стихи 16-21 сказано:
«И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо;
итак, скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю или нет?
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
покажите мне монету, которою платится подать.
Они принесли Ему динарий.
И говорит им: чьё это изображение и надпись?
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»
- И что?
- А то, Командир, что Суворов ясно определяет свою меру влияния: «Я действую не часами, а минутами», а «Одна минута решает исход битвы»!
- И всё-таки, Оригинал, я не понимаю...
- А что тут понимать? Александр Васильевич говорит прямым текстом, что он отвечает за битву, а не за кампанию, тем более не за судьбу империи!
- Ну, это когда было, к нам-то это отношения не имеет...
- А ты, Командир, разве не жил в СССР, а это была Великая Империя на Земле!
- Опять же, к чему здесь слова Суворова?
- А к тому, Командир, что он, военный отвечал за судьбу битвы и никогда не изменял воинской Присяге!
- Ты к чему это клонишь, Оригинал? Я ведь не военный!
- Военным можешь ты не быть, а гражданином быть – обязан, Командир! Скажи, ты, где был, когда танки ГКЧП подошли к Москве?
- На работе...
- Так и скажи честно, что отсиживался, а если бы ты был Гражданином, Советским Гражданином, то не предал бы свою Великую Родину СССР и поддержал бы ГКЧП!
- Ну, Оригинал, скажи спасибо, что ты – не человек, а то ты уж очень заговорился...
- Так мы, Командир, обсуждаем слова Суворова, он, к своему счастью, не дожил до этого страшного события, когда надо делать выбор: изменять Присяге или принимать бой за Великую Империю – СССР, когда сам признался, что не владеет судьбой кампании, тем более судьбой Империи!
- Вот что, Оригинал, прекращаем это пустой разговор, тем более ты, деревянный Белый Конь с деревянной головой и деревянными мозгами ничего не понимаешь в нашей человеческой жизни!
- Хорошо, Командир! Тогда я скажу о своей бело-лошадиной жизни, я тут даже Сонет сочинил:
«Ко мне бочкОм скакал, слюну глотая, вОрон.
Я по тропе скакал, сквозь плотный слой собак.
Грунт подо мной скакал на поле чёрном -  чёрон.
А надо мной скакал из чёрных клеток мрак.
Со всех копыт я мчал! Туда, где бел туманы,
Где ветер белый мчал, где белые правА,
Где свет лучами мчал на белые бурьяны,
Где с детства в поле мчал, где белая трава!
Но стоило ступить на белую мне клетку,
Мне сразу бы ступить на бело-чистый снег,
А я же смог ступить, хвостом задев бел ветку,
Копытами ступить, бел усмиряя бег.
Я с ужасом смотрел: за белым - чёрно поле,
Где на меня смотрел чёрн вОрон в чёрной воле...»
Нравится?
- Чушь какая-то, еле дослушал до конца...
- А что именно не так?
- Да всё!
- А конкретнее?
- Конкретнее? Хорошо! Разве может ворон скакать? Он же не конь!
- А ты присмотрись, Командир! ВорОны и вОроны, когда приближаются к неизвестному объекту – очень осторожны, поэтому они к нему не подлетают, да и не шагают на него прямо, а поворачиваются к нему боком, чтобы одновременно и хорошо разглядеть и, в случае опасности, тут же взлететь, и боком начинают аккуратно скакать, приближаясь к интересуемому объекту...
- Ну, допустим так... А разве можно скакать сквозь плотный слой собак?
- Можно! Это тогда, когда собаки лают, а караван идёт!
- Ну, а здесь? Грунт под тобой скакал?
- Я, Командир, Конь, а когда скачу, то под моими копытами и грунт скачет...
- А к чему тогда на поле чёрном чёрон?
- А потому, Командир, что пыль из-под копыт только в сухую погоду, а у нас пасмурно, поэтому грунт – чёрон!
Вот когда я в 1889-м году в Гаване, а на Кубе в это время стояло такое пекло, так вот когда я по команде Михаила Ивановича Чигорина сражался с Чёрной армией, её возглавлял Вильгельм Стейниц, защищавший  своё звание Первого Чемпиона мира по Шахматам, так вот тогда, когда я скакал по чёрным полям, то чёрный грунт под копытами не скакал, из-под копыт скакала исключительно белая солнечная пыль...
- Довольно трепаться! Ты на всё найдёшь оправдание, пора в поход!
- Слушаюсь, Командир!
- Со своего белого поля «а4»
через чёрное поле «b6» на белое поле «а8»
боевым галопом с боевой песней – марш!

Белый Конь, как истинный боец, привыкший  беспрекословно подчиняться своему командиру, а на время этого Похода, я был для него Командир, рванул с места, даже не пересчитав гвозди на своих подковах, не проверив удила, не подтянув сбрую!
Конь мчался, веря в меня Командира, что мне виднее, что значит так надо, что у меня на этот счёт есть свои замыслы!

А мне было до лампочки, его лошадиные подковы, шатающиеся на ослаблённых гвоздях, его сбруя, ослабленная до предела, его удила, впившиеся до кровоподтёков из бело-лошадиных губ, из которых Белый Конь, неимоверно мучаясь, но выполняя мою команду извлекал куплет за куплетом боевую песню:

«Еда ослом цигейковым дымилась.
Артист оттопал буйный трясоплЯс.
Циркачка одой этакой двоилась.
Жал озверевший хлипкий тарантас.

Жасмин пылает хилым самоваром.
Фазан воздушно дЫбится сурком.
Бочонок воет амбразУрным шАром.
Былой чудак алеет двойником.

ЦецЕ трещит, бравируя осОкой.
Арена треснула, батут пустой.
Ангар свинцовый цокает высОко.
Этолог светит фишкою простой.

Едва толкнувший, достаётся палкой.
Фонарь шуршит живИнками вина.
Хозяин шикает железной чалкой.
Халат доводит функцию окна.

Добыли дело ёжиковых чушек.
Цеплял петлёй анисовый чулок.
Баклан шакалил армадОнских вьюшек.
Цветок слюнявил ёршивый вьюнок.

Желудок сузил худощавый плотник.
Жестянщик треснул хлипким ободкОм.
Финтил двустволкой двойственный охотник.
Бездомный дятел дрыхнул тюфяком.

Форель чернела, еле шевелила.
Дымилась чушью филья трескотня.
Ель парадигмы цАнгою чудила.
Дрожала шерстью белая семья.

АмбАл пищал, цыплёнком шАрибАри.
Дрожал вдали фальшивейший сигнал.
Хорьки вовсю желудками шуршали.
Хмырь черепаху жёлтую догнал!»

Белый Конь, покинув белое поле «а4» с полной боевой выкладкой и без предварительной подготовки к походу, прямо со старта потерял левую заднюю подкову, а из остальных подков выпало по нескольку гвоздей; седло сползло вниз и больно било в живот, удила перерезали губы, и кровь, не успевая свернуться, стекала по шее коня и на ветру запекалась в его шерсти.
Когда же Конь миновал чёрное поле «b6», то подкова осталась только одна на переднем правом копыте, вертясь на одном гвозде, она выкрашивала копыто, причиняя серьёзную боль. Хорошо что седло оторвалось полностью, и перестало бить живот, да и удила вросли в посиневшие губы, прекратившие кровоточить.
Когда я бодрым и чётким строевым шагом подошёл к Белому Коню, то с удивлением увидел больное животное, лежащее в крови на белом поле «а8».
Я чуть не вскипел от гнева за безалаберность Коня, но вовремя спохватился!
Меня как молнией пронзила мысль:
это я виноват в его немощном состоянии, это не он такой слабый, а это такое слабое у меня мышления, что я одной идиотской командой довёл сильное и могучее животное почти до инвалидности!
Мне стыдно было смотреть на то, как окровавленный законопослушный Конь при виде меня, медленно поднимается, на искрошенных в слизь копытах становится по стойке смирно и, вытащив из изрезанных губ удила, докладывает мне:

- Задание выполнено, Командир!
Белое поле «а4» - оставлено, чёрное поле «b6» - пройдено, на белом поле «а8» - разбит лагерь!
На чёрном поле «b6» любит располагаться Чёрный Ферзь, создавая в лагере Белых  одновременно давление и на слабое чёрное поле «f2», защищаемое в начале игры только одним Королём, и на чёрное поле «b2», хотя Белая Пешка, стоящая на этом поле может быть и отравленной.
На это же чёрное поле «b6» любит отходить и Чёрный чернопольный Слон с атакующего Белых чёрного поля «с5», одновременно становясь под защиту своих пешек и защищая Чёрную Пешку, стоящую на белом поле «b7» от возможной фронтальной атаки.
Это же чёрное поле «b6» иногда облюбовывает и Чёрный Конь из своей чёрной конюшни на чёрном поле «b8», стремясь попасть на него через белое поле «d7».
А ещё чёрное поле «b6» любит занимать Чёрная Пешка, стоящая в начале игры на белом поле «b7»; тогда на это освободившееся белое поле «b7» может быть фианкеттирован белопольный Чёрный Слон, расположенный в начале игры на белом поле «с8». Фианкеттированный Чёрный Слон на белом поле «b7», не только серьёзно простреливает через центр доски королевский фланг Белых, но и кладёт начало различным Новоиндийским дебютным построениям Чёрных, таких как...
- Я же тебе приказывал, о дебютах не докладывать!
- Виноват, Командир! С языка сорвалось...
- Давай о следующем поле!
- Слушаюсь!
Докладываю о белом поле «а8»!
Это поле – угловое, а поэтому, если Конь оказывается на таком поле, то он теряет в силе, по сравнению с Конём, стоящим в центре доски, в четыре раза: Конь с любого центрального поля контролирует восемь полей, а Конь в углу – только два поля.
Также в углу доски теряет в силе и Слон, и Ферзь, а вот Ладья имеет в углу такую же ударную мощь, что и в центре.
Конечно, все эти сравнения при пустой доске, ведь в Шахматах исключительно всё конкретно, даже одна и та же позиция может часто иметь различные свойства.
Так, если Чёрная Ладья стоит на белом поле «а8», а Чёрный Король стоит на белом поле «е8» и между ними по восьмой горизонтали отсутствует чьи-либо фигуры, а также Король Чёрных не находится под Шахом, и не простреливаются Белыми белое поле «с8» и чёрное поле «d8», то это ещё не значит, что длинная рокировка Чёрных - возможна!
Ведь та же Чёрная Ладья могла покидать своё белое поле «а8», а впоследствии вернуться, создав рассматриваемую позицию, тогда, несмотря на то, что у Чёрных Ладья расположена на белом поле «а8», а Король, не находящийся под Шахом на белом поле «е8», Чёрные не имеют право рокировать в длинную сторону.
К слову, когда не двигались ни Ладья ни Король Чёрных, не находящийся под Шахом, а между ними отсутствуют по восьмой горизонтали чьи либо фигуры, а также не пробиваются белыми фигурами белое поле «с8» и чёрное поле «d8», то даже если пробивается Белыми чёрное поле «b8» или атакована Чёрная Ладья, стоящая на белом поле «а8», то даже тогда – длинная рокировка Чёрных - возможна.
Ещё скажу об этом белом поле «а8», что...
- Достаточно!
- Слушаюсь, Командир!
- Ты вот что, Оригинал, до нашего следующего похода подлечись, я к тебе хорошего доктора подошлю!
- Доктора Зигберта Тарраша, сказавшего:
«Шахматы, как любовь, как музыка имеют способность делать человека счастливым!»?
- К сожалению, его уже нет, он умер ещё 13 февраля 1934 года в Мюнхене...
- Светлая ему память...
- Но я пришлю другого...
- Извини, Командир, что перебиваю! Не надо мне доктора, на мне всё заживает даже лучше чем на собаке...
Ты мне лучше скажи, а что означает в песне фраза «Баклан шакалил армадОнских вьюшек»?
- Здесь-то как раз всё очень просто, Оригинал!
Фраза «Баклан шакалил армадОнских вьюшек» обозначает поля Шахматной доски: чёрное поле «b6» и белое поле «а8».

Деревянный Конь
от нахлынувшей на него информации,
на некоторое время превратился
в застывшую восковую фигуру.
Пока он переваривал сказанное мной,
мне припомнился
ещё никем не созданный фильм о том, как мы,
Советские люди, потеряли в Перестройку
все завоевания Великой Отечественной войны:
и отвоёванные
от немецких оккупантов зЕмли СССР,
и Социалистический Лагерь в Европе,
и Варшавский Договор,
надёжно сдерживающий военные силы НАТО
от продвижения на Восток:

«Не может быть в отдельном месте плохо,
Не может быть отдельно хорошо!
Уж двадцать с лишним лет – неразберёха...
Флаг Красный для чего к Берлину шёл?

Страна для гражданина – паутина,
Потянет где, колышет - вся трясина.

Так в Перестройку, что добЫто кровью -
ОтколыхАлось, как СССР...
Не к Коммунизму, так к чему стремимся?!»

Сквозь ВРЕМЕНИ шумЫ,
сквозь зависть и интриги,
слова Суворова доносятся до нас
на частоте биенья сердца полководца,
где в каждом стуке дробью барабана боевого
звучит мелодия одна:
забыв свои обиды,
любить Россию,
всю жизнь России посвятить
и укреплять Величие России!

Глупцам - для осужденья,
для размышленья – мудрецам,
пусть вырванные из контекста,
в главе 19-й
звучат конкретные слова Суворова потомкам:
«Одна минута решает исход битвы, один час – успех кампании, один день – судьбу империи. Я действую не часами, а минутами»


Продолжение следует


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118040807639


Рецензии
Понравилось.
...Глупцам - для осужденья,
для размышленья – мудрецам...
Иван

Иван Цуприков   15.03.2022 20:49     Заявить о нарушении
Благодарю Вас!

Сергей

Сергей Владимирович Евдокимов   16.03.2022 18:56   Заявить о нарушении