Атлантида Гелланика

«Атлантида» Гелланика

До нас дошло свидетельство о том, что «Атлантидой» («Атлантиадой», «Атлантикой») называлось сочинение лесбосского логографа и представителя ионийской мифоисторической традиции Гелланика Митиленского (Лесбосского) (485 – 400 гг. до н. э.), современника Геродота, Еврипида и Софокла.
 
Как считает А. Немировский, вероятно, оно посвященно описанию Крита, где, по преданию, царствовали потомки титана Атланта, брата Прометея и отца Гесперид [Немировский А.И. Рождение Клио: у истоков исторической мысли. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1979. – С.82-83].

Но, как указывает Ю. Крайко, в «схолиях» находим  фрагменты из произведения Гелланика «Атлантида»: «… Гелланик в написанной им «Атлантиде» говорит, что было четыре сына – Архенор, Менестратон, Архагор; а дочери – три: Пелопия, Огигия, Астикратейя» («Схолии к Еврипиду»); «Говорит и Гелланик в первой части «Атлантики» о тех, кто вступил в связь с богами: Тайгета с Днем (Зевсом), от которых Дардан; Алкиона с Посейдоном, от которых Гирией; Стеропа с Ареем, от которых Ойномай; Келено с Посейдоном, от которых Лик; Меропа со смертным Сисифом, от которых Главк» («Схолии к Гомеру»), и, собственно, здесь во второй схолии перечислены имена пяти дочерей Атланта – Атлантид (Тайгеты, Алкионы, Стеропы, Келено, Меропы). На основании этого исследовательница делает вывод, что «Атлантиада» – это эпическая поэма не о потомках Атланта на Крите, а воспевающий деяния Атланта и его потомков вообще. Уверенность в этом Ю. Крайко находит в сопоставлении с другими сочинениями Гелланика – «Форонида», «Девкалионейя», «Асопида», воспевающие деяния первопредков и их потомков [Крайко Ю. Эпическая поэма Гелланика «Атлантиада» // http://atlantida.primordial.org.ua/archives/1330 ].

Возможно, по нашему мнению, именно из труда Гелланика Диодор (90-30 гг. до н.э.) почерпнул длинную цепочку царей и цариц атлантиев, которая отличается от приведенной Платоном: Атлант и самый доброчестный из его сыновей Геспер («Вечерняя звезда»), а также дочери-«нимфы», известные под общим именем «Плеяды» (от их матери океаниды Плейоны-«Плывущей») и «Атлантиды» (по имени их отца титана Атланта) – Майя, Электра, Тайгета, Стеропа, Меропа, Алкиона, Келайно. Как Майя родила Гермеса, так другие из них стали матерями знаменитых детей, который стали учредителями народов или городов. Таким образом, и варвары, и эллины ведут свои исток от Атлантид (Диодор Сицилийский,  «Историческая библиотека», III, 60, 1-4 –
После того, как Атлант в наказание за участие в битве титанов против богов был обречен держать небесный свод, охотник Орион стал преследовать Плеяд. Плеяды, спасаясь от его преследований, обратились с мольбой о защите к богам. Зевс, чтобы успокоить Атланта и защитить его дочерей, превратил их в голубей, которые обязаны были носить Зевсу амброзию. Когда голуби пролетали мимо сталкивающихся плавучих утесов Планктов, один из голубей погибал, и Зевс оживлял его. Однако Орион не прекратил своих преследований. Тогда Зевс превратил Плеяд в звёзды, и поместил их на небо в виде одноименного астеризма в созвездии Тельца (наблюдается по ночам в районе Средиземного моря с середины мая по начало ноября, то есть в период активных торговых путешествий во времена античности), а Орион в наказание за свою дерзость был превращен в созвездие Орион, обреченное до скончания веков безуспешно преследовать Плеяд по небосклону.

Собственно в сохранившемся до нашего времени 54 фрагменте «Атлантиды», сочинения говорится о правнуках Атланта, потомках Эномая (сына Ареса и плеяды Стеропы-«Молнии, вспышки», дочери Атланта) и смертной женщины Ниобы: четырех сыновьях (сохранились во фрагменте имена трех – Архенор, Менестрат, Архагор) и трех дочерях (сохранились имена двух – Огигии и Астикратии, имя третьей – Гипподамии – восстанавливается по другим авторам) [Немировский А.И. Рождение Клио : у истоков исторической мысли. – Воронеж 6 Изд-во ВГУ. 1986. – С.103-104].

У Гесиода Стеропа упоминается как Астеропа («Перечень женщин», фр.169 М.-У.), а у Гигина – Астерия («Мифы» 250). Будучи возлюбленной сына Зевса и Геры Ареса, родила ему сына Эномая. Изображение Стеропы существовало на фронтоне Олимпийского храма Зевса как его непосредственной и самой любимой невестки. Фундамент дома Эномая сохранился в Олимпии, где алтарь Зевсу Геркею воздвиг сам Эномай. Когда бог ударил молнией в его дом, огонь поглотил его, и остался лишь деревянный столб, который показывали в Олимпии.

Сам Эномай (;;;;;;;;) – царь города Писы в Элиде, женат на Еварете, дочери царя Аргоса Акрисия (и сестре Данаи, матери Персея), а наиболее известная их дочь – Гипподамия. Получив оракул, что его убьет зять, он устраивал с помощью подаренных ему отцом Аресом коней и колесниц состязания с теми, кто сватался к его дочери. Нужно было проехать от Писы до жертвенника Посейдона на Истме Коринфском. Так он убил многих женихов,  головы которых прибивал на дверных створках, или снимал с них скальпы. Но Эномай проиграл состязание Пелопу, брату Ниобы и возлюбленному Посейдона, который подарил ему крылатую колесницу, которая могла мчаться по морю быстрее, чем Борей. Эномай от огорчения покончил с собой, или убит победителем. Копье, которым Пелоп убил Эномая, показывали в Микенах. Могила его близ Олимпии, по другую сторону Кладея.

Власть Пелопа распространилась позднее на Олимпию, Аркадию, Аргос и весь полуостров, получивший от него своё имя Пелопоннес. В ознаменование победы Пелоп установил Олимпийские игры – блестящие состязания в честь Зевса Олимпийского, первым воздвиг храм Гермесу (отцу оказавшему ему помощь возничему Миртилу) и воздвиг погребальный холм всем женихам Гипподамии и каждый год приносил им умилостивительные жертвы. Дочь Пелопа Лисидика родила ему внука — Амфитриона, который стал отцом близнецов Алкида и Ификла, позже фигурировавших в мифах под общим прозвищем «Геракл». После смерти Пелопу был отведен священный участок в Олимпии Гераклом, который принес ему жертву над ямой. Ежегодно ему приносили в жертву чёрного барана. Сами кости Пелопа хранились в медном ларце у храма Артемиды в Писе, но затем были привезены под Трою, чтобы её можно было взять его внукам Атридам – Агамемнону и Менелаю (точнее, плечевая кость Пелопа доставлена из Писы). По возвращении корабль, везший кость, погиб у Евбеи. Много лет спустя её выловил рыбак Дамармен из Эретрии и по велению дельфийского оракула отдал её элейцам. Колесница Пелопа стояла во Флиунте на крыше храма Анакторон, трон Пелопа находился на вершине горы Сипила, а меч Пелопа показывали в Олимпии. Могила Гипподамии (участок Гипподамеон) также находилась в Олимпии, где раз в год ей приносили жертвы. Её изображение с повязкой в руках, которую она собирается надеть на Пелопа (как награду за победу), стояло на гипподроме в Олимпии у одного из поворотных камней.

Есть версия, что события вокруг Эномая первоначально разворачивались на Лесбосе (см. комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.104), откуда именно происходит автор «Атлантиды» Гелланик.

По нашему мнению, миф о победе над Эномаем, внуком Атланта, со стороны Пелопа, сына Тантала и брата Ниобы, является инвариантом упомянутого Платоном мифа о победе над атлантами предков эллинов.

Но последующая вражда ахейцев с потомками Пелопа объясняется тем, что по наущениям матери Гипподамии Евареты сыновья Пелопа Атрей и Фиест убили брата Хрисиппа (рожденного нимфой Аксиохой от Пелопа) и бросили его тело в колодец. Пелопс раскрыл преступление и изгнал виновных – жену и сыновей – из отечества.

Этот мотив обнаруживает, по нашему мнению, параллель с индоиранским преданием о Трите в колодце. Трита – вечно юный, золотой, огненный, блестящий, праведный жрец-первоцарь, обитающий в Апам Напат («Сын вод»; ср. с лат. Neptunus «божество, связывающееся с влагой и желчью», этр. Ne;un «божество желчного пузыря жертвенной печени для гаданий», ne;-sra – c «относящийся к гаданиям по печени», хур. nipasuri «печень для гаданий» [Иванов Вяч.Вс. Античное переосмысление архаических мифов // Жизнь мифа в античности : Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1985» (выпуск XVIII). – Часть І. – С.19. – http://ec-dejavu.ru/p/Publ_V_Vs_Ivanov.html]). Трита, будучи связан с реками, находится на высоком месте [Macdonell A.A. A Vedic Reader for Students. – Oxford, 1917. – P.67]; он – асура и породил все существа («Ригведа», II 35, 2, 8) [Ригведа. Мандалы I–IV / Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова. – М. : Наука, 1999. – С. 277] и связывающий мир земли и воды с миром небес [Hillebrandt A. Varuna und Mitra, ein Beitrag Zur Exegese des Veda. – Breslau : G.P. Aderholz, 1877, S.94-95], т.е. выполняет функцию титана Атланта.  Часто Трита, «сын Агни», отождествляется с самим Индрой, свершает те же, что и он, подвиги. Одновременно Индра завоевывает «колесо солнца» благодаря победе на гонках, как Гипподамию защищает на колеснице Ареса Эномай. Собственно данная версия имеет право на существования именно благодаря базированию на методике компаративных исследований, применимой школой В.В. Иванова – В.Н. Топорова [Иванов Вяч.Вс. Античное переосмысление архаических мифов // Жизнь мифа в античности : Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1985» (выпуск XVIII). – Часть І. – С.9-26. – http://ec-dejavu.ru/p/Publ_V_Vs_Ivanov.html].


Рецензии