Испытания и искушения

Всегда ли мы выбираем лучшее?
Что такое духовные тренировки?
Духовный рост - лестница совершенства?
Что такое искушение?
Какими бывают искушения?
Как возникает искушение?
Что такое испытание?
Примеры Божьей власти над искушением?
Является ли зависимость искушением?
Может ли искушение или испытание быть наказанием от Бога?
Искушается ли Бог?
Искушает ли Бог человека?
Что означают слова молитвы "Отче наш" - И не введи нас во искушение, но избавь от дьявола...?
Могут ли быть испытания сверх сил?
Почему праведник может отступить от Бога в испытаниях?

Каждое мгновение жизни мы делаем выбор.
И выбираем лучшее.
Может выбор болезненный, но из двух зол, мы все равно выбираем меньшее.

Наши мысли предоставляют сознанию выбор, за выбором следует решение, за решением следует действие.

*** что такое духовные тренировки?

Духовная тренировка - это наши решения.

Духовная тренировка состоит из двух частей.
Умственной работы над собой, когда осмысляется опыт полученный через Слово Божие или ситуацию.
И практической части, когда мы принимаем решение держаться Божьего пути.

А испытание заставляет нас совершать действия, согласно духовным принципам.

Тренировка происходит в настоящем и заключается в анализе ошибок прошлого и принятии решения, как с ними бороться в будущем.

Отдых - это время между испытаниями тренировками.

Духовные тренировки - залог духовного роста.

***Согласны ли вы с тем, что духовный рост - лестница совершенства?

Одно и то же испытание будет продолжаться до тех пор, пока мы не взойдем на эту ступень. Нет другого пути к Богу, кроме как победы над грехом или непримиримой борьбы с ним.

Духовная борьба - есть путь самосовершенствования.
Который состоит в постижении духовных принципов и их отстаивании.
Эта война будет длиться до смерти или второго пришествия.

Если праведник отступает духовных принципов и осознает это - значит,
Бог показывает ему где гнездится грех.
Нельзя повторять ошибку Каина и замыкаться на своих ошибках, когда Бог призывает исправиться:

5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(2Пет.1:5-7)

Любовь до смерти - наивысшая ступень совершенства!
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
(Иоан.15:13)

Победа заключена в напряжении всех духовных сил.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
(1Кор.9:26)

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
(Матф.11:12)

Господь, как тренер, ведет нас от одной битвы к другой. Будем же уверенны, что Он неминуемо приведет нас к победе:
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
(Фил.1:6)

***Что такое искушение?
Это выбор, при котором отступить от духовных принципов легче, чем их сохранить.

***Какими бывают искушения?
-соблазн. Это когда хочется улучшить свою жизнь, но неправедным путем. (Давид и Вирсавия = вожделение 2Цар1103; Валаам = тоже вожделение больших денег Числ2217)

-страх (отступить под страхом смерти = Израиль отступил от пределов Ханаана, потому что там обитали великаны Числ1334)

-слабость (духовная и физическая. Поддержка рук Моисея Аароном и Ором во время битвы Израиля с амаликитянами)

-боль (духовная и физическая. Богатый юноша отошел с печалью Матф1922)

-потеря смысла (Иов0311)

*** Как возникает искушение?

Сегодня наша человеческая природа изначально греховна и потому противится установлению господства духовных принципов:
грех влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
(Быт.4:7)

С другой стороны есть внешняя причина искушения - сам дьявол, называемый искусителем. Матф0403

Дьявол может прямо воздействовать на сердце человека:
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
(Иоан.13:2)

Цель дьявола - заставить человека отказаться от духовных принципов - похулить Бога, как мы читаем об искушении Иова0209.

Сначала дьявол учит человека плохому, а потом, тот сам преуспевает во зле:
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
(Иак.1:13,14)

***Что такое испытание?
Когда человек просвещен истиной, в его сердце начинается борьба.
Он испытывает муки выбора - между добром и злом.
Поэтому говорится о таких людях, как о рожденных свыше. Ин0303
Как младенцы учатся ходить, так и они учатся стоять в вере.

Господь, как родитель, помогает окрепнуть Своим детям. 1Ин0302
Он знает все острые углы того микромира, в котором живет каждый отдельный человек.
Бог допускает, чтобы мы падали, ударялись, чувствовали боль, но главная Его цель - чтобы мы научились держать равновесие и твердо ходили верой.

Иногда Господь может взять нас и побуждать влезть на высокую гору.
Это Его испытание, чтобы укрепить нас.

Господь может допустить "злого дядю", дьявола, чтобы он соблазнял нас "конфеткой". Но Он будет рядом и будет контролировать ситуацию. Потому что это урок, который должен нас усовершить.

Таким образом, верующий человек искушается каждое мгновение, потому что наставлен в истине. Но Бог, как родитель, зорко следит, чтобы искушения не были сверх сил; не были смертельны для души.

Итак, испытание с одной стороны - есть искушение под контролем Бога.
А с другой стороны испытание - это вызов от Самого Бога.

Когда говорю об искушении под контролем Бога подразумеваю, что всякое искушение, касающееся сердца верующего человека, допускается Всевышним.

Когда говорю о вызове от Бога, подразумеваю Божье повеление.
Например, повеление Ною - построить корабль в "пустыне". Повеление Аврааму принести в жертву своего сына.

Повеление Бога Адаму с Евой не вкушать от дерева познания добра и зла не было вызовом. Это был запрет. Который под словами змея превратился в искушение.

Сегодня инженеры, когда создают машины или самолеты, то проводят испытания, чтобы проверить свои решения, а затем по результатам совершенствуют изделие. А Господь сразу знает, что делает и через испытания творит нового человека по Своему духовному подобию:

Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
(Пс.10:5)

*** Примеры Божьей власти над искушением

И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
(Иов.1:12)

11 Иисус отвечал (Пилату): ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше...
(Иоан.19:11)

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,

В библейские времена семена обычно сеяли вразброс. Сеятель носил семена в складке своей одежды или в мешкообразной суме и разбрасывал их широким, размашистым движением. Таким примером показывается полная власть сеятеля над семенами. Такой власти просил сатана над учениками.

Как видим, в этих примерах Иисус, Иов, Петр имели Божью защиту, преодолеть которую дьяволу требовалось разрешение.

«Касающийся вас, касается зеницы ока Божия.»  (Зах. 2,8)

*** Является ли зависимость искушением?

Здоровый человек управляет своим телом.
Человек, страдающий зависимостью, управляется своим телом.

Когда человек, имеющий зависимость, начинает верить Богу, ему особенно больно становится от того, что нет сил противостоять злу.
Зависимость нельзя назвать искушением, потому что это уже плод искушения.

Все, что остается такому человеку - сопротивляться приобретенному инстинкту до последнего и молить Бога простить этот грех и избавить от зависимости.

*** Может ли искушение или испытание быть наказанием от Бога?

Что такое наказание?
В самом хорошем смысле, это мера, применяемая к нарушителю с целью его исправления.
Крайняя мера - смерть.

Но наказание следует за нарушением.
Если есть нарушение, значит сработало искушение.
Одно искушение открывает дорогу другому искушению.
Поэтому можно сказать, что человек наказывает сам себя.

Есть случай, когда апостол Павел решил предать блудника коринфской церкви дьяволу "во измождение плоти":
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
(1Кор.5:5)

Но, как видно из этого текста, наказание было ко спасению. В то же время, страдания, по - видимому связанные с болезнью, были и испытанием для этого человека. Чтобы он вразумился, смирился, раскаялся и возвратился сердцем к Богу. Испытанием, потому что всегда есть выбор - похулить Бога.

19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
(Откр.3:19)

5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
(Пс.10:5)

Мы видим, что Бог говорит здесь о Своей любви и ненависти.
Причем исправляющее наказание и испытание относятся к праведникам.
Согрешившему Давиду Бог повелел выбрать себе наказание:
12 пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три [наказания] предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою.
13 И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня.
(2Цар.24)

Первое и третье наказание касалось народа. Второе напрямую - Давида.
И здесь было испытание - чем пожертвовать?

Давид выбирает третье наказание - язву народа, но в итоге горестно восклицает:
17 И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего.
(2Цар.24:17)

*** Искушается ли Бог?

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого...Иак0113

Нет во всем мире ничего, что бы могло привести Бога к мучительному выбору между добром и злом. Бог есть любовь, ко всему доброму. И - ненависть ко всякому греху.

Есть стих, в котором говорится, что Израиль искушал Бога:
22 все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего
(Чис.14:22)

Вот так они это делали:
18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,
19 и говорили против Бога и сказали: "может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?"
20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. "Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?"
(Пс.77:18-20)

Эти слова надо понимать так, что люди были искусителями.
Бог не искушался, но был раздражен подобным отношением к Нему.
И отреагировал тогда тем, что дал мяса птиц на целый месяц. Числ1120
И поразил самых прихотливых.  Числ1134
Отступил ли Он тем самым от Своих принципов?
Нет, Он осудил поведение людей, как заслуживающее смерти.
Люди сами искусились и сами наказали себя реакцией Бога.
Бог абсолютно справедлив. В каждом слове и поступке. Он Творец всего сущего и самой справедливости. Для каждой личности Его справедливость не должна подвергаться сомнению. Сейчас говорят, что правда у каждого своя. Но это - от незнания абсолютной истины. И, если уж рассуждать, то "искушается" Бог выбором между милостью и справедливостью. И как известно, Отец выбрал принести в жертву Сына - дать людям свободу самим вершить свою судьбу -  выбирать между Божьей милостью и справедливостью; между жизнью и смертью.

Единственно Христос был искушаемым в прямом смысле. Так как Он стал по плоти человеком. Иоан0114
Мы видим, что дьявол, мастер искушения, подверг его множеству атак.
Искушал в пустыне и в Гефсиманском саду.
Искушал 40 дней и одну ночь.
Искушал в начале и в конце.

Мы знаем, что бывает очень трудно начать какое - то дело и еще сложнее его закончить. Дьявол пользовался этим правилом в полной мере.
Но Иисус Христос - пример из будущего, пример того, какими станут в конце праведники.

... и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
(Быт.3:5)

Человек объединится с Духом Святым.
И этот союз будет настолько устойчив ко всякому греху, что уже никто никогда больше не соблазнится.

***  Искушает ли Бог человека? Трудные места Писаний.

A
1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
(Быт.22:1,2)

Слово искушение и испытание пишутся одним еврейским словом, а смысл становится ясным из контекста.
Таких примеров множество. Исх1604, Исх1525.
Бог знал, что Авраам не пожалеет сына. Но Аврааму надо было пройти через это испытание.

Как садовник знает, что посадив семечко, поливая его, ухаживая за ним, можно дождаться плодов, так и Господь наперед знает, какие плоды могут принести люди. Но одно дело знать, а другое дело сорвать плод, вкусить его:
12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
(Быт.22:12)

Цель Бога - усовершить человека, взрастить в нем любовь к Себе и к ближним. Поэтому, все что происходит в жизни искренне верующего - есть испытания, которые содействуют ко благу.Рим0828

Но человек сам выбирает - станет ли эта трудная ситуация благословением для него или проклятием.

А цель дьявола была бы в том, чтобы Авраам пожалел сына ради себя. Ему нужно искусить человека, заставить его отвернуться от Бога, разорвать его связь со Спасителем.

B
Еще один пример с фараоном Египта:
21 И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.
(Исх.4:21)

Может сложиться мнение, что Бог разыгрывает представление - насылает казни, а сердце фараона в то же время делает жестоким, чтобы наводить следующие бедствия.

Неужто, Бог специально ожесточал год за годом сердце этого человека, чтобы тот угнетал Израиль. Чтобы стесненный до крайности народ призвал Бога, а Он в ответ послал Моисея и показал Свое могущество над фараоном?

Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! Иез1832

Вот слова Господа к фараону:
15 так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли:
16 но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле;
(Исх.9:16)

Бог давно мог уничтожить фараона. А значит, этот человек уже был осужден Всевышним, потому что в его сердце уже не оставалось раскаяния.
Бог не спешил чинить суд, но хотел явить Себя Израилю и всей земле.

Слова "ожесточу сердце его" можно понимать, как - Мои дела приведут его в гнев, жесткость, зависть, сожаление... Как жертва Авеля ожесточила сердце Каина.
И еще один вариант объяснения этих слов - Я дозволю злому духу действовать в его сердце. Как это было с царем Саулом:
14 А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа.
(1Цар.16:14)

C
Еще одно трудное место для понимания - эпизод с царем Ахавом, собиравшемся начать войну с Сирией за город Рамоф.
Царь по своему обыкновению созывает пророков, чтобы узнать Божью волю.
Все пророки как один говорят - иди, будет успех.
И только один пророк, Михей, сказал следующее:
19 И сказал [Михей]: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его;
20 и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе;
21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?
22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так.
23 И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе.

Буквально здесь выходит, что Бог не просто попускает духа лжи, а Сам ищет исполнителя Своей воли.

Ясно, что Ахав уже осужден Богом.
И мне близко толкование, что описанная сцена была судом.
Ангелы по левую и по правую сторону - ангелы дьявола и ангелы Божьи.
Вопрос Бога направлен был именно к ангелам тьмы.

Здесь не идет речь об искушении Ахава, а о суде над ним.
Ахав задумал начать войну и по обыкновению вопрошал бы своих пророков об успехе похода. И вот, предвосхищая эти события, Бог собрал воинства и вопрошал, кто бы на этом совете склонил Ахава отправиться в поход, чтобы там погиб. Тем самым Он хотел привести Свой приговор в действие.
Да... вышло, что руками злых духов.

С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,
с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его.
(2Цар.22:26,27)

Обратим внимание на последние слова пророка, которые звучат предостерегающе - Господь изрек о тебе недоброе. Получается, что Бог дает царю шанс сохранить свою жизнь. Это произошло только благодаря Иосафату, иудейскому царю,  который был позван Ахавом на помощь против Сирии.
Иосафат, слыша пророчествующих в один голос, решил вопросить еще какого - нибудь пророка. И Михей отвечал:
я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом.
(3Цар.22:17)

Еще раз Господь через Михея дает совет царям - лучше возвращайтесь по домам.
Отсюда следует важный вывод - действия благочестивых людей, способны отсрочить Божий суд:
30 Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел.
31 Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог.
(Иез.22:30,31)

D
Что означают слова молитвы "Отче наш" - И не введи нас во искушение, но избавь от дьявола...? Мат0609

Как видно из рассуждений выше, праведных Господь испытывает.
А нечестивых может предать во власть дьявола.
Значит, можно понимать эти слова так - не допусти впасть в искушение от дьявола. Зри не на опасном ли я пути, ведущем к отказу от духовных принципов.

Вот как молился Давид:
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
(Пс.138:23,24)

13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
(Пс.18:13-15)

В словах молитвы "Отче наш" указываются две причины, по которым можно впасть в искушение. Внутренняя - заключена в самом человеке, а внешняя - происходит от дьявола.

3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
(Матф.4:3)

Иисус испытывал голод. Ему хотелось есть и у Него были возможности решить эту проблему чудесным образом. Это внутреннее искушение.
Дьявол оказывал давление извне, представ пред ним в обличии ангела света и призывая его не сдерживать божественные силы - сделай камни хлебами.

Отсюда делаю вывод, что, возможно, доброго во мне хватит, чтобы пройти искушение. Но если дьявол вступит со мною в мысленный диалог, то убедит согрешить. Поэтому лучше не полагаться на себя и просить Бога о защите от самого себя и от дьявола.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
(1Кор.10:12)

*** Могут ли быть испытания сверх сил?

Что значит "сверх сил"?
"Сверх" - означает превышение какого - то предела.
Но, если ты не доходил ни разу до предела, как судить о нем?
Можно только предпологать.
Полководец Александр Васильевич Суворов сказал как - то об Измаиле: "На штурм подобной крепости можно было решиться только один раз в жизни…"

В одном племени есть вера в Бога, Который приходит на помощь, когда у тебя заканчиваются силы. Если же помощи нет, то они понимают - еще есть силы...

Одному Богу известен наш предел.
10 Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности...
(Иер.17:10)

Если испытание длительное, то верен Бог, Который пошлет и облегчение, чтобы перенести. Только надо дождаться этого момента. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире. Ис2603 Не надо продумывать, каким образом и когда Бог пошлет свою помощь. Иначе мы можем лишиться сил, когда наш план спасения не сработает... История про рождество... Шел 1945 год. Мир был охвачен второй мировой войной. В одном из немецких концентрационных лагерей находился Виктор Франкл, психиатор, оставивший нам такое наблюдение.  Он писал: большинство заключенных почему-то питали наивную надежду, что к Рождеству они будут дома. Но, поскольку надежда эта рухнула, людьми овладели разочарование и апатия, снизившие общую устойчивость организма, что и привело к скачку смертности. Другой пример - исцеление Лазаря. К Христу приходит вестник от сестер Марии и Марфы с просьбой поспешить к умирающему другу. Учитель отправил его со словами: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
(Иоан.11:4)
Но мы прекрасно знаем, что Лазарь умер. И, по-человечески, все ждали славы Божией в исцелении от болезни.
Поэтому, лучше ждать помощи в общем, чем в подробностях расписывать ее. Ждать даже до смерти. Потому что только Бог знает наш предел. И, если не приходит на помощь, значит у нас есть силы, либо мы не видим этой помощи или отказываемся назвать это помощью...

Однажды девочка Полианна, которую папа научил играть в игру - находить плюсы во всех неприятностях жизни, была сбита машиной. Врачи сказали, что она не сможет ходить. Тогда она заплакала и сказала:  папа просто не знал, что может быть все настолько плохо. Что хуже парализации ничего на свете не бывает.

Наш небесный Папа знает насколько плохо все может быть.
Но Он никогда нас не оставит:
15 Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.
(Ис.49:15)

13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
(1Кор.10:13)

Ответ, который на основании этого стиха первым приходит на ум - не может быть испытаний сверх сил.

Но давайте прочтем еще один стих, говорящий о силе искушения верующих:
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
(Евр.11:36-38)

Этот стих добавляет реализма словам о Божьем контроле над искушениями.
Этот стих показывает, что облегчение может заключаться не только в избавлении от страдания, но и в даровании сил, чтобы пройти все до конца:
Будь верен до смерти и получишь венец жизни.Откр0210

Некто сказал - если приходится идти через ад, надо идти не останавливаясь.

Облегчение может наступить даже после поражения, чтобы вновь подняться, как это произошло с учениками после смерти Учителя:
32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
(Лук.22:32)

Давайте возьмем в пример слова Павла:
Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых…
но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых…
2Кор0109

Итак, Павел заявляет, что скорбь была сверх сил и они не надеялись остаться в живых... Но надеялись на жизнь после смерти.

Отсюда можно сделать вывод, что испытания могут быть сверх сил, но они никогда не смогут лишить надежды на Бога.

Надежда может умереть, такое возможно... Сам Христос говорил о будущих страшных событиях, ожидающих землю:
ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
Мф242122

Но ради веры избранных - те дни сократятся.

Когда дьявол просил у Бога рассеять учеников, как сеятель семена, Христос в Свою очередь просил Бога сохранить в грядущих испытаниях веру учеников:
31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
(Матф.26:31)

32 но Я молился о тебе (Петр),  чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
(Лук.22:31,32)

Иисус просит Отца, чтобы у Петра и прочих учеников не оскудела вера.
Поэтому мы можем быть абсолютно уверены в том, что Бог не допустит испытаний сверх нашей веры!

Но в ту памятную ночь ученики столкнулись с испытанием сверх сил.
А если бы они молились, то устояли бы?
бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Матф2641

Вряд ли... Свидетельство тому слова Христа Петру - "ты некогда обратившись, утверди братьев твоих" Лук2232
И еще: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Матф2634

Ученики не могли устоять, даже, если бы молились...

Герой романа "Отверженные" епископ Диньский сказал однажды:
«Священник должен обладать не меньшим мужеством, чем драгунский полковник. Но только наше мужество, – добавлял он, – должно быть спокойным».
Ученики не могли выстоять именно по этой причине.
Петр готов был сражаться и, выхватив меч, ударил раба первосвященникова.
Но смириться до смерти, в тот момент им было не по силам.

У Христа было именно смиренное мужество.
Имея власть призвать легионы ангелов, Он оставался покорным, до смерти.

Ночь в Гефсиманском саду.
Христос страшно скорбит душой и предупреждает учеников - молитесь, чтобы не впасть в искушение. Лук2240
Эти слова созвучны фразе из молитвы Отче наш - и не введи нас во искушение...

Как же молился Сам Учитель в момент величайших испытаний?
Христос трижды молится - да минует Меня чаша сия.
Но каждый раз добавляет - да будет Твоя воля, а не Моя. Матф.2642
В Нем боролись два начала - человека и Бога.
Человек просил избавления от страданий, а Дух Божий - сил исполнить предназначенное.

Распятому на Голгофе Христу, в момент насмешек, в момент мучительной боли, Отец посылает разбойника.
Человека, потянувшегося к Богу. Он был для Христа воодушевлением.
Потому разглядел в Нем обещанного мессию. Но его подельник только искушал Иисуса: если Ты Христос - спаси себя и нас. Лук2339
Первый разбойник признал свою вину и дерзко умолял - помяни меня в Царствии Твоем.Лук2342 Его дерзость заключалась в том, что он, сознавая тяжесть своих грехов, напрямую устремился к Божьей милости. Потому что только она и могла его спасти в этот момент. И не от приближающейся смерти, от которой хотел сейчас избавиться другой разбойник, а от вечной.
Этот разбойник был, как елей на сердце Иисуса. Вот, ради кого Он терпел страдания, ради кого Он взошел теперь на крест. Разбойник был одним из прообразов спасаемых человеков. Среди мглы страданий вновь засияла цель, придавая сил и решимости идти до конца.

"Для чего Ты оставил Меня"? - возглас Христа, который отсылает к псалму, пророчески засвидетельствовавшему будущие события:
Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. (Пс.21:2)

Было ли это испытанием сверх сил?
Да!
Было ли это испытанием сверх надежды?
Нет!

Это мог быть человеческий возглас, наподобие - да минует Меня чаша сия.
Но духовный возглас - да будет воля Твоя.

46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
(Лук.23:46)

Верю, что именно последние слова Христа - совершилось!
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
(Иоан.19:30)

Потому что и 21 псалом, начинавшийся словами - Боже Мой! Зачем Ты оставил Меня, - заканчивается словами:
31 Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:
32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.
(Пс.21:31,32)

В фильме "А зори здесь тихие..." есть эпизод, когда во время атаки на немцев Галя не сумела вести огонь по врагу, чем подвергла опасности остальных бойцов. После, на общем собрании за нее заступился старшина со словами: "А что до трусости, так её не было. Трусость, девчата, во втором бою только видно. А это растерянность просто. От неопытности."

К сожалению, в фильме Галя Четвертак и во втором бою не справилась со страхом... Но надо понимать, что между столкновениями прошло может быть пару часов. Девчонка еще в себя придти не успела.
Но Бог о нас все знает. И Он все контролирует.

Бывает, что Он ведет нас путем, где мы упадем, чтобы затем стать ближе к Нему. Лучше упасть в начале пути, чем в самом конце...

Вера - спасительный якорь для души, как и написано о надежде:
которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий
(Евр.6:19)

Поэтому, будем стойкими в уповании на Бога до последнего, а если, все же упадем, то не будем медлить подниматься:
16 ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
(Прит.24:16)

Да поможет нам Бог, всегда хвататься за возможность покрыть свои ошибки славой Божьей!!! Как это сделал Петр, когда Иисус призывал его стать во главе церкви:
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
(Иоан.21:17)


*** Почему праведник может отступить от Бога в испытаниях?

Давайте рассмотрим примеры, когда в испытаниях люди все-таки отдалялись от Бога. Здесь интересно поразмышлять вот над чем.
Если Бог знает конец от начала Ис4610
то зачем начинать отношения с теми, кто в конце Его отвергнет? Например, Иуда.
Зачем создавать или допускать испытания в, которых человек отдалится от Него?

Сразу дам ответы, а потом подведу к ним через иллюстрации.
1. Бог, как солнце - желает согреть каждого.
Но человек делает выбор - бежать навстречу теплу и свету или оставаться в тени.
Человек, скорее всего не стал бы начинать безответные отношения. Но не Бог! Каждый миг общения с человеком ценен для Него!

2. Бог выбирает для испытания самый лучший момент.
И однажды этот момент может стать поворотным - либо человек еще приблизится к Богу, либо начнет удаляться. Да, Бог знает, что человек пойдет своим путем, но из любви, делает для него все возможное. А человек может предпочесть сдаться, разочароваться, рассердиться, замкнуться на непонимании происходящего и в итоге отойти от Бога.

Первый пример.
Бог великими чудесами вывел Израиль из египетского рабства, провел через море и подвел к обетованной земле.
Но, живущие там великаны, заставили ужаснуться все общество и они возроптали на Господа. Числ1334
За это Бог вновь вернул все общество в пустыню и только их детям позволил спустя 40 лет войти в ханаанскую землю.

11 И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?
(Чис.14:11)

18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
(Евр.3:18,19)

Неужто Бог настолько все усложнил, что люди были не в силах пройти этого испытания?
Как Бог, столько сил отдавший, чтобы привести народ к цели, просчитался в самом последнем шаге?

Здесь получается, что осмотр обетованной земли выявил в народе неверие.
А раньше я говорил, что Бог не дает испытаний сверх веры.
Как это соединить?

Вывод такой - у народа не было веры.
Было множество Божественных чудес, но количество не перешло в качество. Они так и не познали Бога:
и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу [врагам]; не лучше ли нам возвратиться в Египет?
(Чис.14:3)

И даже спустя 40 лет народ не изменил своего отношения к Богу:
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
(Пс.94:10)

Но все-таки было несколько человек, которые знали Бога и доверяли Ему:
но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее; Чис.1424

Совершенное повиновение отличало Халева и Иисуса Навина от остальных.
Им тоже было страшно, но, если Бог сказал надо идти войной на великанов, значит, надо идти. Вот какими словами они ободряли остальных:

9 только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их.
(Чис.14:9)

Так и сегодня, многие уверовавшие, в трудностях, начинают вспоминать свою прошлую мирскую жизнь и роптать на Бога за путь, которым Он ведет.
Можно слышать слова, что в жизни такого - то произошли столь страшные беды, что он перестал доверять Богу.

Но что остается такому страдальцу?
Есть, пить веселиться, ибо завтра умрет?
Да, тогда него не останется никакой надежды...

Как может человек, которому очень плохо, отвернуться от Бога?
Ведь только Он, единственно Он, в силах помочь ему?
Это обман дьявола, что надо уходить от Бога.
Потому что в жизни нет другого пути для решения любых проблем.

И более того, для таких звучит грозное предостережение:
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
(2Пет.2:21)

Второй пример.

Обратим внимание на два испытания царя Саула.
Во второй год царствования Саул собрал народ в Галгал для войны против филистимлян. Пророк Самуил велел ожидать его в течение семи дней для совершения всесожжения Господу. Но Саул, видя, что народ робеет и разбегается от него, сам решил принести жертву в седьмой день. И, едва он кончил, приходит человек Божий и обличил его:

13 И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда;
(1Цар.13:13)

Саул сначала дал место страху, а в след за этим - непослушанию.
Тем самым он лишился шанса войти в родословие Христа. Об этой возможности будет сказано позднее, но уже царю Давиду:
16 И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки.
(2Цар.7:16)

Да, войти в родословие Христа - это благословение, но несгораемое благословение - быть с Богом в вечности.
Конечно, многих грехов нам хотелось бы не совершать, но главное все же - примириться с Богом и радоваться настоящему.

Если Бог знал, что Давид останется праведником, то почему дал "бесполезный" шанс Саулу?

Каждый человек ценен для Бога. И даже, зная наперед, что он не войдет в Его Царство, Бог ловит моменты общения со своим творением и изливает на него всю Свою любовь:
...ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
(Матф.5:45)

Бог знает наперед, что будет, но при этом умеет жить настоящим. Потому имя Его - Сущий - Был, Есть, Буду.
10 Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю.
(Ис.46:10)

Человек бы не стал тратить своих чувств и сил на бесплодные отношения.
Но Бог не таков. Он есть любовь.1Ин0416 И пока есть возможность для любви между Ним и человеком Он будет ее использовать.
Бог все дает человеку, даже, если тот в итоге отвернется от Него. Бог не действует иначе. Это Божий характер!

Во второй раз Господь дал Саулу повеление поразить Амалика за то, что он напал на Израиль, когда они шли пустынею из Египта:
теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.
(1Цар.15:3)

Но Саул захватил Агага царям живым и разрешил воинам сохранить лучших животных для жертвоприношений.

22 И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;
23 ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем.
(1Цар.15:22,23)

Зачем Господь в очередной раз подводит Саула к такому испытанию, в котором тот не может устоять?
Этот вопрос подразумевает, что Бог знал, что Саул не выдержит и это испытание. Зачем же допускал его? Почему бы не подождать? Не укрепить его, чтобы прошел?

Уверен, что момент был выбран самый лучший.
Бог знает результат, но человеку остается только делать свой выбор.
Более того, верующий доверяет Спасителю, что испытание - по силам.
Саул был подведен оба раза к выбору - слушаться Бога или нет.  Испытания - либо шаг к Богу, либо шаг от Него.
Испытание выявляет истинное отношение человека к Богу.

В первый раз Саул боялся остаться без людей.
Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе;
(1Цар.13:11)

Второй раз Саул уже боялся столкнуться с людьми.
24 И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;
(1Цар.15:24)

Видим, что Бог, как минимум, давал Саулу второй шанс. Но, кому много дается, с того много спрашивается.

Когда люди упорно сопротивляются Богу, Он, сделав для них все возможное, отступает:
14 А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа.
(1Цар.16:14)

28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,
(Рим.1:28)

Святой Дух покинул Саула, а злой дух с дозволения Божьего водворился в его сердце, имея теперь большую власть для искушений.

Эту ситуацию можно назвать наказанием Саула.
Но скорее это разрыв отношений.
Потому что еще до воцарения Господь Духом сошел на этого человека и преобразовал его:
6 и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком.
9 Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день.
(1Цар.10)

Важно отметить, что изменения сердца Саула были весьма значительные:
11 Все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках?
12 И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло в пословицу: "неужели и Саул во пророках?"
(1Цар.10)

В Новом Завете, есть слова, относящиеся к отвержению Святого Духа:
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
(Матф.12:32)

Саул стал иным человеком, Господь даровал ему Духом сил противостоять искушениям. Но не лишил при этом свободы выбора.
И когда человек сознательно отступает от Бога, он выгоняет Духа из своего сердца. Это хула. Она не будет прощена. Может быть потому что у таких людей не возникнет больше мысли раскаяться, так как их сердце теперь будет занимать дух дьявола.

Бог есть любовь, но при этом Он открыто говорит о Своей ненависти к грешникам:
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
(Пс.5:6,7)

Однако, истинное представление о ненависти Божьей к грешнику можно почерпнуть из этого стиха:
11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?
(Иез.33:11)

Итак, если бы у Саула не было возможности проявить послушание, то не было бы смысла в этих испытаниях.
Зачем призывать верующего - держи, что имеешь, дабы кто не восхитил твоего венца Откр0311

Иуда, предавший Христа также имел возможность пойти праведным путем.
Его жребий не был предрешен. Он сам проложил путь к гибели.
Бог только знал, что так будет.
Как и в истории с Саулом в Ииду входит дьявол:
27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
(Иоан.13:27)

В итоге, есть некий невозвратный момент в отношениях Бога и человека.
Момент, после которого Всевышний обращает Свою любовь в ненависть; Свою милость в справедливый суд.
Бог до последнего желает сохранить отношения, но порывает связь именно человек.

Рассмотрим теперь героев веры - тех, кто в испытаниях доверял Богу.

Пример с Авраамом.

Аврааму Бог повелел принести в жертву своего любимого долгожданного сына Исаака.
Он знал, что Авраам не пожалеет сына.
Но Аврааму предстояло сделать собственный выбор.
Как и для испытания Саула, Бог выбрал самый подходящий момент.
В этой сложной ситуации Авраам уповал на то, что Господь может воскресить из мертвых, ради исполнения пророчества о благословении народов Быт1203; Евр1119.
И Он доверился Богу.

Пример с Иосифом.

Иосиф, находясь в тюрьме, получил от Бога толкование снов виночерпия и хлебодара. И по - человечески надеялся сбросить узы. Но виночерпий забыл об оказанной ему услуге. И только спустя два года, Иосиф вышел из заточения.
Череда пройденных испытаний - покушение на убийство родных братьев; продажа в рабство; соблазнение женой Потифара; тюрьма и крушение надежды, которую воздвиг сам Господь, давая толкование снов - яркое свидетельство доверия Иосифа Богу.

Эти примеры показывают счастливый конец и убеждают меня, что люди, отвернувшиеся от Бога, выбирают отказ от борьбы за верность Всевышнему.

Любовь все переносит и приводит к счастливому концу. (1Кор.13:7)
Никогда не сдавайтесь!
Раньше в марафоне был один победитель.
Сегодня три победителя.
Но в забеге на духовную дистанцию главное - достичь финиша.

Да благословит вас Бог!


Рецензии