15. Искренность. Исповедальность

 Тут сразу вспоминается Есенин. «Самый русский поэт», потому что никто, кроме него, не умел так «по-русски рубаху рвануть на груди», вывернуть, выпотрошить всю свою душу и даже сам себя обвинить так, как и худшему его врагу и в голову не приходило. Это – чисто русская черта. Иногда напоминает фразу: самоуничижение – паче гордости». Но для нормального русского человека это самоочищение, превратившееся в необходимость. Героиня русских народных песен – жалость. В народном русском понятии искренность – это и есть главная сила человека. (А кто, как не она, внутренняя искренность, не даёт разрастись раковой опухоли няни души в поэте? Кто, как не беспощадная правда 3еркала совести перед самим собой?).
«Поэтому Есенин и стал самым любимым поэтом людей, для которых Блок или Пастернак слишком сложны из-за тонких ассоциаций, трудно воспринимаемых, а Маяковский слишком грубоват, потому что его ломаный стих совсем не похож на народную песню».
Есть только одна культура, которая всеобща. Это культура искренности. Есенин был не сравним ни с кем по этой культуре. Он написал самого себя с такой беспощадностью, на какую никто ни до него, ни после него не оказался способен. Вся поэзия Есенина – это огромная поэма о нём самом». (Не согласен. Это и поэма о душе русского человека, настолько русского, что каждый русский узнает в нём себя). И как прекрасно сказал в этой связи именно о русской поэзии Заболоцкий:
Отзвенит и погаснет ракета,
потускнеют огней вороха.
Вечно светит лишь сердце поэта
в целомудренной бездне стиха.
В той бездне, которая и есть эхо Мира.


Рецензии