Паруса Ойкумены. Глава 20

1. В этой главе мы обсудим датировку Послания Павла к Галатам, что даст нам возможность лучше представить себе общую хронологическую канву развития христианских общин в Восточном Средиземноморье во время правления императора Клавдия (41/54 гг.), в особенности после смерти последнего царя Иудеи Ирода Агриппы I (44 г.).

2. Именно в этот период согласно повествованию Деяний Апостолов апостол Павел и его сотрудники, используя один из крупнейших городов Ближнего Востока, столицу Сирии Антиохию в качестве исходной базы, сумели создать в Малой Азии и на Кипре, а также на южных Балканах, прежде всего в Македонии и Греции, разветвленную сеть христианских общин, основную часть членов которых составляли верующие из язычников.

3. Как я уже отметил, в центре внимания моей книги находится историческая динамика экзистенциальной идентичности и связанные с ней смыслы. Поэтому мы ограничимся очень кратким обзором этих событий, которые уже получили подробное освещение в тысячах солидных научных исторических и богословских монографий и статей как на Западе, так и в России. Однако до сих пор остаются невыясненными некоторые существенные детали хронологии Деяний и связанных с ними посланий Павла. Может быть в этой книге мне удастся внести в эту проблему кое что новое, используя те, никогда ранее не публиковавшиеся мною наблюдения, которые вошли в доклад, сделанный мною в 1983 г на семинаре Б.А. Успенского в МГУ. Около того же времени я рассказывал о них некоторым другим людям, в частности С.С. Аверинцеву.

4. В первой главе Послания к Галатам Павел сам дает краткую хронологическую схему, которую мы должны взять за основу дальнейшего обсуждения хронологических деталей этого процесса. Вот этот текст (я уже цитировал его по другим причинам в одной из предшествующих глав).

15. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16. открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17. и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск.
18. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
20. А в том, что пишу вам, — пред Богом, не лгу.
21. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
23. а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, —
24. и прославляли за меня Бога. (Послание к Галатам 1:15-24)

5. Павел продолжает этот краткий хронологический обзор во второй главе того же Послания.

1. Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2. Ходил же по откровению и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3. Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4. а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5. мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
6. И в знаменитых чем;либо, какими бы ни были они когда;либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, —
8. ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, —
9. и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным,
10. только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

6. Большая часть историков согласна с тем, что упоминаемая Павлом во второй главе поездка в Иерусалим вместе с Варнавой и Титом через 14 лет после его собственного обращения совпадает с иерусалимским церковным собором 48 г., описанным в следующем тексте Деяний Апостолов.

1. Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.
2. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
3. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.
4. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.
5. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8. и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам;
9. и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15. И с сим согласны слова пророков, как написано:
16. «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17. чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие».
18. Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20. написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22. Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23. написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25. то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26. человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29. воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
30. Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
33. Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.
34. Но Силе рассудилось остаться там. [А Иуда возвратился в Иерусалим.]
35. Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40. а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41. и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
(Деяния Апостолов 15:1-41)

7. Я согласен с мнением большинства исследователей, что речь в этих текстах идет об одном и том же событии. Однако датировка иерусалимского собора 48 г вызывает сомнения. Это предполагает, что мученичество Стефана и последовавшее за этим обращение самого Павла в христианство произошли в 34 г когда Понтий Пилат еще был наместником Иудеи и любое событие такого рода повлекло бы за собой обвинения и репрессии со стороны римлян, отнявших у иерусалимских первосвященников и синедриона право приводить в исполнение смертные приговоры. Как я уже указывал в силу этого запрета на смертные приговоры первосвященники старались использовать период смены наместников, когда в Иудее не было действующих полновластных римских администраторов для расправы над своими противниками. Именно так впоследствии по приказу первосвященника был приговорен к смерти и казнен глава иерусалимской христианской общины Иаков брат Господень, что вызвало протест со стороны иерусалимских фарисеев, пожаловавшихся на это беззаконие только что назначенному римскому наместнику Иудеи Альбину, который к этому времени еще не успел прибыть в провинцию из Египта.

8. Таким образом гораздо более логичным является предположение, что организованная храмовой верхушкой расправа над Стефаном произошла в конце 36 г после смещения Понтия Пилата с поста наместника и до прибытия в Иерусалим в начале 37г. легата Сирии Вителлия, который и сделал назначение нового наместника на пост входившей в сферу его полномочий маленькой провинции Иудея.

9. Но в этом случае обращение Павла на пути в Дамаск относится к 37 г. , а упоминаемая им трехлетняя поездка в Аравию, т.е. в Набатейское царство Ареты IV к 38/40 гг. Это хорошо согласуется с тем фактом, что по свидетельству Павла в первом послании к Коринфянам Дамаск в это время находился под контролем Ареты (умершего в 40 г.) этнарх (областной правитель) которого пытался арестовать Павла там. Смерть враждовавшего в это время с римлянами Ареты дала возможность Павлу выбраться изАравии в Иерусалим (предположительно в 41 г.) на короткое время, где он виделся с Петром, а затем уехать в родной Киликийский город Тарс и оттуда в Антиохию, где он по рассказу Деяний находился длительное время.

10. Но в таком случае надо прибавить упомянутые выше 14 лет не к 34г., а к 36 или 37 г. И даже при включительном счете лет получается, что иерусалимский собор состоялся никак не раньше 49 г. 

11. С этим согласуется и другое обстоятельство. Можно полагать, что упоминающаяся в Деяниях кратковременная поездка Павла/Савла и Варнавы в Иерусалим в 47 г. с собранной антиохийскими христианами милостыней (Деяния 12: 25) не упоминается апостолом в приведенном выше свидетельстве по причине того, что она не имела существенного влияния на волнующий его вопрос соблюдения иудейского ритуального законодательства христианами из язычников. Ее приблизительная датировка 47 г вытекает из того, что упоминаемый в Деяниях голод в Иудее повидимому совпадает с голодом, описанным Иосифом Флавием во время наместничества в Иудее обратившегося из иудаизма в язычество племянника Филона Александрийского Тиберия Юлия Александра 46/48 гг. Вот это упоминание: “ Преемником Фада стал Тиберий Александр, сын александрийского алабарха Александра, который выдавался среди своих сограждан как знатностью происхождения, так и богатством. Вместе с тем алабарх отличался также благочестием, тогда как сын его не оставался верен древним традициям. В это же самое время случился в Иудее и тот большой голод, когда, как я рассказал выше, царица Елена на большие деньги закупила хлеба в Египте и раздала его нуждавшимся. (Иудейские древности 20.5.2).”

12. Судя по упоминаниям в Талмуде помощь голодавшему еврейскому населению обратившейся в иудаизм адиабенской царицы Елены вызвала распространение среди фарисеев мессианских настроений относительно предстоящего в скором времени обращения язычников. Возможно, эти настроения способствовали временной открытости к новой кампании прозелитизма антиохийских христиан среди неевреев на новых более мягких условиях со стороны близких к фарисеям руководителей иерусалимской христианской общины. Эта новая смягченная позиция нашла себе выражение в цитируемом автором Деяний постановлении иерусалимского собора 49 г.

13. Однако для нас здесь важно то, что если мы датируем эту поездку 47 г. , то поскольку она предшествовала проповеди Павла на Кипре и в Малой Азии и последовавшему за этой проповедью иерусалимскому собору, эта датировка, также как и приведенные выше соображения не позволяет датировать собор 48 г. В случае такой ранней датировки собора просто не остается времени на миссию Павла в Малой Азии.

14, После иерусалимского собора 49 г. Павел вновь отправился в Малую Азию. К этому времени его второго миссионерского путешествия (50 г.) повидимому относится создание христианских общин в Галатии, поскольку Галатия упоминается в Деяниях (16: 6) среди местностей, через которые проходило это путешествие Павла. Тот факт, что, как явствует из самого Послания к Галатам, вопрос о соблюдении ритуальных заповедей в начале проповеди в Галатии не ставился так остро, также связан с этим недавним компромиссным решением собора.

15. Однако к моменту написания Послания ситуация явно изменилась и на галатийских христиан шло большое давление в пользу соблюдения ритуального законодательства. И сам Павел упоминает о соборе, как о событии, отстоящем по времени от того, что происходит в данный момент. Все это указывает на то, что послание было написано и отправлено существенно позже, около 53 г., повидимому из Эфеса, где в течение двух лет с начала 52 г. до начала 54 г. находился Павел после того, как он провел около полутора лет в Коринфе, столице римской провинции Ахайя (Греция). Как мы знаем из рассказа Деяний в это время отношения Павла с греческими и малоазийскими иудеями в Коринфе и Эфесе крайне обострились, а позиция иерусалимской христианской общины по отношению к соблюдению ритуальных заповедей повидимому стала более жесткой и поведение самого Павла подвергалось критике. Как ясно из текста первых двух глав послания к Галатам Павел здесь не остался в долгу, его ответ на эту критику был жестким и бескомпромиссным. В следующей главе мы более подробно рассмотрим эти события и связанные с ними датировки.


Рецензии