Гл. 3 Видеть не желаю. Окончание практики

Практика в Николо-Поломе Гл. 3

Видеть не желаю

«В тебя мальчишка влюбился и хочет познакомиться», - сказала Галя, когда Оля приехала с выходных после первой трудовой недели.
Сначала у Оли проснулся интерес.
Но, увидев совсем молодого парня, (который появился по знаку Гали из кустов), Оля пришла в негодование.
«Как этому школьнику могла придти в голову мысль влюбиться во взрослую девушку!?
И как он посмел об этом заявить?» – подумала она, а ему сказала:
 «Я тебя видеть не желаю! Постарайся не попадаться мне на глаза».
Он «не попадался», но тайно следил за ней, не оставляя надежды добиться её расположения.
Однажды это ему почти удалось, но в последний момент всё изменилось.

Букет

Ночная смена тянулась долго и муторно.
Но вот прозвенел долгожданный звонок, и девчонки радостные направились к выходу.
И тут появился «Школьник» с большим букетом великолепных цветов.
Он шел по цеху радостный и вдохновленный.
Оля ощутила, что цветы эти для неё, и она шла к нему навстречу и улыбалась.
Она была готова принять букет и насладиться его ароматом.
 Вот уже остался какой-то миг, и она протянула руки…
И вдруг её открытое и умилённое лицо преобразилось в лицо жёсткое и неприступное.
И он струсил, осунулся, букет, как веник, опустился к полу.
Оля говорила ему жестокие слова, стремясь, как можно больнее обидеть,
чтоб он понял, что она его не ждет, не рада ему, что надежда его бесплодна.
«Тебе не в женихи нужно играть, а спать в это время.
Иди домой! Пусть отец этим букетом выпорет твою голую задницу!»

В темноте

Девчонки возвращались после ночной смены.
Они устали, и Галька предложила не огибать общежитие, а зайти в него с торца. 
Они оказались в коридоре, прошли немного, и вдруг погас свет.
Наступила кромешная тьма.
И в этой тьме завыли страшные звери.
Девчонки завизжали.
А «звери» приближались и, оттеснив девчонок, окружили Олю.
Она понимала, что это проделки «Школьника» и его друзей.
Главный «зверь» хотел притронуться к ней, но не решался сделать этого даже в темноте.
И Оля вырвалась от «зверей» целая и невредимая, ей было весело, и она смеялась.
Шутка ребят, развеселила девчонок.

Окончание практики

Оле работать помощником станочника было тяжело.
Она, в отличие от Гали и Нины, не была такой же крепкой и выносливой, как они.
Если маленькая Вера работала у станка, где пилили «разносортницу», т.е. обрезки досок и доски небольшого диаметра, то станок Оли стоял на линии с пилорамой.
Ей приходилось собирать на транспортёре, и подтягивать к пиле доски большого диаметра.
Особенно тяжело было, когда шёл брус.
Мускулатура рук у неё не была развита, и физические усилия приходились на живот – её слабое место с детства.
От физической нагрузки живот стал болеть.
Неблагоприятный моральный климат так же повлиял на обострение болезни.
Когда до окончания практики оставалась неделя, Оля после выходных не приехала в Николо-Полому.
Она вернулась в последний день, чтоб забрать вещи и документы.
Вечером девчонки пошли к мастеру за характеристиками.
Оля передала с ними свой дневник практиканта, а сама осталась в общежитии.
«Мастер была недовольна, что ты до конца не отработала всю практику», - сказала Галя, отдавая Оле дневник, и добавила, - Она по ошибке написала тебе хорошую характеристику, т.к. не знала, в чьём дневнике пишет».
Оля прочитала свою характеристику, она была положительной и реалистичной.
Она прочитала и характеристики девчонок. Все они были положительными, но совершенно разными.
Оля поняла, что характеристики писала толковая женщина, разбирающаяся в людях.
Практика закончилась. Девчонки разъехались по домам.

Нет печатей

Документы практиканта в техникуме принимал ответственный за производственную практику Карл Петрович Кабриц, с которым у Оли во время учёбы были непростые отношения. ("Замыкающая. На экзамене")
-Да, Иванова, не верится, что ты такая хорошая, как написано в твоей производственной характеристике, - сказал Кабриц.
У Оли было весёлое настроение, теперь, когда учёба у этого педагога осталась позади, она ничуточки его не боялась и не робела. И её понесло:
-Ах, уважаемый Карл Петрович! Не нужно так плохо думать о людях, особенно девушках.
Ведь мы в душе актрисы, которым не составляет труда проявлять себя в разных ипостасях.
У вас я играла роль бестолковой ученицы, а там, в деревообрабатывающем цехе, я была ударницей коммунистического труда.
-Гы-гы- гы! - засмеялся Кабриц, разбрызгивая слюной.
Но документы твои я не приму. У тебя нет печатей. А, значит, практика твоя не действительна.
-И что вы предлагаете?
-А ничего не предлагаю! Не аттестую, и всё!

Снова в путь

Кабриц не принял документы и у девчонок, с которыми Оля была на практике.
Нужно было исправлять ситуацию, и она сказала:
«Мне не привыкать пропускать занятия. На выходные съезжу домой, а в понедельник доеду до Неи.
Там в управлении поставлю все печати».
Такой вариант всех устраивал, и Оля отправилась в путь.

Последняя встреча с «Школьником»

С утра она села на поезд, рассчитывая до обеда сделать намеченное дело и пораньше вернуться домой.
В Нее, выйдя на перрон, направилась в здание вокзала.
Проходя мимо раскрытой двери билетного зала, она вздрогнула, увидев сидящего «Школьника».
У неё было ощущение, что он ждет её, и ждёт уже не один день.
Она прошмыгнула, стремясь остаться незамеченной.
Обойдя за два часа все нужные конторы, она удовлетворенная тем, что всё сумела сделать, вернулась на вокзал.
Быстро, купив билет, и облегченно вздохнув, что «Школьника» рядом нет, она пошла на выход, и… нос к носу столкнулась с ним.
«О, привет!», - сказала она, и юркнула мимо, не дав ему опомниться.
Рядом с вокзалом располагался густой парк. В нём росли толстые старые деревья.
Оля побегала по этому парку, заметая следы.
Нашла укромное местечко, и опустилась на скамейку.
«Здесь он не найдет меня», - подумала она, достала из сумки книгу и расслабилась. 
Не думая ни о чём на свете, созерцая в книге репродукции, она перевернула страницу, и краем глаза увидела, что он сидит рядом.
Это было странно, она не слышала, когда и откуда он появился, и она не успела заволноваться.
Она взглянула на него, и неожиданно ощутила жалость к этому мальчику.               
Перед отъездом из Костромы Галя рассказывала Оле, что он бросил школу – последний выпускной класс. Но Оля пропустила это сообщение мимо ушей. И вот теперь…
«Неужели, у этого парня всё пошло наперекосяк из-за этой нелепой любви!? - подумала она.
И вместо школы, он торчит на вокзале?
Возможно, сегодня он караулил и выслеживал меня весь день, как тогда в Николо-Поломе».
Он внимательно смотрел в её книгу.
На странице были рисунки авангардистов. Под одним из рисунков было написано «Дитё Сены»
-Что ты пытаешься рассмотреть? – спросила она.
-Дитё у Сены
-Ребёночка?
-Ну, да.
-Не получится. Сена – не имя, а река в Париже. А рисунок этот в авангардном стиле.
Авангардизм - это антитрадиционное, антиреалистическое искусство.
Слышал про квадрат Малевича? - и Оля показала ему на другой рисунок.
Это самая известная работа Коземира Малевича, созданная в 1915 году.
Нам кажется, что в рисунке нет ничего особенного, а большие умы бьются над разгадкой этого квадрата.
В нём сущность знаков человеческого бытия.
Чёрный квадрат вобрал в себя все формы и краски мира, сведя их к формуле.
Чёрный квадрат – знак экономии.
Белый – чистое действие, знак чистоты, человеческой творческой жизни.
Саша, тебе надо вернуться в школу, - перевела она разговор, -
Тем более ты закончил 9-ый класс. Без среднего образования сейчас нельзя.
Застучали колёса, приближающегося поезда.
-Ну, ладно, мне пора.
Когда они шли к перрону, Оля говорила:
-И не надо торчать на вокзале. Это не то место, где можно чему-то научиться.
-А я здесь недалеко живу, потому и бываю. Раньше ходил сюда с братом.
Однажды, когда мне было лет 8, а брату 12, мы увидели в окне поезда девчонку, которая знаками спрашивала, как нас зовут. (рассказ «Знаковая азбука»)
Ты помнишь это?
Оля отрицательно мотнула головой.
-Прощай. - сказала она, и на ходу прыгнула на подножку вагона.

P.S.
Вскоре она получила от него письмо с фотографией.
Её удивило, что он узнал её Мантуровский адрес.
Он писал, что собирается ехать к брату в Ленинград поступать в мореходку.
Просил писать.
Она ему не ответила.


Рецензии