Малоизвестные татарские разности - 217

Малоизвестные татарские разности – 217



***

Поиски выдающихся личностей неожиданно привели к открытию мне дотоле незнакомых выдающихся видов оружия.

***


Ампуломет

Хамитов Абдула

***

Оборона Сталинграда и последующее применение
 Внешние изображения
Боевое применение ампуломёта
(сцены из документального фильма «Сталинград», одна из них впоследствии использовалась в десятом эпизоде документального фильма The Lost Evidence канала History Channel)


Ампуломёты успешно применялись при обороне Сталинграда, при этом некоторое количество использовалось в штурмовых отрядах[3][47]:

Трое суток и днём, и ночью шли бои за хутор Грачи и станицу Суровикино: то немцы их займут, то мы, то немцы, то мы. Тут мы первый раз ампулы применили. Мой расчёт поджёг 2 танка, и расчёт Абдулы Хамитова — уфимского татарина — один танк[9].
Известно также, что ампуломёты активно применялись при штурме Великих Лук: так, расчёты входили в состав пяти штурмовых групп[48], а 15 января 1943 года сводная рота из 17 расчётов в ходе штурма за два часа израсходовала 1620 ампул с зажигательной смесью[49]. По некоторым данным, применение ампуломётов продолжалось и в течение битвы на Курской дуге:

Ампулометы применялись потом ещё на Орловско-Курской дуге, больше про них я не слыхал[9].

Ампулы АЖ-2, разработанные для ампуломёта, применялись в штурмовой авиации вплоть до конца войны[3].

https://ru.wikipedia.org/wiki/125-

***

Вот воспоминания ампулометчиков:
1.Военная профессия - ампуломётчик. http://prostalingrad....com/20304.html
2. Метатель ампул. http://proryazan.com/2015/01/20/56739
 
Небольшая выдержка о применении:
"9 декабря комбат отвел нас, ампулометчиков, немного в сторону от основных сил. Позиция такая: с одной стороны река Чир с крутыми берегами, с другой высокая гора, а между ними – грунтовая и железная дороги, что к Суровикину идут. По дороге могли пройти немцы из группировки Паулюса. Разведка доложила, что пойдут танки, надо было забить их в этом узком проходе. Мы окопались в 30 метрах от дороги со стороны реки. Командир приказал: стрелять по танкам и без него не сниматься с этой позиции. И ушел, вместе с ним был только ординарец-таджик.
Меня комбат оставил старшим. Окопались, орудия установили, ждем. Около 11 часов прошла машина немецкая с пехотинцами, потом вторая, третья… Танков нет. Я говорю: «Абдула, давай-ка по машинам бить» И 8 машин с немцами мы подожгли. Со стороны Суровикино ещё батарея сорокапяток обстрел вела, и они 6 машин подбили. Всю дорогу забили, никто больше проехать не мог. Пожарище был страшный!
10 декабря стоим: и немцев больше нет, и комбата, 11-го – никого. У нас уже и паек заканчивается. И в Суровикино бой, вроде бы, затих. Уже думали нарочных посылать, а смотрю: спускаются сверху 6 человек, я узнал командира первой роты Белялова, красивый осетин. Я и докладываю: комбат сказал, чтобы без его приказа не снимались. Что делать? Вот, видите, это наша работа, машины подбитые.
Он говорит: Я уже третий день батальоном командую, комбат убит еще 9-го. Когда он от нас пошел обратно, его снайпер подстрелил, таджику обе ноги перебил. Тот на руках прополз вдоль насыпи и доложил, что комбат убит, а про нас ничего не сказал. Его в госпиталь отправили, а раз ординарец один приполз, все решили, что и мы убиты, домой отправили похоронки. Так что на Мамаевом кургане мы значимся в списке погибших. Хамитова и меня за этот бой представили к орденам Красной Звезды, а рядовых к медалям «За отвагу».
 
Стало быть, ампулами нам у Суровикино удалось поджечь 3 танка и 8 машин. Мы были довольны таким грозным оружием, как ударил – танка нет. Но ампулы очень дорогие, дефицитные, и к тому же орудие не удобное, засаду с ним хорошо устраивать, а для наступления оно не подходит. Ампулометы применялись потом еще на Орловско-Курской дуге, больше про них я не слыхал"

http://livinghistory.ru/topic/42151-ampulomety/page-2

***

125-мм ампуломёт образца 1941 года — единственная выпускавшаяся серийно в СССР модель ампуломёта. Широко применялся с переменным успехом Красной армией на начальном этапе Великой Отечественной войны, его нередко изготавливали в полукустарных условиях[3].

В качестве снаряда использовались стеклянные или жестяные ампулы, имевшие сферическую форму и наполнявшиеся зажигательной смесью «КС», но в номенклатуру боеприпасов также входили мины, дымовая шашка и даже кустарные «пропагандистские снаряды»[3][4]. При помощи холостого ружейного патрона 12-го калибра снаряд выстреливался на 250—500 метров, тем самым являясь эффективным средством против некоторых фортификационных сооружений и многих видов бронетехники, включая танки[3]. Впрочем, сложности в применении и обслуживании привели к тому, что в 1942 году ампуломёт был снят с вооружения.

Несмотря на дальнейшее применение данного вида оружия при обороне Сталинграда и в ряде других боёв, позднее ампуломёт был окончательно заменён в войсках огнемётами других типов[5]. Тем не менее, ампуломёты активно применялись в 1943 г. на разных фронтах, зачастую в качестве выведенного за штат вооружения, как например в частях 26 Армии в сентябре 1943 г.[6] Особенно долго ампуломёты применялись на Ленинградском фронте — вплоть до конца 1943 г., в составе 155 отдельной траншейно-огнеметной роты 79 УР 42 Армии[7][8], а возможно и до полного снятия блокады Ленинграда в 1944 г. По некоторым данным[9], ампуломёт применялся эпизодически даже в 1944 году, а в качестве оружия пропаганды — даже в 1945 году[10]. Ампулы, созданные специально для него, использовались в штурмовой авиации вплоть до конца войны[11].

Данные о создании ампуломёта крайне скудны. Так, известно, что разработка началась в 1940 году на заводе № 145 имени С. М. Кирова (главный конструктор завода — И. И. Картуков)[3], в 1941 году после войсковых испытаний он был принят на вооружение Красной Армии под названием «125-мм ампуломёт образца 1941 года»[3]. «Идейным предшественником» советского ампуломёта был английский Northover Projector 1940 года. Более ранний датский бомбомёт системы Аазена в качестве навесного заряда использовал холостой охотничий патрон 8-го калибра[12], аналогичный способ метания мин использовал и советский ампуломёт.

https://ru.wikipedia.org/wiki/125-







‘’Дивизион Особой Мощности’’

Гарафиев Садри Гарафиевич

***

Садри Гарафиевич родился 17 февраля 1924 года, уроженец деревни Янаул Дубъязского района ТатАССР.

Участник Великой Отечественной войны. 
Призван Дубъязским РВК ТатАССР в августе 1942 года. 
В действующей армии воевал разведчиком-наблюдателем в составе 32 отдельного артиллерийского Дивизиона Особой Мощности 6 АКП РГК с мая по декабрь 1944 года на Карельском перешейке   Ленинградского фронта, с декабря 1944 года на 1-м Белорусском фронте. Принял участие в войне против милитариской Японией с 8 авгусат по 2 сентября 1945 года в составе 32 оадн ОМ РГК 105 Укрепрайона 1 Дальневосточного фронта.

Награжден орденом Красной звезды (05.1945г.), орденом Отечественной войны 2-степени (1985г.) медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.", медалью "За отвагу" (08.1945г.), медалью "За победу над Японией" и другими медалями.

http://tatfrontu.ru/person/garafiev-sadri-garafievich-0

***

32-й отдельный артиллерийский Берлинский орденов Суворова и Кутузова дивизион особой мощности резерва Главного Командования — воинская часть в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны.

Мортира, стоявшая на вооружении дивизиона
В составе действующей армии с 22 июня 1941 по 27 июля 1941, с 15 мая 1944 по 9 мая 1945 и с 9 августа 1945 по 3 сентября 1945 года.

На вооружении дивизиона находились 6 280-миллиметровых мортир Бр-5, полученных дивизионом в первой половине 1941 года.

На 22 июня 1941 года дислоцировался в Минске.[1].
С 25 июня по 28 августа 1941 года маршем эвакуируется в Ковров, за время марша потерял 15 человек личного состава, из них четырёх убитыми.

Из Коврова дивизион убыл в Сарапул, куда прибыл 20 октября 1941 года и дислоцировался в селе Шевырялово и деревне Кирьяново Сарапульского района.[2]

Дивизион находился там до мая 1944 года.

3 мая 1944 года выехал на Ленинградский фронт, 9 мая 1944 года включён в контрбатарейный корпус фронта, с 15 мая 1944 года вышел на передовую, с 10 июня 1944 года начал боевую деятельность в ходе Выборгской операции. По окончании войны с Финляндией находился на Карельском перешейке.

В последние дни ноября — декабре 1944 года был снят с позиций и отправлен на 1-й Белорусский фронт. Перед началом Висло-Одерской операции был подчинён командованию 8-й гвардейской армии, наступавшей с Магнушевского плацдарма. С 14 января 1945 года поддерживает 27-ю гвардейскую стрелковую дивизию, начавшую прорывать полосу обороны противника, наступая с плацдарма.

После этого продвигался вместе с армией по территории Польши. В феврале 1945 года был передан в 5-ю ударную армию. С 6 марта 1945 года поддерживает войска 295-й стрелковой дивизии, которая в этот день приступила к штурму крепости Кюстрин.

После окружения крепости, дивизион поддерживает войска 32-го стрелкового корпуса в операции по расширению и объединению плацдармов 8-й гвардейской и 5-й ударной армий на левом берегу Одера и отбивает контрнаступление противника.[3]

С 16 апреля 1945 года поддерживает войска 5-й ударной армии, наступающие на Зееловские высоты и в их дальнейшем наступлении на Берлин. 26 апреля 1945 года дивизион, своими более чем двухсоткилограммовыми снарядами, начал обстрел рейхстага.

В июле 1945 года дивизион был переброшен на Дальний Восток.

Дивизион был придан 5-й общевойсковой армии, перед которой стояла задача прорвать Пограничненский (Суйфыньхэсский) укреплённый район, возведённый на горных хребтах, а также Волынский укрепленный район.

В ходе наступления дивизион подавляет Волынский узел сопротивления Пограничного района и тем самым обеспечивает наступление 72-го стрелкового корпуса на 5-километровом участке р. Волынка.

Затем войска армии продолжили наступление в направлении Муданьдзяна, а на дивизион была возложена задача ликвидации дотов на сопке «Северная» в районе станции Пограничной.

Сопка господствовала над окружающей местностью и контролировала в этом радиусе все дороги, а также станцию и город Пограничная.

Укрепления на сопке были хорошо оборудованы: по восточным скатам опоясаны колючей проволокой, по которой проходил ток высокого напряжения.
За каждым рядом проволочного заграждения имелась траншея с открытыми пулеметными площадками, чередуясь с отдельными дзотами.
Западные скаты сопки были недоступны для наступления ввиду обрывов и противотанковых эскарпов.

Гарнизон состоял из 2-х батальонов японских войск, обеспеченным всем необходимым для долгой круговой обороны: электроэнергией, боеприпасами, водой, пищей.

Дивизион разрушал укрепления и подавлял сопротивление японских войск, занявших оборону, в течение пяти дней, до вечера 15 августа 1945 года.[4].

Там же дивизион и закончил боевые действия.

https://ru.wikipedia.org/wiki/32-


Рецензии