Сижузарешёткой, или где собака зарыта?

(На самом деле заглавие выглядит так: "#Сижузарешёткой, или Где @ зарыта?" Все символы из текста улетели, - может быть, кто-то подскажет, как их вставить?)

С некоторых пор у меня возникло твёрдое убеждение, что современная письменность — и не только русская — стремится от буквы постепенно перейти к иероглифу.

То есть, конечно, сама по себе письменность ни к чему стремиться не может: нет, это мы, пишущие люди, подсознательно хотим отказаться от буквенного написания и переключиться на иероглифическое. Так проще! Так меньше усилий затрачивается! Сравните сами: то ли написать «Я люблю», то ли просто нацарапать сердечко — что проще? Что легче? «Я люблю Санкт-Петербург» или «I;СПб!» Смысл и первой, и второй надписи всем ясен, так зачем же выводить эту бесконечную вереницу букв? «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали!» — мы не хотим трудить пальчики, мы хотим рисовать простые и всем понятные иероглифы — например, ;, или ;, или ;. В Сети существует даже распространённое присловье: «Многа буков!» — то бишь: «Много букв, слишком много понаписано, устанешь читать!»

И вот, хотя я и не являюсь сторонником дарвинизма, но мне почему-то вспоминается высказывание Энгельса: «Труд сделал из обезьяны человека». Правда это или нет — кто его знает? — но то, что безделье делает из человека обезьяну, — это, я думаю, бесспорно, и каждый наблюдал в жизни нечто подобное. Не хотят люди трудиться над письмом и чтением, а общаться-то хочется! Тут-то им на помощь и приходят сетевые иероглифы.

Интернет (или, точнее, те, кто им управляет) ко всем своим преступлениям против человечества (вот так — ни больше ни меньше!) добавляет ещё и насаждение иероглифического сознания. Ведь буквенная письменность создана для людей духовно богатых, которым нужно передавать достаточно тонкие оттенки чувств, непростые повороты мыслей, входить в подробности, отражать настроение и т.д. И буква может всё это передать! Буквенное письмо может и несравненно большее: оно способно отразить даже особую музыку человеческой речи, передавать звуки природы!.. Тому же слову «любовь» оно придаёт тысячи мыслимых оттенков… А какие смысловые оттенки можно усмотреть в ;?

Использование иероглифов чудовищно обедняет наше сознание, разрушает не только письменную, но и устную речь, сводит её к набору междометий, к каким-то «вау!» и «упс!».

Легко понять иероглиф ;, или (что то же) :). Это знак шутки, нечто вроде за-кадрового смеха в американских комедиях, с помощью которого зрителям поясняют, когда именно нужно разразиться хохотом. То же и со знаком ;. Если вы в письме пошутили, но не уверены, что ваш читатель об этом догадается, вы ставите «смайлик» — :). Теперь читателю всё ясно: прочитанная фраза была шуткой, над ней требуется посмеяться ;. Отличный способ доводить свой юмор до народа! Не надо напрягаться, сочинять удачные шутки: просто поставь «смайлик» в конце фразы, и все послушно расхохочутся. Думаю, что у большинства интернет-пользователей давным-давно образовался условный рефлекс, и теперь они будут радостно гоготать при виде смайлика, даже если его поставить в конце некролога.

Но не все интернет-иероглифы так ясны и прозрачны. Кто из вас сможет объяснить значение всё той же «собаки» — @? Нет, все мы знаем, когда её нужно употреблять, но кто знает почему? Кто вообще изобрёл эту закорючку? Какой каббалист? С какой целью? Никто об этом не задумывается, — а может быть, стоило бы? Может быть, узнав, где @ зарыта, мы узнаем нечто существенно важное об Интернете?

Или другой иероглиф, стремительно входящий (вводимый?) в моду у нас на глазах… Я говорю о # — «решётке» или «по-научному» «хэштэге». Как он возник в Интернете, понятно: с помощью «решётки» собирали родственные понятия, чтобы облегчить пользователям их поиск. Скажем, увидев на экране надпись #рыбалка, смело жми на неё, и перед тобой откроется сразу несколько сообщений, посвящённых рыбной ловле. Это ясно. Неясно другое: почему «решётка» сегодня перекочевала из сети в газеты, в журналы, на рекламные объявления? Там-то в ней какой смысл? Как я буду наводить курсор на газетную страницу или на огромный рекламный щит? И кто придумал это правило, что после «решётки» все слова должны писаться слитно: #рыбнаяловля? Это настолько не по-русски (да и вообще не по-человечески), что просто руки опус-каются, когда такое видишь. Выходит, что из способа для облегчения интеренет-поисков «решётка» сейчас превратилась в орудие для разрушения языка, разрушения исконной русской грамматики.

На этом пока закончим разговор о современной иероглифике и постараемся заучить несколько новых слов из этого таинственного, непонятного, малознакомого языка — русского. Вот они:

1. Не ГЕРМЕТИЧНЫЙ, но НЕПРОНИЦАЕМЫЙ;

2. Не ДЕЛИКАТНЫЙ, но НЕЖНЫЙ, ТОНКИЙ, ДУШЕВНЫЙ, ВЕЖЛИВЫЙ, УЧТИВЫЙ (видите, сколько различных оттенков есть в русском языке для этого понятия!);

3. Не ВАРИАНТ, но РАЗНОВИДНОСТЬ;

4. Не АГРАРНЫЙ, но ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ, КРЕСТЬЯНСКИЙ;

5. Не КОММЕРЦИЯ, но ТОРГОВЛЯ;

6. Не ИМПОРТ, но ВВОЗ (соответственно, ЭКСПОРТ — ВЫВОЗ);

7. Не КОНКУРС, но СОСТЯЗАНИЕ;

8. Не ПАРАМЕТР, а ВЕЛИЧИНА, ИЗМЕРЕНИЕ;

9. Не АГИТАЦИЯ, но УБЕЖДЕНИЕ;

10. Не СИНХРОННЫЙ, но ОДНОВРЕМЕННЫЙ;

11. Не СИМПТОМ, а ПРИЗНАК, или даже просто ЗНАК, или ПРОЯВЛЕНИЕ;

12. Не СУБЪЕКТИВНЫЙ, а ЛИЧНЫЙ или ПРЕДВЗЯТЫЙ…

Как видите, новых слов совсем немного, но постарайтесь употребить их в какой-нибудь своей письменной работе (в устном сообщении), и вы сами удивитесь, насколько ваш труд станет яснее, доходчивее и красивее.


Рецензии