Глава 15

(15.01.2009)

     В Воркуте я училась в школе недолго, меньше месяца. Зимняя Воркута мне не понравилась, потому что было непонятно, какая там архитектура, какие растут деревья. После крайнего юга - Крайний Север, да ещё болела. Потом приехал папа из Сырь-Яги, а мы так и жили у Сивовых. Он увёз нас с мамой в Печору. Печора гораздо южнее. На поезде мы ехали туда 12 часов. Оценки мне выставили заранее, потому что мы приехали 15 мая 1958 года. В Печоре был солнечный день, много деревьев, кое-где зеленела травка, что меня очень обрадовало. Дети ещё ходили в школу, но я уже не стала, оставалось учиться каких-то 10 дней.
     Папа поселил нас в гостинице и пошёл искать жильё. В то время улицы Кошевого, как таковой, не было, т.е. был один дом кирпичный двухэтажный - общежитие. И в начале улицы стоял 3-х этажный кирпичный дом, в котором жили Райисполкомовские работники со своими семьями. В доме 3 подъезда и хорошая планировка. Комнаты квадратные, потолки высокие - 3 м, кухни большие от 7 до 9 м. Гостиница, в которой мы временно остановились - 2-х этажная, деревянная, находилась на площади Советской. Там же находилось 2-х этажное деревянное здание почты, 2-х этажное шлакоблочное здание столовой, 2-х этажное шлакоблочное здание Райисполкома. И рядом одноэтажное деревянное здание милиции. На втором этаже, где столовая, находилась контора Райпотребсоюза. От площади в две стороны поднимался Печорский проспект - единственная асфальтированная улица. В третью сторону от площади ответвлялась ул. Куратова в 2-х этажными деревянными домами. Улица вела к реке Печора. На ней находился центральный универмаг - самый большой магазин в Канино. Он был деревянный, одноэтажный. В гостинице мы переночевали одну ночь и потом поселились в сарайчике у одного хозяина. У него был свой частный деревянный дом. Звали его Пётр Ходовец. В сарайчике типа летней кухни была одна комната с маленьким окошком и кухня. Комната метров 12, а кухня - в два раза меньше. Между комнатой и кухней стояла печка. Топка была со стороны кухни. Папа за лето пристроил тамбур и там мы хранили дрова. Да и вообще, дверь кухни выходила прямо во двор. Поэтому с тамбуром было потеплее. Через стенку были сараюшки для 2-х коз - Майки и Милки и поросёнка Борьки. Ещё был пёс Дружок на цепи и кошка Машка. Козье молоко мне не нравилось, мы покупали коровье у хозяйки, но не нашей. Двора, как такового, не было, это зимой он был двором, а летом это был огород, где росла в основном картошка. Мы прожили в этом сарайчике целый год. Для меня это было в какой-то степени романтикой. Улица Речная упиралась в улицу Спортивную и обе они состояли из частных одноэтажных домиков. Улицы были не асфальтированы, на некоторых улицах были деревянные мостки, как например, на улице Ленинградской.  В Печоре почва песчаная, поэтому летом ходить куда-то было проблематично. В туфли набивался песок и ноги были пыльные и грязные после каждой прогулки.
     Вспоминая пса Дружка, я вспомнила, что когда мы ездили в Дагомыс, там у хозяйки был пёс Пират. С обоими я дружила. Дружок ставил мне лапы на плечи и мы с ним обнимались. Такой он был большой. Они были злые, но я как-то быстро завоевала их расположение. Дружок дожил до лета, заразился чумкой и сдох. Кошку Машку, после того, как она родила 3-х котят, куда-то унесли. Рыжего котёнка мы оставили себе, и он вместе с нами переехал в новую квартиру. Назвали Рыжиком. После Дружка мы взяли пёсика Шарика. Он был симпатичным дворнягой и очень умным. Чёрного цвета с длинной шерстью, с белой грудкой и белыми туфельками на всех лапах. Хвост был пушистый - колечком, а кончик хвоста тоже был белым. Он сопровождал папу везде. Они вместе уходили на работу, вместе ездили на УАЗике и на грузовике, вместе возвращались с работы. Только Шарик не хлестал водку, как папа.  У папы через плечо всегда висел фотоаппарат. Потом он купил второй. Фотографией он занимался самозабвенно. Когда печатал фотографии, то просиживал в ванной целые ночи. Он стелил на ванну столешницу из деревоплиты, ставил увеличитель, ванночки с проявителем и закрепителем, а внизу в ванной стоял тазик с чистой водой. Но это было уже в квартире.
     Первое лето в Печоре было достаточно тёплым и сухим. Я познакомилась с местными девчонками и мальчишками. Мы тут же организовали Тимуровскую команду, в которую входило 12 человек. Моей лучшей подругой, а потом и одноклассницей была Люся Гуляева. Председателем нашей команды был Вадик Новожилов. Он учился в параллельном классе. У него было две сестры: Миля и Валя. Вадик был старший, ему было 11, Миле - 9, Вале - 7 лет. У Люси было 2 брата и три сестры. Самым старшим был Валентин- 19 лет, Тамара- 17, затем Люся - 11, Вера - 9, Гошка - 8, Надя - 6. Потом у них родилась ещё Валечка. Это уже, когда мы переехали жить в квартиру. Ещё была семья Отиевых и Туркиных. Они жили в доме на две семьи с разными входами и дворами. Под дворами подразумеваются огороды. У Отиевых был брат и 2 сестры, у Туркиных - одна дочь, тоже Люда. Ещё была семья Левингер - брат и две сестры. Брат Витя перешёл в 10-й класс, Ольга - в 6-й, Ира - в 4-й. У них была шикарная домашняя библиотека, и я ходила к ним, как в библиотеку.
     Всё лето мы играли в Тимуровскую команду, пытались делать какие-то полезные дела. Ходили вместе купаться на реку и в лес по ягоды. Я носила воду из колодца в небольших 6-ти литровых вёдрах. Пыталась рубить дрова. Мы с мамой пилили брёвна на чурочки, потом рубили и складывали в тамбур. Папа тоже рубил, но реже и сразу много.
     Осенью я пошла в школу № 2. Город был разделён на 2 части - посёлок Канин и станция Печора. Потом обе части объединили и присвоили поселению статус города Печора. И стало в городе две части: речная и железнодорожная. Так и до сих пор. На тот момент в речной части, где я жила, было всего две школы: 2-я и 5-я. Я попала в 5-й "б" класс. Стала ходить на гимнастику в спортзал речного техникума. Со мной ходили Люся Гуляева, Рая Попова и Люда Лавренова. Все учились хорошо - без троек. Часто бегали в клуб Речников, который был деревянным, в кино.
     Меня всегда удивляло, почему мама сидит дома и не работает. Грамотность у неё хорошая, язык подвешен, остроумна, энергична. Если мы приехали на Север, чтобы заработать денег, почему бы ей не пойти и не поработать куда-нибудь в контору. Но она уже привыкла сидеть дома. И ей никуда не хотелось идти. Даже папа был уже не против. Но её устраивала жизнь домохозяйки. Пока жили в сарайчике, шить было негде, потому что, прежде, чем шить, нужно было скроить. А нормального стола не было.
     Зима выдалась суровой, было много актированных дней. Однажды вечером я пошла к колодцу за водой и чуть не отморозила себе лицо и руки, хотя одета была тепло. А как-то раз папы долго не было дома, и мы с мамой не спали, ждали его. А он где-то квасил. На улице было - 52 градуса. Потом прибегает соседка и говорит, что возле калитки лежит какой-то мужчина. Мы оделись и пошли посмотреть. Папа спал на снегу, даже похрапывал. Так бы и замёрз, если бы его случайно не обнаружили.

на снимке: моя Печора.


Рецензии