Паруса Ойкумены. Глава 21

1. В этой и следующих трех главах мы рассмотрим проблемы хронологии Деяний Апостолов и посланий Павла в период 50-56 гг. Как мы увидим, рассказ Деяний вместе с данными посланий (в особенности ключевого Послания к римлянам) может быть в ряде точек соотнесен с той информацией, которую мы имеем из других источников, прежде всего основных римских историков этого периода, таких как Иосиф Флавий и Тацит, а также надписей.

2. До сих пор не только широкая читательская публика, но и многие специалисты в области библеистики и истории раннего христианства недостаточно отдают себе отчет в том, что наши возможности в плане такой проверки исторической достоверности событий второй части Деяний  путем сопоставления их с “внешними” историческими источниками гораздо больше, чем обычно полагают.

3. К сожалению эти возможности до сих пор не задействованы внутри целостного систематического хронологического исследования. Это выражается в частности в том, что существует большой разнобой в предлагаемых датировках. Так например такой центральный документ этого периода, как Послание к Римлянам, ученые датируют по разному, от 52 до 58 гг.

4. Между тем нет никакой необходимости в нагромождении различных хронологических гипотез, поскольку имеющиеся исторические данные, если дать себе труд собрать их в единое связное целое, вполне достаточны для того, чтобы создать целостную и надежную хронологическую картину. Я надеюсь, что впервые предлагаемые здесь вниманию читателей наблюдения (которые, как я упоминал в прошлой главе, были впервые сделаны мною в 1983 г., 35 лет назад и содержались в прочитанном мною тогда докладе на семинаре Б.А. Успенского в МГУ, но никогда не публиковались) позволят решить эту хронологическую проблему раз и навсегда.

5. Я закончил прошлую главу обсуждением датировки иерусалимского собора 49 г, на котором обсуждался вопрос о соблюдении христианами из язычников ритуальных заповедей иудаизма. На этом соборе Павел, по его свидетельству в Послании к Галатам и по свидетельству рассказа об этом событии в Деяниях, добился благоприятного для него решения воздержаться от того, чтобы требовать от нееврейской части верующих соблюдения иудейского ритуального законодательства (за исключением воздержания от того, чтобы есть мясо, которое приносилось в жертву языческим богам, мясо удавленных животных и от “блуда”, т.е. вступления в незаконные половые связи).

6. После этого собора Павел и его сотрудники согласно рассказу Деяний отправились во второе миссионерское путеществие по Малой Азии, откуда они затем переправились в Македонию и затем в Грецию. Центром своей деятельности в Греции Павел сделал столицу этой римской провинции город Коринф, где по свидетельству Деяний он оставался в течении полутора лет. Поскольку само путешествие началось после собора 49 г и пребывание в Малой Азии и Македонии должно было занять несколько месяцев (но не больше полугода, поскольку автор Деяний в этой заключительной части своего сочинения очевидно считает себя обязанным упоминать о длительных задержках, как например в рассказе о пребывании Павла в Коринфе, а затем в Эфесе) мы можем полагать, что Павел находился в Коринфе с середины 50 до конца 51 гг.

7. В течение этого периода, по рассказу Деяний, ближайшими сотрудниками Павла были муж и жена, христиане из понтийских иудеев (Понт это название одной из римских провинций в Малой Азии) Акила и Прискила, которые принадлежали к числу иудейских христиан, недавно высланных из Рима по распоряжению императора Клавдия: “ После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, пришел к ним и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.” (Деяния Апостолов 18.1-3). Об этом изгнании “постоянно возмущаемых Хрестом” иудеев из Рима Клавдием упоминает в своей биографии императора Клавдия (Клавдий 25. 4) римский историк 2 в. Светоний Транквилл. Помимо этого ссылки на это событие содержатся в Римской истории автора 3 в. Диона Кассия (60. 6. 6-7) и в хронике христианского автора 5 в. Павла Орозия (7. 6. 15-16).

8. Дион Кассий в своем свидетельстве указывает на то, что Клавдий не изгнал иудеев из Рима, а запретил им публичные собрания, вместе с тем разрешив традиционные богослужения. Действительно политика Клавдия, друга Агриппы I по отношению к иудеям была сравнительно дружественной и речь могла идти только об изгнании той группы лиц, которая с точки зрения римских властей была причиной раздоров в иудейской среде, а именно христианских проповедников и верующих. Таким образом свидетельство Диона относится собственно говоря к более ранним попыткам императорской администрации навести порядок, решение об изгнании христианских агитаторов было принято Клавдием позже. Но когда же?

9. Здесь нам на помощь приходит История Орозия, где это изгнание датируется (на основании не сохранившегося свидетельства Иосифа Флавия, возможно, что в распоряжении Орозия были какие то дополнительные хронологические заметки, не сохранившиеся в наших текстах Флавия) девятым годом императора Клавдия, т.е. 49 г.

10. Поскольку в рассказе Деяний о пребывании Павла в Коринфе в 50/51 гг это изгнание упоминается (18.2) как недавнее событие, такая датировка очень хорошо вписывается в эту хронологическую канву.


Рецензии