Трудиться должны все и хорошо

Труд – основа жизни. Труд в жизни – всему голова. Не найдешь счастья в труде – не най-дёшь его нигде. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Эти и множество других высказываний, изречений, пословиц, поговорок о труде знает каж-дый из нас, или, по крайней мере – большинство. И действительно, все земные богатства создаются трудом. Труд делает и самого человека именно человеком, в полном смысле этого слова. И не слу-чайно с первых дней Советской власти было провозглашено: «Кто не работает – тот пусть не есть!»
А несколько позже, после того как советские люди своим самоотверженным героическим трудом одержали небывалые трудовые победы, было громогласно сказано и записано в нашей кон-ституции, что «Труд в СССР – есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства». Появились и первые герои труда: шахтёр Алексей Стаханов, кузнец Бусыгин, звеньевая Паша Ангелина и многие другие. И первые гиганты индустрии: Днепрогэс, Магнитка, Шатура, Волхов.
И сегодня из разных мест страны поступают вести о героических свершениях наших людей, о выполнении и перевыполнении коллективами заводов, строек, колхозов и совхозов народнохо-зяйственных планов и взятых социалистических обязательств. Это замечательно. Это радует.
Но сегодня хочется поговорить о другом. О том, что волнует, что не даёт покоя. О том, что за последнее время у нас появилось много людей, которые не работают совсем, или работают пло-хо, по принципу – лишь бы день или смену отработать. Повсеместно в коллективах имеют место случаи недисциплинированности, неисполнительности, нарушения трудовой дисциплины.
Чтобы не трудиться, или трудиться в полсилы многие ищут всякие лазейки, мудрят, хитрят. Можно получить инвалидность по заболеванию, при котором вполне можно работать – получают и не работают. Можно заполучить больничный лист и провести время в своё удовольствие - исполь-зуют и этот вариант. А разве мало так называемых тунеядцев, которые даже не прячутся ни за какие оправдательные документы, годами нигде не работают. Психология у этих людей такая: побольше, где только можно, урвать у государства, и поменьше ему дать.
…Но вместе с тем замечено, что эта группа людей постоянно требует для себя каких-то осо-бых благ. Они не просят, не ждут, а именно требуют по принципу «вынь да положь». Да чтобы са-мое лучшее. Иначе забросают жалобами во все инстанции – вплоть до ЦК.
Необходимо обратить внимание и еще на одно обстоятельство: при недостаточном или огра-ниченном ассортименте тех или иных товаров большее недовольство, как ни странно, выражает именно эта группа людей: они возмущаются, разводят демагогию, критикуют всех и вся, нисколько не задумываясь о том, что делать этого они не имеют морального права. Что именно они и им подобные как раз в этом и повинны, что у нас имеются недостатки в снабжении населения некоторыми товарами.
…А мне все вспоминается статья в «Правде» «Смертям назло», в которой повествуется об участнике Великой Отечественной войны Фуфайке Андрее Петровиче, проживающем в Новоси-бирской области. Ему 62 года, он инвалид первой группы: нет обеих ног и левой руки. Имеет пол-ное право на заслуженный отдых. А он работает в совхозе возчиком. И не просто работает, а хоро-шо. Вот это пример для подражания! Гимн труду. Трудится, не имея обеих ног и руки. А сколько молодых, здоровых так и стараются увильнуть от работы.
Или такой пример. В 1974 году в «Труде» была помещена заметка, в которой сообщалось, что Ивану Ивановичу Пономареву из города Николаева исполнилось 90 лет, а он продолжает рабо-тать слесарем в обсерватории. И тоже, не просто работает, а хорошо.
С таких людей всем нам надо брать пример. А их у нас много. И еще об одной категории, прослойке работников хочется сказать – о молодых специалистах. Проработав в течение пятнадца-ти лет главным врачом больницы имею в этом отношении солидный опыт. В большинстве случаев это люди с низким сознанием, недисциплинированные, неисполнительные, к своим служебным обязанностям, относятся недобросовестно. Вместе с тем самолюбивы, с гонором, заносчивы. Мно-гие из них, особенно мужчины, злоупотребляют алкоголем.
Руководителям молодые специалисты доставляют много хлопот. Нередко между руководи-телями и молодыми специалистами создаются конфликтные ситуации. Им объявляют выговора, поведение разбирают на заседаниях местных комитетов. И как правило – надо года два или три, чтобы из молодого специалиста получился толк. А бывает, что дальнейшее пребывание такого то-варища становится в коллективе невозможно. И ничего не сделаешь: уволить по инициативе адми-нистрации молодых специалистов нельзя. Перевоспитываться – не желает. Много размышлял над вопросом: почему у большинства, окончивших институты, техникумы, низкое сознание. Пришел к выводу, что корни этого уходят глубже.
А именно. В последнее время 15-20 лет школа переживает тяжелую болезнь - процентома-нию, о чем много говорят и пишут, и что всеми осуждается, но, тем не менее – живет. Учителя пе-рестали ставить ученикам двойки, оставлять на второй год нельзя: испортишь процент успеваемо-сти класса, школы. В институте это усугубляется: поступление в институт по знакомству, при по-мощи взятки, сдачи экзаменов по шпаргалке, или опять же одаривание преподавателя. В результате у многих молодых людей вырабатывается не психология творческого работника, а иждивенца, дельца: увильнуть, обмануть, выгадать, выдавить и т.д. – и все в свою пользу, в своих интересах. Они спесивы, амбициозны, грубы, самоуверенны, категоричны, нескромны.
Формируется обыватель, мещанин, хитрец. И вот такой молодой специалист поступает в коллектив. И начинаются для руководителя муки перевоспитания, переделывания характера.
Работать должны все. И хорошо. Только тогда нам будет по плечу решение тех грандиозных задач, которые планируются решать. И каждый должен внести достойную лепту в наше общее де-ло. Статью хочется закончить словами Читинского поэта Геннадия Головатого:
Слепые не могут смотреть гневно.
Немые не могут кричать яростнее.
Безрукие не могут держать оружие.
Безногие не могут шагать вперед.
Но – немые могут смотреть гневно.
Но – слепые могут кричать яростно.
Но – безногие могут держать оружие.
Но – безрукие могут идти вперед.
Сначала были стихи. Восемь строчек в «Комсомольской правде» - четких, как маршевый шаг, как сигнал трубы, как призыв выстоять, не сдаваться, когда жить почти невмоготу, когда ты почти побежден…. Были восемь строчек, которые навсегда вошли в память и сердце.
Стихи эти назывались «Сила». Автор их Геннадий Головатый со станции Зилово, что под Читой, получил за них первую премию. Ни строчки не было прибавлено к этим стихам о том, что они впрямую касаются жизни Геннадия, жизнью этой рождены, что это – его человеческая про-грамма. И правильно, что ничего этого не было в газете. Потому что он, Геннадий Головатый, мальчишка, у которого болезнь отняла возможность ходить по земле, которого болезнь одолела фи-зически, не принимал и не принимает снисходительно-жалостливого отношения к себе.
И если речь вести о нашей больнице, то, очевидно, с полным основанием можно сказать, что мы работаем, мягко говоря – посредственно.
У нас – низкая дисциплина труда.
Мы не занимаемся спором, не сдаем нормы ГТО.
У нас нет художественной самодеятельности. Нерационально расходуем рабочее время.
Низкое сознание наших людей.
Было бы хорошо, если бы мы сами контролировали свои действия, свою работу, когда плохо работать нам не позволяла бы наша совесть, наше высокое сознание. Пусть лозунг: Мой лучший контролер – моя совесть, моё сознание! – будут для нас не пустым звуком, а руководством к действию. Как говорится:
– Тогда лишь становится город героем – когда стал героем солдат.
Перефразируя несколько это, скажем так: «Тогда лишь больница будет работать хорошо – когда хорошо будет работать каждый из нас».
Уверен, что человека надо приучать к труду с детства. И сделать это должны родители. Дети могут вымыть посуду, подмести пол, работать в огороде, на даче, ходить за грибами, ягодами, и т.д. Только так труд может стать неотъемлемой частью жизни человека, его первой необходимой по-требностью.
И какой бы не был у государства строй, и кто бы не стоял у руководства страны – труд, и только самоотверженный, добросовестный труд людей всегда является мерилом богатства и могу-щества страны.

1975 год.


Рецензии