Миф о насильственном крещении

Миф о насильственном крещении.
Среди коренного населения Татарстана бытует мнение, что после завоевания города Русским войском, по приказу Московского царя все оставшееся в живых Татарское население загоняли в речку Казанку и насильно крестили. Такое утверждение естественно не способствует мирному существованию двух народов республики Русского и Татарского. Хотя с тех пор как говорится утекло много воды, но попробуем опираясь на известные исторические источники ответить на этот важный вопрос. Пролить свет на историю поможет опубликованная Казанским государственным университетом в 1902 году старинная летопись, рассказывающая о Ханстве Казанском. Ее автор проживший в Казани последние двадцать лет существования ханства подробно рассказывает обо всем что происходило в городе в тот период и о произошедшем после завоевания города Русским войском. По его словам никакого массового религиозного насилия о котором говорят местные националы попросту не существовало. Несколько раз Казанью правили ставленники Москвы в религиозном плане оставаясь Мусульманами. Конечно же, в первую очередь имеется в виду Касимовский царь Шиг Алей три раза правивший Казанью, или хан Мухаммед Эмин занявший трон тоже с помощью Русского войска. Да и во всех войнах которые вела Русь против Казанского ханства всегда присутствовали Мусульмане. Так при описании гибели у города стотысячного Русского войска автор среди других воевод погибших у города называет главного воеводу Карамыша который вероятнее всего был Мусульманин. В последний год существования ханства воевать с Казанью вместе с Русскими пришли не только Касимовские Татары возглавляемые ханом Шиг Алеем но и два Золотоордынских царевича которые по словам автора затушили после подрыва горевшие крепостные стены не дав огню перекинуться на всю крепость. Трудно вообще себе представить такую ситуацию чтобы могло произойти такое явное насилие над местным населением при наличии в Русском войске Мусульманских союзников. Автор истории описывает несколько случаев крещения Татарской знати, но всегда это происходило добровольно с согласия человека сменить вероисповедание. Например находившейся в Московском плену царице Суюмбике тоже предлагали креститься но она отказалась это сделать, после чего ее выдали замуж за хана Шиг Алея так как ни за каких других Татарских царевичей пойти замуж она не согласилась. Ее любовнику Крымскому царевичу бежавшему из Казани тоже предлагали принять крещение чтобы сохранить жизнь но он отказался. Об этом персонаже летописец пишет, что его в итоге казнили, но не за принадлежность к Мусульманской вере, а за отказ присягнуть на верность Московскому царю. Другие персонажи Казанской истории, такие как Сын царицы Суюмбике, брат хана Мухаммед Эмина Кудайкул, и царь Едигер, были добровольно крещены и присягнули на верность Московскому царю. Далее будет приведена выдержка из летописи, в которой говорится, что происходило с принявшими крещение Татарами. Глава называется( О мучении в Казани новокрещенного Петра. Когда же послан был в Казань от царя и Великого князя Ивана Васильевича Вмей России Самодержца на царство в третий раз царь Шиг Алей, и сидя на царстве, и видя Казанских людей измену к царю и Великому Князю, и пошел из Казани в Свияжский город. Люди же царя и Великого Князя многие, воинские и торговые, и люди царя Шиг Алея и воеводские в одно время с царем Шиг Алеем вскоре из Казани выйти не успели, Бог такое изволил, и тех всяких людей Казанцы не выпустили из города, и начали убивать их. В тех же Русских людях распознали Казанцы некоего человека новокрещенного, бывшего прежде Казанского татарина, именем Петра, и все сказали ему, что отец твой и мать, и братья и сестры, и все племя твое в Казани сейчас живут, и в то время его не убили, и взяли его в дом его, начали же родители, своим называть) 1. Хотя здесь приведен только небольшой фрагмент летописи но можно сказать, что в итоге ничего хорошего с новокрещенным Татарином не произошло ведь в итоге родственники сами убили его как они считали предателя своей веры. Сразу после завоевания Казани Московским царем им был издан строжайший указ, не принуждать местное население к смене веры ни силой, ни лаской. Текст этого царского указа тоже можно найти в  летописи. Вспоминается в этой связи еще один случай крещения местного жителя вскоре после завоевания города. Как пишет летописец, вскоре после завоевания Казани, из Арска пришел местный Татарин и заявил, что он хочет креститься. Сперва местные церковные власти отказали ему выполняя указ Московского царя. Они сказали пришедшему из Арска Татарину, что не могут выполнить его просьбу заявив, вдруг ты хочешь получить какие либо привилегии над своими соплеменниками. На это Татарин рассказал случившуюся с ним историю после которой ему разрешили креститься. Оказалось, что в молодости он много раз ходил с войском в походы на Русь, после чего сильно заболел и слег. Много лет подряд он лежал парализованный, пока не узнал новость о завоевании Казани. Хорошо зная устройство крепостей он считал Казань неприступным городом, а когда весть о завоевании столицы дошла до Арска молодой человек подумал, если у Русских такой сильный бог, что помог им взять такую неприступную крепость, то может он поможет и мне встать на ноги, и если это произойдет, то я поверю в христианского бога. Вот видите, заявил Татарин церковникам, я много лет лежал без движения, а теперь пешком пришел в Казань из Арска, и прошу выполнить мой завет который я дал вашему богу обещав креститься, если смогу как прежде ходить. В виде исключения человека крестили, но все равно вскоре он погиб от рук своих же родственников. Когда Татарин вернулся в Арск и родственники узнали, что он стал христианином, то вся родня стала ругать его и требовать чтобы он отказался от новой веры. Так как он отказался снова поменять веру его родные убили этого человека посчитав его предателем. И не просто убили, а по словам летописца разрубили на куски разбросав их в разные стороны. Местным националам считающим, что в прошлом происходило массовое насильственное крещение местного населения можно посоветовать, повнимательней изучить свою историю и не создавать искусственного недовольства людей друг другом живущих на одной земле.
          Использованные материалы.
1. Фрагмент летописи, фото автора.            
             


Рецензии