Алёша-Винтик, Кнопка, и как надо беречь родство

          

            РАССКАЗ ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ


-Пап,а пап,а вы это,ну "на пятачок" делали? А дальше что рассказал Иван Демьянович?-хором выпалили дети,собравшись вечером в гостиной и уютно устроивись в коконах.

-О,зайчатки, "на пятачок" стал нашей визиткой и как я уже говорил символом дружбы с интернатовцами. Но об этом позже расскажу.-улыбнулся я.

-О,это точно! Мы,девчонки,скажу честно,идя в первый раз "на пятачок" дрейфили жутко! Но зато потом....Уууууух! Где мы только не лазили! А уж как в интернат тот в гости поехали то это было нечто! Но не всё сразу,миленькие!-ласково сказала Даша.

-О,дрейфили не то слово,Даш! И интересно ж было жутко и машинки побаивались,но в итоге ого-го как понравилось! Тем паче приключений не мало было!-улыбнулась Наташа.

-Ну да,девчата,так и было! Мы ,мальчишки,привычные уже были,а девчонки нет! Но как говорится,кто не рискует-тот не пьёт шампанское! Девчонки собравшись с духом рискнули,и не прогадали! -пророкотал весело Даня.

-Да,мы многое для себя открыли ,подружившись с интернатовцами,зайчики! Впрочем,слушайте что было дальше!-ласково сказал я.........


.........Иван Демьянович окинул нас добрым взглядом и продолжил:

-Честно говоря,идя в изолятор,к Алёше Сапрыкину,по прозвищу Винтик,я думал как мне с ним говорить,ведь ему шел семнадцатый год,но парнишка славный! Винтиком его прозвали потому что он обожал технику,и хотел поступать в машиностроительный институт(сейчас -инженерная академия) он мастерил интересные вещи,однако был замкнут,о себе почти не говорил,писал кудато письма, с нетерпением ждал ответа,и получая,был разочарован. Иногда он творил такие вещи,как -то: разбил мячом окно,устроив бой всадников с малышами,шкаф с кубками перевернул,или уроки срывал иногда. Но с малышами он был очень обходителен,нежен,ласков и в глазах его читалось  столько грусти,что порой казалось,он не выдержит и разрыдается. Но этого не было. Ни разу! Я вспомнил как Винтик попал к нам,маленький,взъёрошенный,ершистый,он не признавал никого весьма долго,но со временем освоился,учёба двалась ему легко,но грусть в глазах всё же осталась. Теперь это был симпатичный высокий,под метр девяносто,парень,честный и справедливый. Даже не верилось что прошло шесть лет,и он так вырос. И вот,скрепя сердце,я вошел в изолятор. Алёша сидел угрюмо понурив голову. Увидев меня он сел поудобнее,пытливо посмотрев мне в глаза. Я увидел в его взгляде столько мольбы,что меня даже покоробило слегка. Я сел  у стола,вздохнул и сказал:

-Здравствуй,Алёша! Как ты?-.

-Здравствуйте,Иван Демьянович! Я в порядке! Что со мной теперь будет?! Спецшкола?! Да?! Но я не хотел обидеть Катю! Не хотел,я только проверить хотел почему у неё платье коробилось сзади,да и резинку на колготках я ей завязал,а она почему-то закричала....Я не виноват! Я...-выпалил Алексей .

-Знаю,всё знаю ,Алёша....Катюша с Васей,так изовут мальчишку что лихо тебе врезал,мне всё рассказали. Василёк сожалеет что так вышло,хочет просить у тебя прощения. -сказал я.

-Ой,да чего уж там,Иван Демьянович! Пустяки! Но мальчишка славный! Привет от меня им передайте. На месте Василька я бы точно так же поступил!-сказал Алёша.

-Кто бы сомневался,Алёша! Что с тобой будет,будет решать педсовет,мой мальчик! Но если ты будешь со мной откровенен,то я,Мария Фоминична и твоя классная,Елена Павловна,постараемся тебя отстоять. Я знаю что ты обиделся,что не я стал в вашем  классным руководителем,им стала Елена Павловна. Верно? Знаешь,я многое повидал на своём веку ,мальчик мой,и потому нисколько не сержусь на тебя. Ометки у меня ты всегда хорошие имел и имеешь. Пойми,ты идёшь на серебряную медаль,а если попадёшь в спецшколу,считай что ты остался на второй год,и хорошего аттестата тебе не видать! Я знаю что ты письма пишешь часто,и ходишь грустный. Не держи в себе всё,малыш,расскажи мне,и тебе легче станет,и мы сможем тебе помочь.-сказал я.

Алёша посмотрел на меня,по его щекам катились слёзы. Он собрался с духом и сказал:

-Иван Демьянович,я всё расскажу,только не отдавайте меня в спецшколу! Пожалуйста! Сестрёнку я ищу,понимаете?! Ей десять лет сейчас,я не могу жить,не зная где моя Кнопочка,как она,не забыла ли меня?Кнопочка это прозвище,потому как она маленькая такая. А вообще -то её Анечка зовут,Соколова Анна Алексеевна. Ну,а я- Сапрыкин Алексей Алексеевич. Мы в Харькове жили,папа Алексей Владимрович,мама Клавдия Михайловна и мы с сестричкой. Я вынячил Кнопочку,она всецело мне доверяла.Почему фамилии у нас разные? Папаня Анечку отказался признавать,он заявил что она не от него родилась! Представляете?! Никогда ему это не прощу! Никогда! Поэтому мама записала Кнопочку на свою девичью фамилию,она и мне хотела так сделать,но не успела...Папаня ушел к другой,был развод,очень тяжелый,я заменил Кнопочке отца,мама работала не покладая рук,и я дворником подрабатывал,а что было делать. У папани ещё ребёнок родился,не знаю,мальчик или девочка,впрочем это не суть важно.У нас отчим появился,дядя Славик,относился он к нам хорошо,покупал одежду,игрушки,книжки,всё бы ничего,пока однажды Кнопочка не пропала! Я со школы домой пришел,сестрички нет,дядя Славик в драбадан напился,сидит,футбол смотрит,ухмыляется. Я бегом маме позвонил,она прибежала,случился жуткий скандал,потом драка,я вмешался,сам знатно получил,но это маму не спасло,её забрали в больницу,там она и умерла...Дядю Славика посадили ,пятнадцать лет впаяли! Он, гад, Кнопочку цыганам продал! Я чуть рассудка не лишился! Родичи хотели к себе меня взять ,а я наотрез отказался! Попал в детдом в городе Богодухов,это километрах  в ста от Харькова,там я был как зверёныш,рвался сестрёнку искать,меня ловили,ругали,а я всё равно гнул своё! Как -то я узнал что сестрёнка в Чугуеве,в детском доме,я опять сбежал,поехал туда,но так ничего и не узнал....Я наревелся тогда мама,не горюй! А потом Софья Мироновна,это воспитательница в Богодухове ,стала расспрашивать меня что да как,и я ей всё рассказал. Я от мамы знаю точно что мы с сестрёнкой в этих краях родились,в Запорожской области,но где точно не знаю. Мы стали писать письма,искать Анечку,но тщетно. Я и здесь пишу всюду. Знаете,я очень переживаю,её могли ведь удочерить,дать новые имя,отчество и фамилию,я всё думаю,какая она сейчас,помнит ли она меня,чему я её учил? Как думаю об этом,мурашки по спине! Мне паспорт получать скоро,я хочу фамилию Соколов взять,чтоб быть может тогда мы с сестрёнкой нашлись. Да и в память о маме тоже! Я ведь отчество как в детдом попал назвал Иванович. Я хочу просто чтоб ничего не напоминало мне и сестрёнке тоже,о человеке,предавшем нас! Я говорил Кнопке:

-Вот,сестричка,я теперь Алексей Иванович,а ты-Анна Ивановна! Кроме мамы нам никто не нужен!-.

А Кнопка ответила:

-Ты прав,братик! Ты самый лучший! Давай никогда- никогда  не расставаться!-.

-Давай,сестрёнка!-ответил я.

И вот шесть лет я ничегошеньки не знаю о сестрёнке! Ничего! Я не выдержу! Я с ума сойду! Понимаете?! Господи,только бы её найти! Только бы найти! -выпалил единым духом Алёша и заплакал.

-Ну-ну! Поплачь,малыш! Ничего,всё образуется! Плакать оно не грешно! Жаль только,что не все это понимают! Найдётся твоя сестрёнка! Вот что,я сейчас зайду к Марии Фоминичне,там и Елена Павловна будет, поговорю с ними,в обиду тебя не дадим! Обещаю! А завтра после педсовета я проведу в своём 5 "Б" классный час,и ты приходи! Знаешь почему? Потому что Василёк и Катюша из Чугуева к нам прибыли! А эти двое могут многое знать! Соображаешь? И ещё,Вася письмо передал с Мартой Анатольевной,ты её знаешь,она его как и тебя к нам привезла! Помнишь?! Письмо девочке адресовано! Вася знаешь как её назвал? Кнопкой,Кнопочкой! Теперь понимаешь?! -сказал ласково я.

-Господи! Ушам своим неверю! Только бы это была она! Господи! Я всё помню,именно вы, Иван Демьянович для нас всех как родной отец! Вы всегда выслушаете,дадите мудрый совет,всегда споры решаете мудро. Простите,что обиделся тогда что не вы у нас классным руководителем стали! Вы не подумайте ничего такого,Елена Пална тоже супер! С ней всегда интересно! Жаль только что скоро мы покинем интернат..-сказал Алёша.

-Алёша,мальчик мой,ничего,ты всегда, когда захочешь,сможешь приезжать сюда,ведь это-ваш дом,здесь ты  и твои одноклассники встали на ноги,мы всю душу в вас вложили,понимаешь?! Ну ,я пошел,а ты отдыхай,малыш! И помни,для нас,тех кто вырастил вас и воспитал,вы всегда будете малышами! Держись,Алёша! Выше нос! -ласково сказал я.

-Спасибо,Иван Демьянович! Я приду к вам в 5"Б"! Обязательно! -растроганно сказал Алёша.

Я улыбнулся,кивнул головой и пошел в кабинет Марии Фоминичны.Там были она и Елена Павловна Стальбович,классный руководитель 10 "А" и миниатюрная девочка,лет 16-ти,со смешными хвостиками,в клетчатом серо-зелёном платье и белых босоножка,голубоглазая,русоволосая,чуть курносая. То была Таня Самсонова,староста 10"А" ,круглая отличница,претендентка на золотую медаль,и самый близкий здесь человек для Лёши Сапрыкина.

-Иван Демьянович,как ребята?! Как Лёша?! С ним можно увидеться? -подбежав ко мне,выпалила она.

-Танюша,всё хорошо! Лёша в порядке,ребята тоже! -ласково сказал я и мы с девочкой сели за стол.

Я подробно рассказал о разговорах с ребятами,и изложил свою точку зрения на решение этого вопроса в конце:

-Полагаю что нам не следует выносить сор из избы,и ломать парнишке жизнь,надо помочь ему найти сестрёнку! По крайней мере сделать для этого всё возможное! Дети должны быть вместе! -.

-Я полностью поддерживаю вас,коллега! Вы просто кудесник! Дети поверяют вам самое сокровенное! Я просто поражаюсь! Надо помочь Алёше! Это факт! -сказала Елена Павловна,приятная женщина лет сорока пяти,среднего роста,сероглазая и светло- волосая.

-И я поддерживаю,коллеги! Иван Демьянович,я в вас не сомневалась! Дети обожают вас! А это дорогого стоит! Василёк рассказал Марте Анатольевне о девочке,по прозвищу Кнопка,и по имени Аня. Я поговорила с Мартой Анатольевной и мы связались с Чугуевом,Марта Анатольевна сама поехала туда! Будем надеяться что это та самая Кнопочка! Алёша просил помочь ему взять фамилию Соколов,а отчество это в вашу честь,Иван Демьянович! Да-да! Я сообщила куда следует,что мы сами во всём разберёмся. Завтра после уроков на педсовете поговорим с Лёшей,и всё уладим! Да,Танюша,пойдёшь с Иваном Демьяновичем,заберёшь Алёшу из изолятора,и ступайте,занимайтесь,вы же у нас одни из лучших! Елена Павловна,вы своим ребятам объясните что всё хорошо,Лёша останется у нас. И будем ждать вестей от Марты Анатольевны. А ,чуть не забыла,Танюша,Лёше скажешь что завтра после педсовета пойдёте в 5 "Б" поговорите с Васильком и Катюшей! Надо же,"на пятачок"!Ловко придумано! Надо бы взять на заметку,лето ведь скоро,понимаете,о чём я? Как говорится,бережёного Бог бережёт! У детишек ого-го чему поучиться можно! Чтобы мы делали без нашего Детсовета! Ваша идея ,Иван Демьянович работает что называется,как швейцарские часы! Ай,да ну! Уже просят поделиться опытом! Значит,мы на правильном пути! Ну что,с Богом,друзья мои! -сказала Мария Фоминична.

Мы все встали и пошли заниматься делами. Мы с Таней освободили Алёшу из изолятора и ребята пошли заниматься. Я улыбнулся,и пошел к своим сорванцам,надо было успокоить ребят,но никто и предположить не мог что случится на следущий день!....

............-Ну что,Алёша,мы тут посоветовались и решили что ты останешся у нас! Иван Демьянович всё мне рассказал,мы поможем тебе найти сестрёнку,миленький! Но за тебя ручались как Иван Демьянович с Еленой Павловной,а также твои одноклассники, так и весь пятый "Б"! Да-да! Вот что ,дружочек,сейчас с Таней Самсоновой пойдешь к ребятам пятого "Б",Иван Демьянович пойдёт с вами,думаю тебе есть о чём поговорить с Васильком и Катюшей. Верно? Я лично ручалась за тебя в районо и облоно,Алёша! Ну кто из детей не шалит,правда? Да и Катюша прошлое вспомнила,одну сцену ужасную,вот и закричала. Так что всё хорошо,мальчик мой! Танюша ждёт,ступайте с Иваном Демьяновичем,а я тем временем свяжусь с Мартой Анатольевной,надеюсь нам удастся выяснить где сейчас твоя сестричка! Ну,ступай с Иваном Демьяновичем,Алёша. Танечку прихватите с собой! -ласково сказала Мария Фоминична.

-Спасибо,Мария Фоминична! Я не подведу! Обещаю! -растрогано сказал Алёша.

-Ступай,Алёша! -улыбнувшись сказала Мария Фоминична.

Мы с ребятами шли в мой 5 "Б" и Таня тараторила:

-Ой,Алёша,я и не думала что Василёк и Катюшка такие славные! Вася сожалеет что нос тебе расквасил,говорит что терпеть не может когда девочек обижают! Знаешь,они и мне "на пятачок" предложили! А я решусь наверное! А чего? У меня волосы лоснятся и выпадают,это потому что я расту! Да и ты тоже! Катюшка сказала что про Кнопочку без неё они рассказывать не будут,разве что капельку! Но ведь эта капелька может пролить свет на пути в поиске твоей сестрички! Я поступлю на заочное в педагогический,и буду тут с ребятами,вожатой или нянечкой,не могу я без них,понимаешь?! А давай вдвоём? А?! Я же знаю,что ты сам прикипел к ребятам,Алёша! -.

-Танюш,с тобой я в огонь и в воду! Куда угодно! Ты права,я сам без ребят немогу! А что это ещё за "на пятачок" ? А?!-ответил Алёша.

-Агааааааа! Я так и знала! А что такое "на пятачок" это...-ответила Танюша и став на цыпочки шепнула ему на ушко.

-Фью-фью-фьюуууууууууууу! Ай да ну! А это даже здорово! Я с тобой! Думаю грядущее лето будет очень даже необычным и весёлым ! -воскликнул Алёша.

-Ребятки,мы пришли! Заходите! -ласково сказал я,отворив дверь.

Мы вошли,Вася и Катюша были в центре кружка ребят,и отвечали на их вопросы.

-А страшно было в заброшенных домах?-.

-Не-а,ни капельки! Даже наоборот очень интересно! Только под ноги смотреть надо,а то мы раз чуть в подпол не ухнули!-.

-А что вы там находили?-.

-Ой много чего! Книжки,марки,монеты,даже копилку,свинку,розовую такую нашли! А ещё кучу пластинок со сказками и музыкой и проигрыватель,всё целёхонькое! Потом у Федотовны слушали! -.

-Точно! А ещё игрушки старинные ёлочные и кукольную мебель,статуетки интересные,    радиоприёмник,машинки разные,несколько кукол,ну и посуды всякой кучу,но мы только хорошую,старинную взяли,с имперским орлом! Во как! Там несколько тарелок,супница,молочник и кофейник! Всё у Федотовны,в целости и сохранности! Мы ей пишем письма. И скучаем по Кнопочке...-.

-А привидения в заброшенных домах есть?-.

-Неееееет! Но если честно,там бывает страшновато и жутковато! -

-Кать,а тебе голышом не стыдно было бегать? Вася ведь мальчик! -.

-Не-а! Совсем наоброт! Знаете,а чего стесняться-то? Да,я девочка,самая обыкновенная,а Вася -мальчик! Тоже самый обыкновенный! Спрашивается,а что плохого если мы друг дружку голышом видели? А НИ-ЧЕ-ГО! Наоборот,мы теперь друг о дружке всё-всё знаем! Вот! -.

-А Кнопочка это кто?-.

-Кнопочка это больше чем подружка нам! Вообще-то её Анечка зовут! Она такая славная и боевая! Ух! Нам всем троим аппендицит вырезали,и у нас шрамчики остались! Мы её от мальчишек спасли! Это было что-то! -.

-Ух тыыыыыы!-.

-Ого! Василёк,Катюшка,ребята вас вопросами ещё не замучили?-сказал я.

-Нет,что вы,Иван Демьянович! Здраввствуйте! О,Лёша,Таня,привеет!-хором выпалили Вася с Катюшей!

-Лёш,прости что я тебе того...ну нос расквасил! Я за Катю с Кнопочкой,кого хочешь отдубасить могу! Они же мне как сестрёнки! -.

-Пустяки,Василёк! Всё нормально! На твоём месте,я поступил бы так же! А Кнопочка,она какая?-.

-Кнопочка? Она....Кнопочка?! Не может быть! Кнопкааааа!-ахнул Вася.

-Кнопочкааааааа! Ураааааааааа!-закричала Катюша.

Все обернулись. В дверях стояли Мария Фоминична,Марта Анатольевна,и маленькая,взъерошенная как воробышек голубоглазая девочка.

Алёша посмотрел на неё и заплакав прошептал :

-Господииииииии! Кнопочка! Сестрёнка! Боже мой! Как?! Откуда?!-.

А девочка вскинув глаза закричала так что стёкла зазвенели:

-О,Божеееее! Алёшкаааа! Винтиииииик! Братииииик! Ёжиииииик! Бараболькааааааа! Ураааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа!-и бросилась к ним.

Дети обнимались,смеялись и плакали. Да никто не мог сдержать слёз. Я подошёл к Марии Фоминичне и Марте Анатольевне и сказал тихонько:

-Пусть дети успокоятся,давайте присядем,а потом с ними поговорим. Думаю Кнопочке есть что рассказать всем нам!-.

Мы так и сделали. И чутьё меня не обмануло,далее был интереснейший разговор.....






 



         


Рецензии
Понимаю Алёшу, Акамас, сам бы так искал, если бы кто-то, кто дорог, пропал! А Катюшка просто неверно поняла действия Алёши, приняла за другое, из прошлого, вот потому и закричала! И Вася тоже неправильно понял, что происходит! Но заступиться за девочку - обязан был! А встреча Анечки-Кнопочки с Алёшей - прямо как в студии передачи "Жди меня" получилась!

Виталий Машин   10.04.2018 00:59     Заявить о нарушении
Да,Виталий,Алёшу понять можно! Он искал свою сестрёнку! Катюшка просто неверно поняла действия Алёши,приняла за другое ,из своего прошлого,ну и закричала! Вася просто бросился защищать Катюшку,не поняв что на самом деле происходит,но заступиться за девочку был обязан! А встреча Анечки-Кнопочки и правда такой как в "Жди меня" получилась! Дальше будет история о её приключениях ,о приключениях Кнопочки!

Ладо Булах   10.04.2018 01:40   Заявить о нарушении