Триллер. Суворова словА - для нас! Глава 32

Философский Детектив
по мотивам моей Поэмы
«Суворова слова - потомкам»

Глава 32

Генералиссимус Суворов сказал живописцу Шмидту такие слова:

«Главное правило Суворова: торопиться делать добро».

Когда я это услышал,
то подумал,
что Сталин также говорил о себе
в третьем лице...

- И тоже торопился делать Добро, как бы там его не обвиняли!
- Опять ты вмешиваешься в мои мысли!
- Виноват, Командир!
- То-то же! Только, что подразумевать под Добром?
- Суворов также как и Сталин под Добром подразумевали бескорыстное служение своему Отечеству!
- Ты-то откуда это знаешь, деревянная твоя голова!
- Знаю, Командир! Даже знаю, что ты мне сейчас хочешь сказать избитые фразы, мол, благими намерениями вымощена дорога в ад... Не так ли?
- Допустим...
- Ещё ты мне хочешь добавить, что и Наполеон для французов тоже торопился делать Добро... Так?
- Ну, допустим...
- А это - глупость, Командир!
- Что? Наполеон не любил свой народ?
- Ты правильно сказал, Командир, именно «свой», поскольку, в отличие от Суворова, Наполеон захватил власть и самозвано провозгласил себя Императором!
- Но французов же он – любил!
- Ты считаешь, что влюблённый в свой народ мог себе позволить то, что он сделал самым первым в Мире?
- Ты это о чём?
- О том, Командир, что когда его, отставного капитана артиллерии вытащили из-за шахматного стола, где в парижском кафе «Де ля РежАнс» он днями напролёт играл в шахматы, и попросили разогнать толпу, он выкатил на площадь пушки, заряжённые свинцовой картечью, и в упор расстрелял парижан, среди которых были дети, женщины и старики...
- Не может быть!
- Может, Командир, ещё как может!
Этим Наполеон сразу и «прославился», что впервые в Мире для разгона недовольных граждан своей же страны - применил пушки!
И это ты называешь Добрым делом?
- Ну, для революционеров это было, наверно, Добрым делом...
- И я о том же! Всё – относительно! Всё - в контексте!
- Нет, Оригинал! Только не грузи меня своим «контекстом»!
- Слушаюсь, Командир!
- Если хочешь, лучше приведи какой-нибудь Сонет, ты ведь их много знаешь!
- Есть, Командир, привести Сонет! К примеру, такой, где показано, каким бывает Добро:

«Жизнь без игры, скучнА ужасно,
Что хлеб с одних и тех же крошек...
Ты в игры не играл? Напрасно!
Взгляни хоть раз - на игры кошек.

В кошачьих играх - нет лукавства!
А у людей бывает – подлость!
Коль в жизни ты артист – коварство!
Когда на сцене, это - доблесть!

В спортивных играх – приобщенье
К кошачьей искренней природе,
И вызывает восхищенье
Спортивный подвиг при народе!

Чтоб не знакомиться с изменой,
Не перепутай жизнь со сценой»

- Кудряво говоришь, но образно!
- Рад стараться, Командир! А теперь послушай Сонет о том, каким может быть Зло:

«Автомобиля злая маска,
Какая б не былА - телЕга,
Как будто на мозгУ повязка,
Кумиром стала Человека.

В чём поклоненье? Непонятно!
А может, это всё от лЕни?
О том, потомки скажут внятно,
Смотря болезни поколений.

Не будет счастья в Человеке,
Когда ему автомобили
Так прочно в двадцать первом веке
Ходьбу и ноги заменили.

Лень так хитрА, хоть нездорова,
Но оправдать нам - всё готова!»

- Любопытно... Да Зло с Добром можно зАпросто перепутать!
- Вот именно, Командир! Вот Сонет о Добре и Зле одновременно:

«Процесс важней намного - результата!
Бесплатный пляж, важнее, чем курорт;
Ведь было так, в СССР когда-то,
И ставили мы - не один рекорд!

Повсюду расцветала Физкультура,
Участие – важней, чем результат,
Росло здоровье и мускулатура,
Рождаемость росла во много крат.

Медали и награды приходили,
Но не за деньги - ради светлых дней!
Спортсмены нашу Родину любили,
И не искали клубы, где теплей.

Когда бесплатна Физкультура людям,
Тогда и в Спорте к Славе путь нетруден!»

- Малопонятно, хоть и нтересно!
- А ещё интереснее метаморфозы Добра и Зла, например, по отношению к одному и тому же человеку...
- Не совсем понял...
- А ты послушай, Командир, вот такой Сонет:

«Билет на Рейс я не достал!
Беда со мной, такое горе,
Я в обморок чуть не упал,
Ведь следующий Рейс не вскоре!

Я б всё отдал за тот билет,
Я прилечу, но будет - поздно!
За что мне так? Кто даст ответ?
Нам лгут на нЕбе даже Звёзды!

Ко лбу прижал от горя лёд!
Но вдруг, услышал у буфета,
Что в море - рухнул самолёт,
Тот Рейс, где не достал билета...

Вот так, не зная ни о чём,
Мы, то смеёмся, то ревём»

- Действительно, Добро по отношению к одному опоздавшему пассажиру, но ведь по отношению к другим пассажирам...
- То-то и оно! Светлая им всем память...
- Светлая память...
А теперь давай, готовься в поход, слушай и запоминай...
- Уже запомнил, Командир! Мне надо со своего белого поля «g6» направиться через чёрное поле «h4» на белое поле «g2» и там тебя ждать!
Добро?
- Какое такое «Добро»?
- Ты, Командир, согласен с этим маршрутом?
- Так точно!
- Тогда скажи, Командир, в чём твоё недоумение?
- Причём здесь «Добро»?
- А ты, Командир, вспомни слова Александра Васильевича: «Главное правило Суворова: торопиться делать добро»! Понял?
- Никак нет!
- Вот и я тороплюсь!
- Куда?
- Да, Командир! С тобой не соскучишься! Ты, как и все люди, весьма недогадлив...
Скажу просто!
С одной стороны, то, что я завершу этот наш поход по полям Шахматной доски – это Добро!
С другой стороны, слово «Добро», в данном случае, аналогично таким словам: «Хорошо», «Ладно», «Ну, я пошёл», «Думаю, что ты не возражаешь» и тому подобное!
С третьей стороны...
- Я всё понял! С третьей стороны, ты сильно ударился своей деревянной головой о доску и заболел...
- Ну и ладненько! Я пошёл, Командир!

Действительно,
с Белым Конём
происходило что-то непонятное:
Конь встал на одну заднюю ногу,
развернулся на ней так,
что все гвозди на подковах
оказались на месте,
сбруя подтянута,
а удела закусаны!
Конь обернулся ко мне,
подмигнул
и, уже не оборачиваясь,
весело размахивая хвостом
отправился в поход,
распевая во всё своё бело-лошадное горло
свою боевую песню:

«Еда ослом цигейковым дымилась.
Артист оттопал буйный трясоплЯс.
Циркачка одой этакой двоилась.
Жал озверевший хлипкий тарантас.

Жасмин пылает хилым самоваром.
Фазан воздушно дЫбится сурком.
Бочонок воет амбразУрным шАром.
Былой чудак алеет двойником.

ЦецЕ трещит, бравируя осОкой.
Арена треснула, батут пустой.
Ангар свинцовый цокает высОко.
Этолог светит фишкою простой.

Едва толкнувший, достаётся палкой.
Фонарь шуршит живИнками вина.
Хозяин шикает железной чалкой.
Халат доводит функцию окна.

Добыли дело ёжиковых чушек.
Цеплял петлёй анисовый чулок.
Баклан шакалил армадОнских вьюшек.
Цветок слюнявил ёршивый вьюнок.

Желудок сузил худощавый плотник.
Жестянщик треснул хлипким ободкОм.
Финтил двустволкой двойственный охотник.
Бездомный дятел дрыхнул тюфяком.

Форель чернела, еле шевелила.
Дымилась чушью филья трескотня.
Ель парадигмы цАнгою чудила.
Дрожала шерстью белая семья.

АмбАл пищал, цыплёнком шАрибАри.
Дрожал вдали фальшивейший сигнал.
Хорьки вовсю желудками шуршали.
Хмырь черепаху жёлтую догнал!»

Белый Конь,
преодолев нелёгкий путь с белого поля «g6»
через чёрное поле «h4»,
ждал меня на белом поле «g2».
Когда я к нему подошёл, то мне показалось,
что он, за время похода выздоровел.
Тем не менее,
Конь как-то особенно посмотрел на меня, ухмыльнулся
и начал докладывать о пройденном пути:

- Чёрное поле «h4» мне не очень нравится, как и любое поле на краю доски!
Думаю, и другие фигуры недолюбливают такие поля, где они не могут заглянуть за горизонт края доски, где они прижаты к этому краю, где они лишены той подвижности, что имеют на центральных полях доски, а потому здесь, на краю, существенно теряют в силе; возможно, такие поля даже недолюбливает и Ладья, которой всё по барабану, ведь на краю доски она в силе не теряет, для неё главное, чтобы линии, горизонтальные и вертикальные были открыты, но, вероятно, и ей на краю доски становится неуютно...
Чёрное поле «h4» пользуется дурной славой для Белых, ведь именно с этого чёрного поля Чёрный Ферзь объявляет Белому Королю «Дурацкий Мат» - Мат на втором ходу, конечно, не без помощи самих же Белых!
Чтобы этот «Мат» не путать с «Детским Матом», повторю его ещё раз:
1. f2-f4 е7-е6
2. g2-g4 Фd8-h4 МАТ!
- Довольно! Я же тебя просил, никаких дебютов, только о полях!
- Так я и говорю здесь о чёрном поле «h4»...
- Довольно об этом поле!
- Слушаюсь, Командир!
Белое поле «g2» в начале игры занято Белой Пешкой, но если её продвинуть на чёрное поле «g3», то белое поле «g2» освободится и будет готово для фианкеттирования Белого белопольного Слона.
Кстати, если Белые начинают свою партию ходом Белой Пешки: 1. g2-g4, то они начнут разыгрывать Дебют Сверхбудущего...
- Молчать! Только ведь что говорил, о дебютах – ни слова! Что с тобой происходит?
- Сам не знаю, Командир!
- Вот что мы сделаем, на сегодня хватит! Иди, отдыхай!
- Слушаюсь, Командир!

Конь развернулся
и побрёл в другой конец доски!
Такого с ним ещё ни разу не было,
он,
наверно,
действительно заболел...
Я не выдержал и остановил его:

- Оригинал, вернись!
- Слушаюсь, Командир!
- Ты чего пошёл?
- Так ты же мне сам приказал, чтобы я отдыхал!
- А как же песня?
- А ты, Командир, не приказал мне её петь!
- Да я не о том! Ты ведь всегда меня спрашивал, что означает та или иная строчка песни!
- Так точно, Командир, спрашивал!
- Чего же сейчас не спросил?
- Командир, а ты мне приказал спросить?
- Ну, ты даёшь! До сих пор я тебе не приказывал, ты ведь сам меня спрашивал...
- Командир, у вас, людей, очень правильно говорят: «Дважды в одну и ту же реку не войти»!
- Что-то случилось?
- Случилось, Командир!
- Что?
- Время прошло...
- И что с того?
- А за это время, Командир, и ты изменился, и я изменился...
- То, что ты изменился, я это заметил! Тебе что, неинтересно узнать, что в песне обозначает фраза - «Хмырь черепаху жёлтую догнал»?
- Неинтересно!
- А почему?
- А потому, что эта фраза обозначает Шахматные поля: чёрное поле «h4» и белое поле «g2»!
- Ну, ты и выдал!
- Неправильно?
- Правильно... Но кто тебе об этом сказал?

Белый Конь посмотрел на меня
своим новым и загадочным взглядом и,
ничего не сказав,
без всякой команды,
развернулся и пошёл в другой конец доски...

А я не смог даже открыть рта,
необычный взгляд Коня
меня ввёл
в состояние анабиоза.
Замерев,
подобно восковой фигуре,
я стал вспоминать
ещё никем не снятый фильм о полиции:

«ОН пришёл в Участок добровольно. Не хотел ЕГО на службу брать.
ОН на вид казался хилым больно! Где ЕМУ с преступностью играть?
Но уговорил меня взять в «Дело»: разузнать на Базе кой чего...
ОН внедрился в это «Дело» смело! Но пропал, вестей нет от НЕГО!

Без прикрытия, АГЕНТ агент внедрённый, даже мне там было б нелегко;
ОН ещё - птенец не окрылённый, до орла ему, так далеко!
Не пойму, зачем я согласился? Бескорыстно ОН смотрел в глаза,
На колени встал, перекрестился! Я растроган был. Не отказал...

Вот, сижу, чаИ с утра гоняю. Солнце освещает кабинет.
Мысленно, ЕМУ я - помогаю, а ЕГО, в живых быть может - нет...
Говорил же: будет не по-силе, можешь и без весточки пропАсть...
Ну, а ОН: «Хочу служить России!», и внедрился САМ бандитам в пасть...

ОН сказал мне, проявив свой нОров, что ЕГО учила с детства мать:
ТЫ родился хилым, как Суворов, добрые делА чтобы свершать!»

А за кадрами фильма я вспоминал ещё никем не озвученный голос диктора:

«Вот из таких незаметных Героев,
словно песчинок,
состоит Великая гора
Великого Государства
с Великой
военно-патриотической историей!»

Сквозь ВРЕМЕНИ шумЫ,
сквозь зависть и интриги,
слова Суворова доносятся до нас
на частоте биенья сердца полководца,
где в каждом стуке дробью барабана боевого
звучит мелодия одна:
забыв свои обиды,
любить Россию,
всю жизнь России посвятить
и укреплять Величие России!

Глупцам - для осужденья,
для размышленья – мудрецам,
пусть вырванные из контекста,
в главе 32-й
звучат конкретные слова Суворова потомкам:
«Главное правило Суворова: торопиться делать добро»


Продолжение следует


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118040910847


Рецензии
Понравилось.
Иван

Иван Цуприков   05.04.2022 05:50     Заявить о нарушении
Иван,
благодарю Вас!

Сергей

Сергей Владимирович Евдокимов   05.04.2022 12:14   Заявить о нарушении