Плакать вредно или полезно?

Смотря где и при каких обстоятельствах. Если вас незаслуженно обидели или, не дай Бог, применили к вам физическую силу, конечно же человек непроизвольно заплачет. А если, например, вы на приеме у психоаналитика заплакали, тогда как? Полезно или вредно? Стыдно или противно? Вопрос не праздный, так как не все люди знают и понимают, что именно через слезы выходят наружу многие внутренние проблемы человека. Еще раз подчеркну, смотря где и при каких обстоятельствах человек плачет, м, самое главное, осознанно или нет.

Отношение врачей к слезам - это вообще отдельная тема и песня! Например, продвинутые, широко эрудированные врачи допускают и принимают в своей практике, что когда человек плачет, то это во многом идет ему на пользу. Да что греха таить, в конечном результате именно это влияет на размер вознаграждения от пациента, так как ему становится намного легче - как физически, так и морально. Но есть весьма ограниченные врачи, которые не только отвергают, а даже не интересуются достижениями в области психологии, при этом, считая себя большими психологами. Кстати, на вопрос «помогает ли психолог пациенту в больнице», у многих моих коллег-врачей нет однозначного ответа.

Когда плачет мужчина? Когда ему плохо, морально или физически плохо. Когда его предали. Когда ему сделали подлость или гадость. Когда он не может ответить, например, из-за своего воспитания. Когда он смотрит душераздирающий фильм. И т.д. и т.п. Я не рассматриваю случаи душевных расстройств, когда человек по поводу и без повода истерит, или плачет.

Когда плачет женщина? Всё то же самое, с одной поправкой: женщина плачет чаще, чем мужчина. Может быть, женщина и живет больше, благодаря способности чаще плакать?

Почему мужчинам плакать «не комильфо», а женщинам можно? Какие слова мальчикам, говорили в детстве наши родители? «Ты мужчина, а мужчина не должен плакать. Мужчина должен терпеть». Эти же слова, эти же установки я говорил и говорю уже своим сыновьям. Только я не могу назвать тот возраст, когда мужчине уже можно плакать, когда он может не копить в себе все свои полезные и гадкие эмоции, а выплескивать их через слезы. Кому-нибудь известен этот возраст?

Недавно я консультировал в больнице парня (29 лет) с проблемами в легких. Так получилось, что мы общались с ним в нашем кафе и проходящие люди видели, но не слышали, как мы сидели. Этот парень искренне плакал, особо не стесняясь окружающих людей. Он заплакал навзрыд, когда речь зашла о его взаимоотношениях с девушкой, которая постоянно контролирует его и заставляет жениться на себе. После консультации, врачи, краем глаза видевшие эту картинку, спрашивали меня, зачем я его так сильно мучил и возбуждал? А действительно, зачем? Мне что, это больше всех надо? Я что, могу всем людям помочь? Мне что, приятно сидеть и наблюдать, как люди плачут, особенно мужчины? Может быть, я садо-мазо и получаю кайф от этого? Но это вопросы, на которые я постоянно ищу ответ.

Отвлекусь: одна медсестра по секрету рассказала «страшную» тайну моей знакомой (не знала, что мы общаемся). Так вот, она сказала, что Саяпин бесчувственный человек, к нему лучше не попадать на прием, так как после его общения с больными многие женщины плачут навзрыд... Только она не в состоянии сопоставить (в медучилищах не учат основам писхоанализа, в мединститутах тоже), что после слез многим женщинам становится реально легче в принятии своих решений и физического выздоровления.

Когда же, всё-таки, полезно и не стыдно плакать:
- в процессе психоанализа, когда наружу «вылезают» все внутренние проблемы, страхи, непонимание и т.д.
- когда вы делаете (плачете) это осознанно, зная и представляя, зачем вам плакать;
- когда вы четко знаете, что слезы вам помогут расслабиться и «опустошить» свой внутренний сосуд переживаний. А чем вы его наполните потом - это исключительно ваше решение.

Когда плакать не стоит?
- когда вы можете справиться со своими эмоциями;
- когда вы способны анализировать вашу жизнь и окружающих вас людей;
- когда вы проявляете свою силу воли, силу духа, силу своего личности, своего Я и т.д. и т.п.

А напоследок расскажу анекдот: «И шо я вам, Фима, таки скажу: лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра!»


Рецензии