Труд и факты биографии Митрофановой А. А

                (начало http://www.proza.ru/2018/03/10/575)


  Итак, в 1935 году моя бабушка по матери Митрофанова Александра Александровна закончила Чувашский сельскохозяйственный институт в Чебоксарах и получила специальность ученого-зоотехника.
    Продолжила повышать свой образовательный уровень на практике - стала работать зоотехником в учебном хозяйстве института.
 Обучала студентов там же, стала писать статьи в газеты на чувашском языке.   
   
   Знание русского языка очень ей пригодилось в жизни. Многие студенты, приезжающие из сел на учебу, русский язык знали слабо, либо не знали его совсем.
   Многие учебники в библиотеке института были на русском и Александра Александровна переводила их на чувашский язык для облегчения учебы чувашских студентов. Она еще, плюс ко всему, писала труды по животноводству, читала массу литературы, выписываемой из Москвы по сельскому хозяйству и переводила их на чувашский язык. Её переводы выпускались отдельными книгами для чувашей. Потому в 1936 году была направлена на работу в Чувашское книжное издательство на должность старшего редактора сельскохозяйственной литературы.
   Кроме того, она была коммунистом и активно участвовала в партийной жизни.
То есть - была агитатором новой жизни, находила слова для темных, полуграмотных людей, молодежь вступала в комсомол*, более зрелые - в партию.
    Её усердие и рвение к новой жизни были замечены.
   В 1940 году ее направляют на очень ответственную работу в органы компартии.
   Цитирую из некролога на ее смерть в центральной республиканской газете "Советская Чувашия":
" С 1940 по 1946 год она ведет ответственную работу в партийных органах, сначала в сельскохозяйственном отделе обкома**, а затем в Мариинско-посадском*** райкоме партии в должности второго секретаря."
Затем скупые строчки некролога повествуют:" В мае 1948 года А.А. Митрофанова вновь возвращается на работу в книжное издательство и возглавляет редакцию сельскохозяйственной литературы." Куда выпали 2 года ее деятельности - неизвестно. То есть, из Марпосада она опять переехала жить в  Чебоксары.
   Сделаю небольшое отступление. Бабушка всегда говорила правду в глаза, не могла сгибаться перед начальством и я считаю, что она пострадала именно из-за своей партийной честности. Потому из властных структур ушла. По своей или по чьей-то злой воле - неизвестно. История об этом умалчивает.
   В Чебоксарах она продолжила работу по переводу книг с русского на чувашский и получала приличные гонорары за свои труды. Проживая в маленькой квартирке, она стала строить дом на выделенном ей земельном участке, кстати, расположен он был в овраге, куда надо было спускаться по деревянной лестнице очень долго. То есть, она могла взять себе, пользуясь своей известностью и авторитетом, участок в лучшем месте города, но не воспользовалась своими привилегиями и взяла то, что предложили.
   Дом она построила деревянный, просторный, двухэтажный, на участке разбила огромный фруктовый сад. В квартирку свою она поместила остронуждающихся в жилье людей с детьми и помогла им в оформлении на них этой квартиры.
   Из личной жизни. Бабушка вышла замуж второй раз за вдовца с двумя детьми, близнецами - малышами, мальчиком и девочкой, Соснины Митя и Ава. Вырастила их, как своих. Дмитрий умер в юности, а Августина, которую мы все считали родной, была актрисой в Чебоксарском театре оперы и балета, она пела в опере. Моя добрая, любимая тетушка. Бабушку звала мамой, очень любила ее.

на фото - А. А. Митрофанова. Фото из газеты " Советская Чувашия"


*комсомол - ВЛКСМ - Всесоюзный коммунистический союз молодежи в СССР.

**обком - областной комитет партии, орган власти коммунистов в СССР.

*** Мариинский посад - город в Чувашии.В 1844 году несколько купцов-торговцев и лесопромышленников, числившихся крестьянами, хотели для своих промышленных дел перейти в сословие горожан. Для получения купеческой гильдии, ссылаясь на малоземелье (так как при малоземелье нанимали пахотную землю у соседних помещечьих крестьян), они составили ходатайство перед царским правительством, прося разрешения «именовать город или посад Мариинским в честь имени императорского величества государыни императрицы Марии Александровны и построить за счёт ходатайствующих богадельный дом тоже имени её…». Подписалось в этом ходатайстве 2106 человек. 23 мая 1856 года вопрос об образовании нового города обсуждался на собрании Государственного Совета Российской империи, которое решило переименовать село Сундырь и прилегающие к нему деревни Денисово, Ворошилово и Коновалово в городское поселение — посад. А 18 июня 1856 года император Александр Второй «высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить» Мнение Государственного Совета о переименовании села Сундырь Казанской губернии и близлежащих деревень в посад и наименовании посада Мариинским. 21 июня 1856 года Министром Внутренних Дел был подан соответствующий рапорт Правительствующему Сенату, который в свою очередь 6 июля 1856 года издал Указ «о переименовании села Сундырь и близлежащих деревень в посад и наименовании посада Мариинским».


В начале XX века Мариинский Посад, благодаря деятельности купечества и удачному экономико-географическому положению, близости торговых центров (городов Нижний Новгород и Казань), превосходил город Чебоксары. В городе торговали изделиями народных промыслов, были развиты бондарное, кузнечное, обозное (телеги, сани) дело, лозоплетение, работала судоверфь, где изготавливались баржи, шлюпки рыболовные, суда.

Городское купечество не только работало, но и жило в своем городе. Благодаря купцам старая центральная часть города является памятником градостроительства и архитектуры XIIV—XIX вв. Мариинский Посад классический купеческий провинциальный город, почти не тронутый двадцатым веком.( из википедии).

               (продолжение http://www.proza.ru/2018/04/16/1863)


Рецензии