Революция мышления в экономике

Введение

         История мышления раскрывает его эволюцию, смену эпохи предметного мышления эпохой предметно-символического мышления и затем эпохой абстрактно-символического мышления. В первую эпоху был изобретён продуктообмен, во вторую эпоху – эквивалентный товарообмен и металлические деньги. Третья эпоха наблюдается с 1971 года.
         Как известно, на протяжении ХХ столетия одна другую сменили валютные системы: золотой стандарт, затем золотовалютный стандарт и, наконец, система плавающих валютных курсов. Нойю сменила паранойя. Нойяльный тип мышления с традиционной логикой проявился в золотом стандарте. Сочетание нойи и паранойи наблюдалось в золотовалютном стандарте во время перехода от нойи к паранойе в товарно-денежном обращении. Паранойяльный тип мышления обнаружился в плавающем валютном курсе.

Основная часть

1. Золотой стандарт

         Считается, что золотой стандарт был введен в большинстве стран, в том числе в России, в конце 19 столетия и господствовал в мире вплоть до 30-х годов 20 столетия. При такой системе официально устанавливалось золотое содержание национальных валют. Например, в 1897 году золотое содержание российского рубля было определено в 0,774234 г золота. Один золотой (металлический) рубль (монета) был равен золотому слитку весом 0,774234 г. Доллар США содержал 23,22 грана золота, английский фунт — в 113 гранов, т. е. в 4,87 раза выше. Гран — единица массы, которая теоретически равна массе одного зерна пшеницы
         Исходя из золотого (весового) содержания национальных валют устанавливались и их пропорциональные отношения - курсы, цены. Так, например, определялся курс фунта по отношению к доллару: 1 фунт был равен 4,87 долл.         
         Если в системе международных расчетов использовались слитки, то в расчетах с гражданами использовались золотые монеты. Правительства (эмитенты) брали на себя обязательство производить обмен своих валют на золото. Для этого разрешался свободный экспорт и импорт золота.         
         Чтобы такая система работала, необходимо было поддерживать жесткое соотношение между золотым запасом страны и ее внутренним денежным предложением (массой обращаемых денег).
         Золотой стандарт был введен для весовой стандартизации, унификации мировой денежной системы. Дело в том, что у такого параметра вещей, как вес (масса) существовала международная единица измерения – килограмм. Эталон килограмма находится в Международном бюро мер и весов, расположенном в г.Севре, пригороде Парижа. Килограмм позволял подсоединить международную единицу измерения стоимости (ценности) вещей (товаров) к метрической системе.
         Метрическая система - это общее название международной десятичной системы единиц, основными единицами которой являются метр, килограмм и секунда.
         Первая система мер была создана в Вавилоне. Она явилась прототипом метрической системы. В качестве основной единицы была положена единица длины. Остальные единицы получались на основе соотношений. Например, единица площади – это квадрат со стороной равной единице длины: единица объема – куб с ребром, равным единице длины, единица массы – масса воды, заполняющая куб, равный единице объема.
         Недостатком метрической системы был малый охват измеряемых величин — длина, площадь, объем, масса. То есть эта система не включала в себя какую-то величину Х, присущую товарам, которая измерялась на рынке в процессе акта обмена двумя товарами. И этот акт походил на взвешивание, так как устанавливал равенство товаров или обмениваемых вещей.
         Пришли же к весовому измерению денег стихийно ещё в эпоху металлических денег. Дело заключалось в изобретении товарообмена и денег. В этом изобретении возникла  нужда при переходе от непроизводительной экономики и продуктообмена при натуральном хозяйстве к производительной экономике и товарообмену - товарному производству: производству вещей на продажу, а не для непосредственного внутреннего потребления.
         Короче, при продуктообмене открылась идея меновой стоимости и появилась нужда в материализации её в качестве универсального эквивалента – универсальной единицы измерения продуктов труда. И им стал золотой товар, названный деньгами. В сущности, была изобретена измерительная система ценности товаров, шкала измерения с основной единицей измерения, своеобразная метрическая система. Так в России основной единицей измерения товаров к определённому времени стал золотой рубль, золотой слиток весом 0,774234 г.
         Объяснить изобретение идеи универсального эквивалента, называемого меновой стоимостью можно алгоритмом мышления. Алгоритм заключался в том, что многообразие товаров, называемое плюрализмом, в мышлении сводилось к однообразию, единообразию, называемому монизмом. Ряд товаров разного качества сводился к ряду товара одного качества, в данном случае, к золотому товару, служащему субстанцией всех разных товаров, которая количественно сравнивалась в них при обмене. Качественный ряд отождествлялся с количественным рядом путём взаимопревращения. Идея превращения, обмена противоположностей позволяла допускать их равенство. Так формировалась система товарно-денежного моноплюрализма.
         То есть продуктообмен, возникнув стихийно, натолкнул на идею обмена, которая была усовершенствована с превращением продуктообмена в товарообмен. Усовершенствование заключалось в поиске точки опоры, punktum fixum -  эталона меновой стоимости - универсального эквивалента,  служащего основной единицей денежной (меновой) системы измерения товаров – вещей, изготовленных на продажу. Вещи же уже могли измеряться в метрах, литрах, килограммах. Это были меры длины, объёма и веса. Единицы меры стоимости вещей и её материализованной идеи как эталона, образца не было.
         Что же измеряют деньги, какую величину чего-то такого, что присуще вещам? Если это величина потребительной стоимости, то её и измеряют деньги. Измеряя величину потребительной стоимости продукта конкретно-особенного труда, деньги измеряют величину потребности в этом продукте, нужды в нём, хотя потребность самому продукту не принадлежит. Потребность это нужда производителя в создании продукта труда, предназначенного для потребления и поэтому имеющего потребительную ценность, стоимость. При производстве продукта субъективная потребность (нужда) в нём овеществляется, передаётся вещи или отчуждается от субъекта. Нужда путём отчуждения превращается из субъективной в объективную. При потреблении продукта производителем, его потребность удовлетворяется, нужда отступает, нигилирует, превращается в ничто. В процессе утилизации продукта нужда возрождается из ничто.
         В целом подход к решению проблемы соизмерения товаров оказался типичным. Акт товарообмена двух разных по качеству продуктов рассматривался как уравнение, в котором на обеих сторонах уравнения было одинаковое количество вещества – субстанции. Субстанцией служило не вещество вообще, а конкретное вещество - золото. Место абстрактного символа занимал предметный символ. И это служило доказательством того, что в основе изобретения металлических денег было предметно-символическое мышление.
         В цикле товарообмена ряд товаров разного качества уравновешивался рядом товара одного, золотого качества. Одновременно товары на рынке при их обмене измерялись не только в деньгах, но и в килограммах, метрах, литрах. В чистом виде денежная система измерения вещей не работала, как, например, система измерения длины вещей.         
         В общем, была изобретена система, в которой товарный плюрализм уравновешивался товарным монизмом. Точнее, эта равновесная система моноплюрализма была заимствована у философии, раскрывающей соответствующий алгоритм мышления.
         Казалось, в этой системе «твёрдый рубль» или «золотой стандарт», лучше сказать весовой стандарт вместе с эквивалентным товарообменом не позволяли спекуляций, поскольку в деньгах вес золота был постоянным. Увы, у золота как товара стоимость могла колебаться, и рыночная стоимость единицы измерения стоимости, например, золотого рубля не могла быть постоянной, стационарной. Стоимость золотого рубля могла стать выше весовой его стоимости. И это свидетельствовало о том, что золото как конкретное вещество, обладающее конкретным качеством, было взято символом абстрактного вещества (вещества вообще), как бы обладающего универсальным качеством. Вещество вообще – субстанция. Она одна во всех разных по качеству вещах. Но она не универсальна по качеству, а эквивалентна ему, служит универсальным эквивалентом. Так как она одна и та же в основе всех вещей  - единое вещество, то имеет значение только количество этого вещества в сравниваемых вещах. По существу это измеряемая величина. Ею может быть пространство - длина, объём,  а также время, или масса, вес. Точнее, пространство, время и масса это атрибуты субстанции, которая в вещах.       
         Если бы стоимость золотого рубля была постоянной, колебания денежной массы не могли привести к колебанию – «плаванию» стоимости денег или валютного курса рубля. При этом колебания обращаемой массы товаров приводили бы только к колебанию цен на них. Рыночная модель была бы, с одной стороны, стационарной, с другой стороны имело бы место динамическое равновесие. Эта рыночная модель могла называться названа социалистической. То есть социалистическая экономическая модель должна была предполагать стабильность стоимости золотого рубля в СССР. Но это могло быть только при «железном занавесе», только при внутреннем употреблении рубля. В социалистической рыночной системе спекуляция не могла возникнуть даже при золотовалютном стандарте, при замене золотых денег на бумажные деньги, так как золотые деньги превращались в «золотой запас». 
         Внешняя торговля разрушала эту систему. В капиталистических странах свободного (либерального) рынка стоимость золота колебалась.
         Тем не менее, считается, что механизм золотого стандарта независимо, объективно регулирует  деловой цикл, ограничивая эмитента к неограниченному наращиванию, или снижению  денежной массы. Возникающее подвижное равновесие объективно.
         Увы, рынок возник не естественным путём. Товарно-денежный обмен изобретён человеком. Следовательно, и механизм динамического равновесия в системе денежного обращения придуман им.
               
2. Золотовалютный стандарт.

         Как известно, большинство стран отказались от золотого стандарта во время депрессии 30-х годов 20 века. С 1944 года вступила в силу золотовалютная система, иначе именуемая бреттонвудской (по названию города в США, где было заключено соглашение о ее создании). Эта система также устанавливала фиксированные курсы (пропорции) валют, но не через определение их золотого содержания, а через установление их «твердого» соотношения к так называемым резервным валютам, основной из которых стал доллар США.
         Казалось бы, произошёл переход от предметно-символического мышления к абстрактно-символическому мышлению. Вещество в обмениваемых вещах стало абстрактным. Но у этой абстракции не нашлось подходящего символа.
         В общем, дело заключалось в том, что к концу второй мировой войны основная часть золотого запаса западного мира оказалась сосредоточенной в США. Там многие воюющие страны хранили его от войны, так как на территории США война не велась. Поэтому валюта США считалась наиболее устойчивой и как бы по этой причине была принята за стандарт, точнее, за эталон международного универсального эквивалента, по отношению к которому и устанавливались курсы других валют.
         Но реально причина заключалась в нужде в мировом или международном универсальном эквиваленте и его эталоне, в единой измерительной системе множества (континуума) национальных денежных единиц, в сведении разнообразия валютного множества к чему-то одному (punktum fixum) через превращение его в однообразие. Обмен национальных денег на доллары США и обозначал это превращение, следовательно, тождество, равенство валют: фиксацию курсов.   
         В общем, страны-участницы бреттон-вудской системы возложили функцию мирового универсального эквивалента на доллар, национальную денежную единицу США. Доллар стал двойственным - и национальной, особенной, уникальной и всеобщей, универсальной денежной единицей. Страны взяли на себя обязательство поддерживать курс доллара, а США — осуществлять обмен доллара на золото из расчета 35 долл. за 1 тройскую унцию. То есть они не отказались полностью от идеи золотого стандарта.
         Золотое обеспечение делало доллар «твёрдым». Стоимость его не должна была колебаться, а также зависеть от колебаний долларовой массы. И это обстоятельство позволяло распространять доллар по всему миру, наводнять долларами мир.            
         При такой схеме страны, не располагавшие собственным золотым запасом, получали возможность устанавливать «золотое содержание» своей денежной единицы. Через фиксированные обменные курсы национальных валют к доллару устанавливались и прочие валютные курсы. Для этого, возможно, и была изобретена бреттон-вудская система.
         Привязка долларов к золотой тройской унции мешала проведению валютных спекуляций, наживаться на продаже, обмене доллара. Поэтому были те, кому хотелось избавиться от фиксированности, привязанности доллара к золотому стандарту. По этой причине в 1971 году США объявили о своей неспособности осуществлять в дальнейшем обмен доллара на золото. На смену бреттон-вудской пришла система плавающих валютных курсов. Валютный стандарт – доллар освободился от золотого стандарта.
         Доллар перестал быть «твёрдым». Валютные курсы утратили фиксацию. В мире денег исчез эквивалентный обмен. Система равновесия потеряла точку опоры. Точнее, точка опоры стала «плавать».  Вместе с ней стала плавать система равновесия. Стоимость денег стала зависеть от денежной массы, а также от соотношения денежной массы и товарной массы.
         В общем, полное исчезновение «золотого стандарта», золотых денег, золотой субстанции лишило товарообмен эквивалентности. А это вместе с исчезновением фиксированного курса валют, эквивалентного валютного, денежного обмена указывает на окончательное вытеснение кривой логикой традиционной логики в деловом мышлении. Паранойя вытеснила нойю. Теперь обмен вещами не требовал обращения к их веществу. Субстанция потеряла вещественность, объективность. В результате возникла нужда в субъективной субстанции.
         По сути дела мировая экономическая система лишилась моноплюрализма ради эклектического плюрализма – либерализма. Начался лихорадочный поиск экономической теории, которую можно бы было подвести под экономическую основу, базис либерального социального проекта.

3. Система плавающих валютных курсов

         Смысл этой системы якобы состоит в том, что курсы валют определяются исходя из соотношения спроса и предложения, подобно курсам ценных бумаг на фондовых биржах, что слегка отдаёт теорией рациональных ожиданий и неоклассической теорией, которые отбрасывают к маржинализму с его субъективностью
         Считается, что в теории рациональных ожиданий хозяйственные агенты, субъекты могут гибко реагировать на изменения соотношения спроса и предложения. Гибкое реагирование хозяйствующих субъектов на колебания экономической конъюнктуры является механизмом выравнивания экономики.
         Думается, система плавающих валютных курсов лучше всего сочетается с неоинституционализмом, с отказом от идеи динамического равновесия в экономике и вообще от равновесия и равенства.
         Чтобы понять эклектическую суть плавающих валютных курсов, нужно обратиться к продуктообмену, бартеру. В продуктообмене нет посредника - денег. Акт продуктообмена не может стать уравнением, в котором на обеих сторонах его находится равное количество материальной субстанции. Обмен этот неэквивалентен с точки зрения классической теории. Здесь нет универсального эквивалента, и меновая стоимость не устанавливается. При продуктообмене продукт А обменивается или превращается в продукт Б по кривой логике.
         Также и в системе плавающих валютных курсов акт обмена не может стать уравнением без золотого стандарта. Поэтому обмен валют неэквивалентнен, лишён традиционной логики.
         Если   же акт продуктообмена сделать уравнением, в котором на обеих сторонах его равное количество единой духовной субстанции, которой является спрос, потребность, то налицо психологическое объяснение продуктообмена, уводящее в объективный идеализм. И чтобы этого не произошло, «потребность» можно было заменить «нуждой», но теоретики не догадались сделать это. 
         Также следует заметить, что психология не относится к точным наукам. Экономика же должна быть точной наукой, хотя не относится к естественным наукам.
        В общем, если при обмене валют нет посредника, материальной или духовной субстанции, то обмен не может основываться на традиционной логике. Это паранойя. Каждая сторона здесь находится в плену собственных заблуждений.
         
Заключение

         Итак, история товарооборота уводит к поиску нечто (субстанции) в товарах, вещах, которую можно было бы измерить, придумав основную единицу измерения её величины. В эпоху предметно-символического мышления символом этого нечто стало золото. Переход к абстрактно-символическому мышлению выразился в отказе от золотого стандарта.            
         История денежного обращения также связана с поиском нечто (субстанции) в деньгах, которую можно было бы измерить. Но нечто не было найдено. И это стало препятствием для использования традиционной логики в экономике. Пришлось её оставить и перейти к кривой логике.
         Так произошёл революционный переворот в экономике. От нойи перешли к паранойе.


Рецензии