Размышление по Исповеди Толстого, глава IV
4-ая Глава уже не посвящана ни совершенствованию вообще, ни с помощью писательской среды, ни с помощью Прогресса…
4-ая глава Исповеди Толстого резко меняет курс от совершенствования к пониманию якобы никчемности жизни…
Вот как пишет об этом сам Лев Николаевич:
«Душевное состояние это выражалось для меня так:
жизнь моя есть какая-то кем-то сыгранная надо мной глупая и злая шутка,
- пишет он в начале 4-ой главы и далее продолжает –
Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно,
как прежде приходили мысли об улучшении жизни.
Мысль эта была так соблазнительна, что я должен был употреблять против себя хитрости,
чтобы не привести ее слишком поспешно в исполнение.»
(Исповедь Льва толстого, Гл. 4-ая, 5-6 абзацы)
«Невольно мне представлялось, что там где-то есть кто-то,
который теперь потешается, глядя на меня, как я целые 30–40 лет жил,
жил учась, развиваясь, возрастая телом и духом, и как я теперь,
совсем окрепнув умом, дойдя до той вершины жизни, с которой открывается вся она,
– как я дурак дураком стою на этой вершине, ясно понимая,
что ничего в жизни и нет, и не было, и не будет. «А ему смешно…»»
(Л.Толстой, Исповедь, Гл.4, 5-6 абзац)
«И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня то, что считается совершенным счастьем! :
это было тогда, когда мне не было пятидесяти лет. У меня была добрая, любящая и любимая жена, хорошие дети, большое имение,которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось. Я был уважаем близкими и знакомыми, больше чем когда-нибудь прежде был восхваляем чужими и мог считать, что я имею известность, без особенного самообольщения»
(Исповедь Льва Толстого, Гл 4, абзац 4)
Что мы видим?, - мы видим, что человек в самом расцвете лет – и в расцвете своего творчества - и в зените славы – и еще богат притом – вдруг почти одномоментно заболевает непонятным заболеванием под названием «хандра», доходящая почти до иступления…
На первый взгляд полная бессмыслица – человек имеющий здоровье, талант, хорошую семью (о чем он сам после пишет), богатство и много чего еще – вдруг ни с того, ни с сего этот человек начинает хандрить… - ну просто с жиру бесится, как говорят в таких случаях…
А на самом деле?
На самом деле надо понять из чего происходят фобии и разные навязчивые
депрессивные и угнетающие состояния состояния. И ответы на это не так
примитивны и просты, как порой нам пытаются представить психиаторы и
психотерапевты – Лев Николаевич заглянул по ту сторону Бытия –
он заглянул в Вечность, он заглянул в Замысел Господень, так как «смысл
существования человечества – есть построенье Храма Господня на Земле (т.е
утверждение его законов» пишет Тора (запись Заповеди евреям на горе Синай)
Причины глубинно-угнетенных состояний можно рассматривать на разных
уровнях –
1. На уровне одной какой то отдельной жизни, как и делал психолог Фрейд,
сводя все к детству… (или еще попримитивней – к комплексу Эдипа).
2. На уровне потерянности общества в целом, в своем существованьи – exist
- существовать – экзистенциальный вакуум – вакуум Бытия – это уже
рассуждения на уровне дважды профессора и человека, прошедшего 4
немецких концлагеря и создателя Логотерапии Виктора Франкла…
3. Ну и самый глубинный уровень – причины угнетенных состояний на уровне
и Библии и Торы (Заповеди на горе Синай).
Рассмотрим здесь эти причины угнетенных состояний, описанные Библией и Торой
и двумя психологами – З.Фрейдом (психологом-детерменистом – основателем Психоанализа)
и В.Франклом (основателем Логотерапии, профессором психиатрии и невролгии
и человеком прошедшим 4 немецких концлагеря).
Угнетенные состояния происходят по разным причинам, но основные (конечно мы тут не рассматриваем фобии, как последствие различных пагубных зависимостей и пристрастий - наокотиков, например) – две основные причины столь депрессивных и навязчивых состояний описаны прекрасно Зигмундом Фрейдом и Виктором Франклом – два психолога, еврея – и оба пострадали в свое время от фашизма…
Зигмунд Фрейд искал причины депрессивных и угнетенных состояний в основном в материальном мире,
Виктор Франк в духовном…
И надо сказать, что оба правы… Каждый по-своему… Потому что человек материален и духовен одновременно…
Есть еще одна причина угнетенноых состояний, описаны Библией и Торой
Библия, не произнося слово Карма, отчетливо дает понять, что бывает расплата за грехи, если ты не раскаялся или даже не осознал этого (или осознал, но не попытался исправить) - вследствие чего жизнь может пойти кувырком (даже при внешнем благополучии), а еврейская Библия (Талмуд) напрямую говорит ;
«Сборщики ежедневно делают обход и взыскивают долги — с ведома человека или без ведома, - есть у них на то основания» (Трактат Авот, мишна 16).
Т.е угнетенные и депрессивные состояния могут быть вследствие :
1) Травмы детства – Зигмунд Фрейд;
2) Экзистенциального вакуума – вакуума бытия, что рассматривается В.Франклом в книге «Человек в поисках смысла»
3) Взыскивания долгов за грехи прежние (Талмуд и Библия)
У Льва Николаевича Толстого присутствовали все эти причины :
1. Травма детства - смерть его любимой матери
2. Поиски смысла жизни из-за ощущения её никчемности – Франкл считает эти поиски естественными и нормальными
3. И взыскивание за грехи по Библии, так как сам Лев Толстой пишет о себе в начале 2-ой Главы «Исповеди» так :
«Ложь, воровство, любодеяния всех родов, пьянство, насилие, убийство…
Не было преступления, которого бы я не совершал»
(Исповедь Толстого, Гл.2, абзац кажется 2-ой).
Можно немного подробнее рассмотреть все эти причины :
ЗИГМУНД ФРЕЙД
***** ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ УГНЕТЕННЫХ СОСТОЯНИЙ ПО ФРЕЙДУ – ТРАВМЫ ДЕТСТВА *****
Зигмунд Фрейд рассматривал неврозы и навязчивые (и угнетающие) состояния, как последствия травм детства (очень хорошо им описанных, но несколько с преувеличенной их сексуализацией (в чем упрекали его другие психологи, т.к далеко не все травмы детства связаны с Эдиповым комплексом – есть и другие более серьезные причины).
« З.Фрейд постоянно подчеркивал, что является последовательным детерминистом, то есть утверждал, что любое самое непонятное психическое состояние и поведение имеет в своей основе совершенно материальную причину»
(А. Н. Романин «Основы Психотерапии»)
Он рассматривал людей в основном с материалистической точки эрения - искал причину душевных состояний в материальном мире (что немножко парадоксально само по себе – «не хлебом единым жив человек» пишет Библия, но вот Зигмунд Фрейд придерживался иных взглядов).
Довольно доходчиво и просто детские травмы и их последствия описаны в работе Фрейда «Моисей и монотеизм» - книга не интересная и непонятная не психологам, но вот именно это место описано в ней понятно и хорошо. В произведении, где Зигмунд Фрейд замахивается на самого Бога, влруг кратко, понятно и хорошо описаны причины многих душевных угнетенных состояний.
Коротко это можно пересказать так (ТЕОРИЮ ФРЕЙДА О ТРАВМАХ):
1. В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧАЕТ ДУШЕВНУЮ ТРАВМУ.
2. Чтобы не сойти с ума и не думать постоянно о произошедшем,
человек прибегает к различным уловкам,
чтобы отвлечь себя чем-нибудь…
- это называется ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ…
Человек может защищаться ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАЩИТАМИ от общества,
от самоё себя и своих горьких дум,
от травмирующих и тяжелых событий детства…
Защиты довольно трудно описать и это не нужно обывателю, но один пример для объяснения можно привести :
{после будут описаны понятные примеры}
3. С помощью различных защит и уловок человеку удается на время забыть травмирующее событие
– это называется ЛАТЕНТЫЙ (спящий) период
4. ВНЕЗАПНО В СЕРЕДИНЕ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЯ ТРАВМЫ ДЕТСТВА МОГУТ ПРОСНУТЬСЯ,
но именно не как дословное воспоминание – человек не настолько прозорлив или бесстрашен,
чтобы смотреть правде в лицо – он не может рассуждать так открыто и прямолинейно
– «я получил травму в детстве – потом старался её забыть, но оно (воспоминание о горе)
гложет изнутри и боль не пройдет до тех пор пока не будет восстановлена справедливость»
- человек не может так рассуждать, так как не прямолинейное, а довольно криволинейное существо
(к сожаленью)(к сожалению большинство людей таких)
Поэтому воспоминание о травме вылазит боком в измененном виде.
Человек чувствует, что у него что-то болит, но не может понять что…
В «Исповеди» Льва Толстого внутренняя неосознанная боль прекрасно выражено словами:
«Жизнь мне опостылела –
какая-то непреодолимая сила влекла меня к тому,
чтобы как-нибудь избавиться от нее.»
(«Исповедь», Гл. 4, абзац 4)
Далее, в искаженной, но узнаваемой форме, мы видим истинную боль детства Л.Н.Толстого
– смерть его любимой маменьки, когда он был совсем еще ребенком –
видимо еще тогда приходиди ему в голову мысли о тленности и бессмысленности бытия,
раз дорогие нам люди умирают – и мы не можем остановить этого, да и всех остальных тоже ждет впереди смерть…
В своей Исповеди Лев Толстой не дословно, но узнаваемо, пишет об этом так:
«Не нынче – завтра придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей, на меня,
и ничего не останется, кроме смрада и червей. Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся
– раньше, позднее, да и меня не будет. Так из чего же хлопотать?»
(«Исповедь», Гл. 4, абзац 8)
Т.е Лев Николаевич не говорит прямо о детском душевном надрыве, связанным со смертью его любимой маменьки (как он описывает ее в рассказах о детстве), - а уже во взрослом возрасте «вдруг» спохварывается – «ведь мы все умрем! – так из чего же хлопотать?» - мол можно и пропойцей прожить – конец как будто бы у всех один – «тлен и черви», хотя по Библии душа взмываеи ввысь – и конец далеко у всех не один…
(Кому интересно почитать первоисточник рассуждений Фрейда о детских травмах и влиянии их на последующую жизнь, - это «Моисей и монотеизм», очерк III «Моисей и его народ и монотеистическая религия». Очерк III, в Добавлениях – или можно почитать отдельную маленьк статью, где всё будет кратко объяснено через неск дней на этом же сайте, на этой же странице)
ВИКТОР ФРАНКЛ
профессор в области невролгии и психиатрии, создатель ЛОГОТЕРАПИИ,
человек пршедший 4 немецких концлагеря
(дело конечно не в профессорскости Франкла, а в четырех пройденнвх
концлагерях, которые и стали его основными Университетами…)
***** ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ УГНЕТЕННЫХ СОСТОЯНИЙ ПО ФРАНКЛУ –
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА *****
В то время, пока Зигмунд Фрейд копался в детстве человечества, отыскивая его душевные травмы, с явным преувеличением влияния Эдипового комплекса, Виктор Франкл искал смысл в своем пребывании в немецких концлагерях, что впоследствие толкнуло его искать смысл жизни (равно как и смерти) вообще – в более широких понятиях…
Корни угнетенных и подавляющих состояний Виктор Франкл видит в потере Субъектом смысла его жизни…
Основное направление ЛОГОТЕРАНИИ направлено на поиски именно этого смысла, который для каждого! человека свой, уникальный… - нельзя всех под одну гребенку…
Конечно же лучше прочитать книгу самого В.Франкла «Человек в поисках смысла», где во 2-ой части «Логотерапии» и раскрывается эта тема, но приведем здесь несколько цитат, чтобы было понятно о чем речь…
«Логотерапия фокусируется главным образом на будущем….
Таким образом типичная невротическая сосредоточенность на себе рассеивается,
вместо того, чтобы постоянно крепнуть и усиливаться.»
(В.Франкл, «Человек в поисках смысла», 2-ая часть книги – Логотерапия)
[слова о «невротической сосредоточенности» намекают на психоанализ Зигмунда Фрейда,
призывавшей к тщательному самокопанию, особо в сексуальной сфере,
которую Фрейд провозгласил чуть ли не смыслом! человеческой жизни,
при этом прекратив со своей женой всяческие отношения в 40 лет,
«отдав» себя науке – так и хочется спросить –
«Почему же вы призываете к тому, чего сами не делаете?»
- но как бы уже не спросим (примеч. моё)]
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ ФРАНКЛА "ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА" :
«Согласно Логотерапиии, стремление найти смысл жизни - основная мотивационная сила человека.»
«Несколько лет назад во Франции был проведен опрос общественного мнения.
По его результатам, 89% опрошенных признали, что человеку необходимо "НЕЧТО", ради чего стоит жить.»
«Ноогенные неврозы возникают не из конфликта между желаниями и инстинктами, а скорее из экзистенциальных проблем.»
(негласный спор Франкла с Фрейдом)
«Озабоченность человека, даже его отчаяние и сомнения в ценности жизни
- это экзистенциальное страдание, но ни в коем случае не душевная болезнь»
«Их [многих людей] преследует ощущение внутренней пустоты, вакуума;
они попали с ситуацию, которую я назвал "экзистенциальным вакуумом» ».
«ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ - широко распространенное в двадцатом веке явление.
Его легко объяснить; в нем виновата двойная утрата, которую человек перенес с тех пор,
как стал настоящим человеческим существом.
- В начале своей истории ЧЕЛОВЕК УТРАТИЛ
1)ЧАСТЬ ЖИВОТНЫХ ИНСТИНКТОВ,
которые определяли поведение животного и служили ему охраной.
- 2)ТАКАЯ ОХРАНА, КАК И РАЙ, НАВСЕГДА ПОТЕРЯНА ДЛЯ НАС;
НАМ ПРИХОДИТСЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНО.
Вдобавок, произошла еще одна утрата, причем на совсем недавней ступени развития -
ТРАДИЦИИ, которые ДОЛГО СЛУЖИЛИ НАДЕЖНОЙ ОПОРОЙ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА,
СИЛЬНО ОСЛАБЕЛИ.
Теперь НИ ИНСТИНКТЫ не говорят ему (человеку), что нужно делать,
НИ ТРАДИЦИИ - как следует поступать;
ИНОГДА ОН (ЧЕЛОВЕК) ДАЖЕ САМ НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ЕМУ ХОЧЕТСЯ.
Вместо этого, человек либо стремится поступать так, как другие (КОНФОРМИЗМ),
либо делает то, что другие от него хотят ТОТАЛИТАРИЗМ).
ИТОГ :
Другими словами, В.Франкл говорит, что
- человек уже не животное (чтобы жить одними инстинктами и довольствоваться этим)
- человек еще не ангел (чтобы жить только духовным и довольствоваться этим), так как изгнан из Рая за грехи свои
- и даже традиции в последнее время ослабли – а они часто помогали человеку принимать решения
И человек часто теряется в этом сумбурном мире – что ему делать?
Поэтому, чтобы не выглядеть дураком в толпе, человек либо шифруется под толпу - КОНФОРМИЗМ
либо просто живет под чужую дудку - ТОТОЛИТАРИЗМ.
Может возникнуть вполне естественный вопрос – а зачем человеку всё время подчиняться кому то? –
то толпе, то чьему то диктату, то традициям… – в чем кайф?, как говорит молодежь…
Ответ - человек - это единственная особь на земле, которой нужна цель
(которую преподнесут другие люди или духовные учителя)
Вобще то Виктор Франкл поднял глубинную до нельзя тему – смысл существования человечества вообще…
Надо сказать, что он немножко здесь лукавит, но его понять конечно можно…
Пройдя 4 страшнейших концлагеря немецких, восхититься любовью Бога очень сложно…
Виктор Франкл, сын очень набожных родителей (евреев) прекрасно знал Талмуд и Тору
– это записи Синайской Проповеди Господа евреям.
В Торе и Талмуде совершенно четко говорится в чем смысл жизни человека на Земле :
После изгнания из Рая человечеству дается как бы возможность реабелитировать себя,
построив Храм господень на Земле, - т.е воспроизведение его духовных законов
в материальном мире… И, одухотворив, земной и грешный мир, души людские
поднимуться на Небо, где сольются в едином порыве и экстазе с нашим внутренним началом и Творцом….
Вот смысл жизни человека – реабелитация себя пред Господом для возвращенья в Рай – в кущи душевного покоя…
Вот как об этом пишет сам Виктор Франкл :
"Блаженны ангелы, погруженные в вечное и полное любви созерцание бесконечной красоты."
А в Трактате нравственных начал из Торы (Синайской Проповеди) прямо говорится :
«Согласно учению хасидизма, лишь исполнением полученных на Синае заповедей
человек способен преобразить и физический мир и собственную натуру,
ибо во время Синайского Откровения произошло слияние материального с духовным,
что положило начало освящению реалий этого мира.»
(Авот (Трактат о нравствен началах Торы), Гл. 1, мишна 1).
Но почему же Виктор Франкл, прекрасно зная суть существованья, пишет о каких то побочных смыслах жизни – мол у каждого он свой..., - и дескать его найти – смысл существования каждого человека в отдельности – вот наша цель… Почему он игнорирует всеобщую большую цель и останавливается на частностях? (при этом оставаясь верующим человеком, не смотря на всю свою профессорскость, о чем он постоянно пишет…)
Ответ и так же очевиден, как и критика Пятикнижья Моисеева Фрейдом…
Как думающий и чувствующий человек, прошедший 4 концлагеря немецких и потеряв там родителей и свою жену, Виктор Франкл не может экзальтировано восторгаться этим миром и Замыслом Господним, раз Замыслу зачем то нужны зверские людские жертвы, которые зачем то Бог любовью называет… - довольно странная любовь садиста к жертве… (да простит меня Господь).
Не только я, но многие думающие люди поражены жестокостью какой то безграничной Бога к людям (в Завете старом) и при этом его же мазохизмом с упиваньем в Завете Новом, когда Он только растерзаньнм сына почему то может Мир спасти… Какие то кощунственные методы, обязательно с садизмом, с упиваньем этим…
Ведь что мы видим в Завете Старом (и на что наталкивает нас Исповедь Толстого и размышленья Франкла, который специально уходит от темы построенья Храма на Земле, хотя не отрицает Бога).
В Завете Старом Господь берет прекрасного послушника, что не из страха, а по любви столь предан Богу (при этом и пытается любить людей) – это Авраам – и Бог, как может, начинает издеваться и над ним – см. начало Библии, Ветхий Завет, Пятикнижье Моисеево – Бытие - Испытание Авраама
«И было, после этих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: «Авраам!» Он сказал: «Вот я».
Бог сказал: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».»
Любящий Создатель и Творец может так издеваться над любящим и почитающем его послушником? – вопрос остается открытым…
Не досжигав сына Авраама в Завете Старом – Господь сына своего уж распинал, дорвавшись до истязанья сыновей в Завете Новом…
С точки зрения современного и цивилизованного человека довольно трудно понять любовь такую Бога к Аврааму, как и к собственному сыну…Какие то странноватые метания Отца нашего Всевышнего от садизма (в страром Завете садизм, убийство, ложь нам преподносятся как норма) к мазохизму с распинанием себя и сына (так как Господь Бог, сын его Иисус и Святой Дух едины) в Новом Завете – все это страшно, с пытками и смертью – а так и хочется спросить – а что? – без этого нельзя? – всё только с истязанием себя или других? – иных реалий Бог наш не постиг?
Довольно странно после многолюдных пыток и растярзаний (включая растерзание и собственного сына), что после этого Господь умильно с теми, кого не дорастерзал, будет восседать на Небе и умиляться на гармонию души…
Т.е хотелось бы конечно в это верить, но как то трудно и во все поверить – слишком много упивания жестокостью, слишком много садо-мазохизма, слишком много лжи (особено в Завете Старом, где ложь нам преподносится как норма – «пойди и обмани» - вот первые слова от Бога Аврааму…).
Творец имеет место быть… - имеет право менять картину Мира (им же созданную), менять Заветы (и законы мира) – имеет право стремиться к совершенству, но после грязи и жестокости начала (особо Завет Старый) как то трудно поверить в будущую «вдруг» гармонию после всех сожжений, ратерзаний и мазохизмом упиваний…
Поэтому и думающие люди довольно настороженно относятся к упиванью верой… Да, высшие законы есть – они работают – но нам их преподносят через жесокость (постоянные сожженья в Библии), ложь («пойдт и обмани» - первая заповедь Бога Аврааму, так же как и первые лживые слова от Бога к Еве и Адаму – «умрете!, если отведаете плодов с древа Познания Добра и Зла» - почему никто на это не обращал вниманья? – Библия начинается со лжи – и после! Бог возмущается на неповиновение людей (что тоже не ангелы конечно), но так и хочется спросить – а кто же первый начал? – как может тот, кто лжет и ко лжи другого призывает – как может Он судить людей? – а сам не без греха… (прошу прощенья, что такое говорю, но это ж так?).
Поэтому пройдя 4 концлагеря немецких – пытки, голод. холод. униженья, потерю близких в этих лагерях, - поэтому и Виктор Франкл тихо цель жизни по Торе (по Синайской проповеди) опускает и новую цель жизни для каждого провозглашает – мол каждому она своя… Понятно, что цели личные не выше цели общей (преображенья Мира по законам Духа), но после зверств в лагерях и пыток над евреями отдельно, у Франкла не поворачивается язык взахлеб всем Библию читать, хотя он и не стал ее хулить и отрицать – он призывает верить, но без вдохновенья…
В своей знаменитейшей книге «Человек в поисках смысла» В.Франкл пишет о просьбах читателей изложить основы Логотерапии в его книге, на что он отвечает – « Задача была непростой. Изложить читателю в кратком виде весь материал,
который занимает двадцать томов в немецком оригинале - почти безнадежное
предприятие» («Человек в поисках смысла», часть 2, Логотерапия)…
Хочется добавить – так может потому и 20 с чем то там томом, что всё ходы вокруг, да около, без обращенья к Библии и Торе, где прямо указан смысл жизни – особо в Торе – исполнение духовных законов и преображение своим существованьем (и исполнением законов этих) и мира материального вокруг…
Не надо каждому придумывать его отдельную задачу… - не надо каждому Вселенную отдельно создавать..., - но Франкл столько пережил в концлагерях немецких (что тоже с воли Бога), что после этого рот не открывается сим Миром восхищаться и только верой упиваться… И этим Франк понятен нам…
Меня лично напрягает то, что начинаеися со лжи… «Умрете!, раз отведаете яблок» - с таких вот лживых слов начинается общенье Господа с Адамом - ну ложь конечно – люди возможно умерли духовно, но не умерли вобще. Конечно людей это не оправдывает сильно – ослушались они Творца, Создателя и из тщеславья – «как Боги будите» - сказал им Дьявол и Ева тщеславием прельстилась… (понятно, что не в яблоках дело – это образное понятье, а был закон, который не надо было нарушать). Но началось всё с лжи – общенье Бога с людьми началось со лжи – а это о многом говорит… - о том, что Мир далек от совершенства…
Возможно Мир стремится к совершенству – и Завет Новый просит уже не лгать, других не очень то сжигать.., - «не делай другому, чего не хочешь и себе» - прекрасные слова, где Бытия закон вмещен… Много дельного отражено в Завете Новом (помимо упиванья мазохизмом), но наверно путь Мира от лжи с садизмом (которыми Завет Старый так полон) к Миру гармонии и правды не одномоментен и не прост…
Виктор Франкл тоже не за мазохизм (коим так упивается Новый Завет) – «Страдание без необходимости - это мазохизм, а не героизм.» -пишет он во 2-ой части книги – Логотерапии…
А на страданья Льва Толстого «Если бы пришла волшебница и предложила мне исполнить мои желания, я бы не знал, что сказать.» (Исповедь, Гл. 4, абзац …) – а я бы попросила Волшебницу нет, - не убрать одномоментно метания души, а именно мне объяснить что происходит и как по сути (как в Торе всё описано) убрать страданье духа, отсутствие желаний, оторванность от Бога, оторванность от мира и пр. – т.е не просто их убрать одномоментно ничего не объяснив, а именно всё объяснить на доступном мне языке и объяснить как их убрать по сути, проделав определенную работу, так как «бесплатный сыр лишь в мышеловке».
«Давно уже рассказана восточная басня про путника» - пищет далее Лев Толстой в Главе 4-ой – и дальше в краткой форме пересказывает нам положенье человека между молотом и наковальней – когда жизнь загоняет в угол – и вперед нельзя – там своя опасность.., - и назад нельзя – там другая опасность… - «и мы висим на кустике между небом и землей, пытаясь не замечать тленность нашего существованья…» - да, это правильно, да только Лев Толстой не уточнил, что кустик – это наше реальное существованье без духовного начала… - не имея духовного начала, мы имеем только кустик физического бытия, который без духовных правил очень шаток… - ведь корни кустика – духовное начало… Когда корни кустика довольно слабы, то и кустик неустойчив… Начни с корней – и кустик укрепится… - а вместе с ним и укрепится жизнь твоя… Не так уж мудрено…
В Писаньи от Луки описано как укрепится духом – как Иисус уеденился в пустыне – не ел (а может и не пил), молился – и дух его безмерно укрепился…
Прямая инструкция к применению – уединенье – это отход от мирских проблем и пустословия людей (возможно даже реальное уединенье на несколько хоть дней), пост строгий – а возможнл голоданье – ну и молитва, как мост общенья с Высшим существом… Кто делал это? – ну схимники не раз такое делав, прекрасно знают результат – а кто из социума делал? – ответ – практически никто… Но все при этом, игнорируя главнейшие законы, что описаны открыто в мудрейших книгах, все хотят, обходя законы, результат…
И наверно не надо каждому отдельно придумывать какой то смысл жизни – он в исполнении духовных нравственных законов – и исполняя их, человек подключится к всемирному пространству – и тоже станет маленьким творцом – уйдут духовный вакуум, скука – вот ответы на вопросы, так мучающие праведных людей…
А как уж нам всё преподносили (в Пятикнижье) или как Бог мечется в разбирании своих страстей – не наше дело… – наше дело – исполнение высших нравственных законов – тогда и происходит подключенье к пространству мировому и творчество становится естественным таким, как и преобразованье мира вокруг нас…
И хочется еще раз повторить слова Бориса Пастернака из «Доктора Живаго», где он пишет о своем герое :
«В такие минуты Юрий Андреевич (гл. герой романа - поэт и врач) чувствовал, что ГЛАВНУЮ РАБОТУ (и стихи в т.ч) СОВЕРШАЕТ НЕ ОН САМ, НО ТО, ЧТО ВЫШЕ ЕГО, ЧТО НАХОДИТСЯ НАД НИМ И УПРАВЛЯЕТ ИМ, А ИМЕННО: СОСТОЯНИЕ МИРОВОЙ МЫСЛИ И ПОЭЗИИ» (А.Пастернак «Доктор Живаго», часть 14, гл. 8)
Многие люди (и люди искусства в т.ч) об этом говорят, что вроде не они, а НЕКТО или НЕЧТО ими движет – а именно – Пространство мировой мысли и поэзии… (как и Пастернак писал). А для того, чтоб не скучать и быть творцом и подключиться к Пространству мировой и мысли и искусства – нужно законы нравственные соблюдать – тогда откроется и сердцу благодать…
Еще раз хочется отнюдь и не для смеха вспомнить метания Толстого ;
«Если бы пришла волшебница и предложила мне исполнить мои желания, я бы не знал, что сказать. Если есть у меня не желания, но привычки желаний прежних, в пьяные минуты, то я в трезвые минуты знаю, что это – обман, что нечего желать. Даже узнать истину я не мог желать, потому что я догадывался, в чем она состояла. Истина была то, что жизнь есть бессмыслица.»
(Исповедь Толстого, Гл IV, самое начало)
И дополнить их словами Виктора Франкла из «Человека в поисках смысла»:
«Несколько лет назад во Франции был проведен опрос общественного мнения. По его результатам, 89% опрошен ных признали, что ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО "НЕЧТО", РАДИ ЧЕГО СТОИТ ЖИТЬ.»
(Франкл «Человек в поисках смысла», часть II, Логотерапия)
и дальше Виктор Франкл (2-ды профессор) пишет ;
«Озабоченность человека, даже его отчаяние и сомнения
в ценности жизни - это экзистенциальное страдание,
но ни в коем случае не душевная болезнь».
Я думаю, что Виктор Франкл и написал 20 томов по Логотерапии (терапия разума), потому что сам всю жизнь искал свой смысл жизни… Вдохновиться Библией и Торой после пережитых ужасов концлагеря он видимо не мог – у него произошел шок… Разумный добрый и гуманный человек не мог понять любовь Всевышнего через концлагерь – не мог умиляться смертям детей еврейских, не мог и упиваться смертию родных (родители и первая жена погибли там). Как мудрый человек он не может отрицать Всевышнее Начало, но как человек гуманный не может восхищаться пытками и смертью… И это нам понятно…
Но как бы то ни было, духовные законы (даже если не будем рассматривать сейчас Творца) работают. Их исполняя (хотя бы, что описано в Евангиле Луки) человек внутренне прозревает и получает возможность не только преобразовывать себя, но даже окружающее его пространство –
«Согласно учению хасидизма, лишь исполнением полученных
на Синае заповедей человек способен преобразить и
физический мир. и собственную натуру, ибо во время
Синайского Откровения произошло слияние материального
с духовным»
(Трактат Авот (свод нравственных законов Торы (Откровенья на горе Синай)).
Смею заверить, что исполнение Евангиле Луки (хотя бы пост с уединеньем и молитвами – а лучше и поголодать как Иисус, когда хотел окрепнуть духом) дает такие ж результаты… Но кто бы делал? – what is the question… - это видите ли не модно!, - ну хозяин – барин – каждый может распоряжаться своей судьбой…
И хочется закончить рассужденья о главе IV (Исповеди Льва Толстого) словами Франкла, что поиск смысла жизни никак не глуп – и это не болезнь…
И так же вспомноить опросы граждан разных стран, где подавляющее большинство говорят о необходимости им осмысленности их жизни…
Так же вспомнить слова из Торы, где прямо формултруется смысл жизни человека на земле :
«Согласно учению хасидизма, лишь исполнением полученных
на Синае заповедей человек способен преобразить и
физический мир. и собственную натуру, ибо во время
Синайского Откровения произошло слияние материального
с духовным»
(Трактат Авот (свод нравственных законов Торы (Откровенья на горе Синай)).
И призываю так же и понять и Франкла (что тихо опускает главный смысл существованья человека, описанный в Талмуде), и Фрейда (что прямо раскритиковал Всевышнего в «Моисее и монотеизме» - даже осмеял его, предав Психоанализу Пятикнижье Моисеево) – я призываю понять тех, кто пережив ужасы фашизма (особо где евреи пострадали), не может столь открыто умиляться на «доброту» Всевышнего… - эти люди пережили столько, что не нам их судить…
Ну и законы духовные работают (хотя бы взять Евангиле Луки), вне зависимости от нашего отношения к «доброте» и «справедливости» Творца.
Рассужденья о Творце вне нашей компетенции, хотя свои суждения возможно нам иметь. (как и дети о родителях порою судят).
И как при ссоре родителей с детьми (в семье обычной) закон Ньютона не перестает работать (от ссоры сыновей с отцом), так и духовные и Высшие законы не перестают работать от недо-пониманья людей и их Всевышнего Отца…
Мне тоже неприятна сплошная ложь в начале Библии – Адаму Бог соврал, Авраама на вранье всё время подбивал и на интриги, людей сжигал, потом себя распял – мне многое здесь странно – смесь садо-мазохизма с неистовым враньем.
Но даже, если я не могу что-то в священном Откровении принять (как верующий Франкл не мог после концлагеря христианством упиваться, но не мог и отрицать), то Высшие духовные законы от этого не перестают работать…
И я безмерно благодарна Евангиле и Откровению Луки, где хотя бы часть этих законов описаны открыто… Да кто бы исполнял?...
Свидетельство о публикации №218041001054