Струны понимания. Глава 63

1. Для нашего дальнейшего изложения нам очень важно выяснить смысл понятий Логос и логосы. Наиболее известное употребление этого понятия в прологе Евангелия от Иоанна было далеко не первым. Ему предшествовали идеи о Логосе у Филона Александрийского и за 500 лет до этого у одного из первых крупных греческих мыслителей Гераклита Эфесского. Понятие вселенского Разума играло большую роль в учении Платона. Идея так называемых семенных логосов занимала видное место в учении ранних стоиков. В еврейской традиции интерпретации Книги Бытия Бог создал мир 10 божественными речениями. Идея божественной речи, как творческого начала прослеживается и в Псалмах и в книге Исайи.

2. Классическим трудом по истории учения о Логосе является работа известного русского философа князя С. Н. Трубецкого (1905). Создание квантовой физики в первой половине 20 века, а в конце 20/начале 21 века разработка теории струн позволили по новому подойти к этой проблеме. На место жесткой детерминированности природных явлений макромира в Ньютоновской механике пришло понятие квантового выбора и принципиальной недетерминированности микромира. С этим связаны такие поразительные феномены, как явление квантовой сцепленности, при котором частицы, разделенные десятками, а в последних экспериментах сотнями и тысячами километров, сохраняют взаимосвязь друг с другом.

3. На данный момент квантовая механика имеет огромное количество экспериментальных подтверждений и ее принципы лежат в основе многочисленных современных технологий. Ряд современных космологов считает, что исходной основой физической Вселенной является не материя, а мысль и информационная энергия.

4. Иными словами единство мира находит свое основное выражение не только и не столько в безличных универсальных закономерностях, сколько в постоянном “разговоре”, т.е. обмене информацией и идеями между разными сущностями от элементарных частиц до гигантских звезд и планет. Таким образом Логос это универсальная динамика смысловой энергии, а специфические структурные логосы вещей, процессов и сущностей являются моментами этой динамики, отдельными энергетическими импульсами. В этом ключе очевидно следует понимать и взаимодействие между отдельными сущностями и всеобьемлющей Реальностью/Богом.

5. Внутри самых разных как древних, так и современных философских и религиозных традиций можно выделить две основных тенденции: субьективизм и сюнетивизм. Если субьективистская философия рассматривает мир, как арену хаотических столкновений враждующих сил и частных интересов, то сюнетивистский подход (сюнесис по гречески значит понимание, а буквально соединение) сосредотачивает свое внимание на общих смыслах и значениях, как основе устойчивых структур и взаимосвязей, соединяющих разные сущности и планы существования в единое целое.

6. Контекстограмма/матрица идентичности, использование которой для анализа смысловой динамики идентичности лежит в основе разрабатываемого мною варианта философского сюнетивизма, позволяет нам выяснить различные аспекты смыслового взаимодействия внутри культурной действительности и использовать исторический опыт такого взаимодействия для создания целостного и конкретного подхода к проблеме осмысленной жизни, как развития личностей и общества от самости к самосознанию. Решение этой проблемы и представляет собой основную задачу этой книги.


Рецензии