Струны понимания. Глава 64

1. В этой главе мы обсудим общую стуктуру информационного и энергетического взаимодействия между экзистенциальным планом идентичности и более глубокими уровнями мирового целого: такими, как месономный (атрибутивный) уровень и субстанциальный (онтономный) уровень. Любой подход к созданию системы внутренней работы, нацеленной на развитие самосознания должен в полной мере учитывать эту структуру, которая в контекстограмме отображается тремя квадратами, меньшие из которых вписаны в большие таким образом, что углы меньшего квадрата совпадают с серединами сторон большего.

2. В первой части этой книги мы обнаружили, что принципы динамики смысловой реальности тесно связаны с взаимодействием месономного цикла JАLDKCM развития интуиций/логосов с экзистенциальным планом идентичности. Этот цикл включает четыре этапа или фазы, соответствующие движению от верхнего центрального месономного контекстного поля смысловых соответствий/Блага J к левому среднему (а от наблюдателя правому среднему) контекстному полю смысловых полярностей/анализа L через верхнее левое экзистенциальное контекстное поле А общих принципов истины и справедливости, движению от L к нижнему центральному месономному контекстному полю умаления/смысловых ориентаций/выборов К через нижнее левое экзистенциальное контекстное поле рекомбинаций/сочетаний/мира/рынка D,  восходящему движению от К к правому среднему месономному контекстному полю синтеза/новых смысловых сущностей М через нижнее правое экзистенциальное контекстное поле самостоятельной (до известной степени) личности С и наконец завершению этого восходящего движения от М в верхнем центральном контекстном поле смысловых соответствий J, путь к которому лежит через верхнее правое экзистенциальное контекстное поле В конкретных жизненных форм и традиций.

3. В книге Свиток и сапог, посвященной динамике идентичости в римском стоицизме, раннем раввинистическом иудизме, в библейской пророческой традиции и в проповеди Иисуса и особенно в последней книге Паруса Ойкумены, посвященной динамике идентичности в первоначальном христианстве, я на многих конкретных примерах выяснил, что это взаимодействие экзистенциальности с месономными смысловыми энергетическими потоками лежало в основе становления христианства, как новой универсальной религии.

4. Разумеется эта ситуация является лишь наиболее ярким примером общего правила: энергетическая и смысловая подпитка экзистенциальной идентичности с более глубоких уровней реальности определяет, насколько экзистенциальная идентичность оказывается способной справиться с стоящими перед ней задачами и прежде всего с развитием самосознания. Режим новоевропейской субьективистской автономии индивидуальной личности, провозглашающий ее самодостаточность (истоки этого режима, кульминацией которого была провозглашенная Кантом идея трансцендентальной субьективности, уходят в римский стоицизм) неизбежно приводит к подрыву энергетических корней личности, а следовательно к все более острым нехваткам энергии в системе экзистенциальной идентичности и к тому, что разные контекстные поля переходят к соперничеству между собой за исчезающие энергетические ресурсы.

5. В политическом, культурном, социальном и экономическом плане это соперничество означает угасание самосознания и утверждение агрессивной самости (например в виде социал дарвинизма) несмотря на то, что такой путь заводит человечество в энергетический тупик с неизбежной перспективой самоуничтожения. Отчаявшееся в существовании смысла и подавленное контрастом между собственными технологическими успехами и полной неспособностью использовать их для решения экзистенциальных задач, уставшее от иллюзорной автономии и вполне реальной междоусобной грызни человечество в лице своей властной верхушки приходит к выводу, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Быстрое сползание  к ядерной войне, которое мы сейчас наблюдаем, отражает это полуосознанное внутреннее решение.

6. Подлинной альтернативой этой саморазрушительной перспективе может быть только радикальное переосмысление исторического опыта развития культурных традиций и возвращение от субьективизма к сюнетивизму (разумеется на современном философском и научном уровне), от самости к самосознанию. Контекстный анализ и связанный с ним вариант сюнетивистской философии, который я разрабатываю является одним из опытов реализации такой альтернативы, хотя бы на уровне личного существования.


Рецензии