Анализ стихотворения Говно. Бутылка. Тает снег...
Говно. Бутылка. Тает снег…
Я решила написать комплексный анализ данного произведения, что, возможно, повысит его шансы быть понятым более правильно и принятым не так близко к сердцу ценителями классической литературы. Начнем с предыстории.
Слово «написала» — не совсем верное описание рождения его на свет. Как Зевс исторг Афину из головы, так мой ум при виде собачьих экскрементов рядом с торчащим из сугроба горлОм породил это произведение. Эта картина предстала пред моим взором на пути от автобусной остановки до дома, а облечена в слова была в лифте, с телефона. Я шла, не предаваясь никаким особенно глубоким мыслям — просто радовалась потеплению. До какого-то момента. Стихотворение вышло моментально.
Сейчас, спустя полторы недели после публикации, один саркастичный критик заставил меня задуматься: что в этих строчках такого, чем я действительно могу гордиться? Ведь я и правда считаю это стихотворение одним из лучших (своих и не только).
Почему?
1. Объем
Несомненным плюсом в любом литературном произведении, на мой взгляд, является краткость, читаемость и простота. Не люблю распинаться как автор — и поглощать тонны лишних букв как потребитель читатель.
«Краткость — сестра таланта».
2. Обстоятельства написания
То, что на сотворение Настоящего Искусства автор должен тратить громадное количество времени и напряженных раздумий — жалкий стереотип. Произведение искусства зачастую является как реакцией на обстоятельства внешнего и/или внутреннего мира, так и их отражением. Таким образом, если живому сознанию, подготовленному в художественном плане к ударам судьбы, удается ловко записать импульс этого удара на матрицу своего восприятия и конвертировать в понятную для человека форму, я это очень одобряю и восхищаюсь этим. Насколько быстро ум-матрица поймал этот импульс или насколько долго творец корпел над детищем — вовсе не показатель ни самого ума, ни его плодов.
При написании этого стихотворения сыграло несколько простых и потому очень приятных мне факторов: низкая энергоемкость и отсутствие серьезных временных затрат, моментальный результат, практичность в соотнесении с реальным миром (реалистичность), смысловая ёмкость.
3. Лексика, пунктуация и синтаксис
Золотой век и высокие штили остались в прошлом. Современные тенденции — это зачастую вульгарность, резкость, сарказм, грязь и подражание художественности, высмеивающее искусственность классической поэзии. Впрочем, это сугубо личное наблюдение. И не то чтобы я намеренно следую этим веяниям, но игнорировать их — также не в моем стиле. И я уверенно утверждаю, что лексика уровня «говно» здесь абсолютно уместна — это возвращаясь обратно к смысловой ёмкости.
В строке заметен переход от низкой лексики к нейтральной и даже более-менее художественной («тает снег…»). При этом третье предложение «осложняется» наличием сказуемого, становится двусоставным, тогда как первые два — назывные односоставные (то есть состоящие из одного подлежащего). В поэзии подобный прием встречается очень часто:
«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»…
Односоставность. Точки. Краткость. Емкость.
И многозначительное троеточие после снега… С одной стороны — это некое обоснование первых слов, своеобразный ответ на вопросы: «Говно? Бутылка? Почему они рядом? Что происходит?», но ответ не завершенный, призывающий к дальнейшим умозаключениям: «Снег тает, чего еще тут скажешь… Русская весна, она такая».
С другой стороны, это многоточие — и есть то «подражание художественности, высмеивающее искусственность классической поэзии». Я не намеренно вкладывала в эти точки данный смысл, однако получилось и уместно, и немного иронично сразу.
Мой ближайший читатель и ценитель моего творчества, кстати, предлагал изменить стихотворение подобным образом:
Говно… Бутылка… Тает снег…
Или:
Говно…
Бутылка…
Тает снег…
Но это я уже посчитала чересчур кощунственным контрастом низкой лексики с гипертрофированной поэтичностью многоточий. #ятакчувствую
4. Художественность и смысловая емкость.
В стихотворении действительно присутствуют средства выразительности, а именно аллегории, параллелизм, метонимия и иже с ними, что стало для меня настоящим открытием. Если задаться целью, то смысл можно найти где угодно, и даже не один.
Смысл 1. Описательно-повествовательный. Ничего лишнего, банально картина маслом — просто охарактеризовала то, что увидела. Впрочем, без прикрас в стиле «грязный реализм». Грубо переформулировать можно так:
«Экскремент. Изделие из стекла, предназначенное для хранения алкогольной продукции. Смена агрегатного состояния вещества с твердого на жидкое (сезонное явление)…»
Но это звучит как-то негуманитарно, притянуто заумно, тускло, плоско и нескладно и исключает следующие уровни понимания.
Смысл 2. Переносный. Как мы все прекрасно понимаем, «говно» — понятие неоднозначное. Это не только продукт жизнедеятельности, но и, к примеру, абстрактное (и притом меткое) описание возможного душевного состояния. Типа того:
«Плохое настроение. Пора в весенний запой.»
Здесь «Бутылка» и «Тает снег» уже сливаются в некий целостный осознанный вывод, даже мотив.
Смысл 3. Аллегорический. Как белый голубь является условно символом мира, так говно может являться аллегорией экономической, политической и иной ситуации в стране, что непосредственно сказывается на ментальности, которая предпочитает решать проблемы посредством еще одной аллегории, спрятанной в бутылку. Фатальное «Тает снег…» здесь можно расценивать уже как безысходную констатацию того, что 18 марта ничего не изменило, хоть мы и увидели на какое-то время солнце на бескрайних просторах неба.
«Состояние рубля. Цены на водку — п*здец. Еще как минимум 6 лет прежнее солнце будет плавить все тот же снег…»
Но дальше высказываться на этот счет я не берусь — не совсем мой профиль.
Смысл 4. Метонимический. Если предположить, что вместе со снегом тает нечто такое же холодное и грязное, как, допустим, цинизм человека, надеющегося с приходом весны влюбиться и начать новую жизнь…
«Говно? Бутылка? Я бы поразмышлял над этим, но какая, в сущности, разница, если светит солнце и на душе так по-весеннему легко!..»
то, пожалуй, стихотворение можно будет прочесть сразу задом наперед и узнать, что случится с этим человеком дальше:
«Снова обжегся… Запой. Отравление алкоголем.»
Смысл 5. Метафизический.
«Все мы занимаемся тем, что потребляем и опорожняемся, и раз за разом смена времен года напоминает о том, что жизнь зацикленна. К чему вот это все?..»
Правда, это не объясняет, почему в таком случае в оригинале «говно» стоит раньше «бутылки» — ведь чтобы опорожниться, сначала нужно потребить. Но это только на первый взгляд! Ведь доподлинно так и не известно, что было раньше: курица или яйцо.
Вывод
Искать новые смыслы четырех стоящих в ряд слов и подгонять под это известные мне термины я могу бесконечно долго, самозабвенно и крайне убедительно, от чего я же и получаю настоящий кайф дилетанта, могущего блеснуть знаниями в неожиданной области. Но все-таки эта работа кое-что да доказывает. Во-первых, то, что даже такое произведеньице способно натолкнуть на размышления как минимум его же автора. Во-вторых, то, что этот автор знает, что он делает, так как владеет не только понятийным аппаратом (базового) литературоведения, но и правом самовыражаться любой лексикой. В-третьих, что автор, все-таки, хоть и стебется, но не желает терять слабую надежду быть понятым и восхваленным в массах…
На самом деле, я удивлена, что Вы дочитали это до конца. По-хорошему, если Вам не было смешно, то мне следовало бы написать анализ этого анализа и уйти глубже в гуманитарную математику — ведь анализ анализа уже чем-то смахивает на производную n-ного порядка, назначение и практическую значимость которой мне так и не объяснили. Но все, что ни делается, зачем-то все равно делается.
«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?»
<…>
Свидетельство о публикации №218041000161