Мандарины это запах детства и счастья..

 Мандарины –это запах детства и счастья..

Предновогодние хлопоты все куда –то спешат по делам ,ведь как встретишь Новый год, так его и проведёшь .До Нового года оставалась неделя ,утром я стою на остановке жду свой автобус его долго не было и мы все уже замёрзли ,до работы мне ещё надо добраться и не опоздать  ,а я работаю библиотекарем вот уже как 35 лет ,работа мне очень нравиться я хоть и на пенсии ,но бросать не собираюсь ,здоровье позволяет ,а уж на сколько позволит одному Богу известно .

Автобус подъехал мы пассажиры уселись по своим местам и поехали .Напротив меня сидела женщина с ребёнком лет 6 ,мальчик не сидел на месте ,а мама его успокаивала –Яша ,Яшенька ,угомонись ,я прошу тебя !И тут она достала из сумки мандарины ,дала несколько штук Яше и протянула  2 мандариночки мне ,я сказала –Спасибо не надо !Но она настояла . Аромат быстро распространился по салону его тонкий запах дошёл до каждого ,так как Яша одну за одной уплетал их за обе щёки..

 И я сразу вспомнила детский дом и как я туда попала ,слёзы покатились у меня по щекам .Женщина ничего не понимала ,может ,мало дала мандаринов ,она полезла в сумку и предложила мне для разнообразия апельсин .
Я отказалась ,поблагодарив её за столь щедрый подарок .
Поднесла к носу мандаринку ,немного нажав на неё ,брызнул сок и божественный аромат вскружил мне голову, ах какой запах ,понюхав его сказала : - «В детстве я когда –то считала ,что съесть мандарин ,это счастье  !

Я стала рассказывать свою историю о моей жизни ,почему –то в этот момент мне хотелось с кем –то поделиться .Автобус ехал и ехал ,а мы сидели в тёплом салоне и я начала свой рассказ .
Моя мама Руфина была молодой да ещё и красивой и как все  девушки знали себе цену .Молодые парни так и вились возле неё ,а один так не давал проходу ,всё звал в жёны ,а маме было 17 лет ,а жениху было 18 .Хихоньки да хаханьки и любовь у них зашла слишком далеко .Прошёл месяц и мама поняла ,что беременна  и молчала ,всё боялась об этом говорить ,стыдно было ,ведь в те годы считалось ,что только гулящие были способны на это .Молчала и молчала и вот в один из дней когда Глеб пришёл на свидание ,он  с радостью сообщил ,что ему прислали повестку из военкомата и что он скоро уйдёт в Армию .
Мама заплакала ,она поняла ,что расхлёбывать  эту кашу придётся одной и ой ,как она обожжёт свои губы ,хоть и будет дуть ..
Так и случилось ,через месяц Глеба проводили в Армию он постоянно  писал письма  Руфине ,писал стихи и писал ,что сильно любит .
В доме ничего не замечали ,так как мама с папой работали ,а вечером выпивали с устатку и на Руфину внимания не обращали .

Однажды мама рассказала своей подруге о случившемся и та сказала –Надо показаться врачу ,там тебе помогут !
Но ,к врачу мама не пошла ,а вечером решилась рассказать всё таки матери о беременности .Рассказывать не буду ,но что там было ,можно представить …Через две недели мама по путёвке ехала в поезде на целину к дяде Фёдору ,чтоб люди меньше говорили о их дочери потаскухе .Там пусть за ум берется и сама воспитывает ребёнка .

А на целине во всю кипели работы ,ведь пленум ЦК КПСС принял постановление об увеличении производства зерна в стране и о освоении целинных и залежных земель в 1955 году вся молодёжь ринулась осваивать земли и дядя Фёдор с семьёй тоже не исключение .
И теперь моя мама ,молоденькая девушка ехала в Казахстан ,встретили её с распростёртыми объятиями ,дали комнату и мама ходила на курсы трактористов .Успешно сдала экзамены и вперёд и песней на поля .
Каторга , самая настоящая каторга началась для мамы ,но это было до поры до времени ,когда живот уже был большой ,маму перевели учётчицей , она на подводе управляла  конями и  разъезжала по полям и вела учёт по вспаханным работам и уже в поле начались схватки и маму увезли в больницу ,там я и родилась ,декрет не давали и через 2 месяца я с мамой уже колесила по просторам целинных полей .
Там она познакомилась с одним мужчиной и они стали вместе жить , они с мамой расписались он меня удочерил и дали мне фамилию и имя Фролова Рая .

Долго они там не продержались и решили уехать в деревню к матери в Сибирь и опять переезд и опять скитания, работы не было в деревне ,жили в доме со свекровью ,она её  сразу не возлюбила и дочку (то есть меня ),говорит что она не нашей породы .Муж Николай стал выпивать ,начались скандалы и ругань. Надо было работу искать ,не всё же время сидеть на шее у свекрови  .
Недалеко от деревни ,где они жили ,стали строить ферму образовывался совхоз и мама с Николаем стали ходить на работу 7 км туда и 7 км назад .Уставали очень ,но деньжата у них появились и мама стала к рюмочке прикладываться .
Свекровь не хотела со мной сидеть и я маленькая сидела на кровати и молчала ,принесёт бутылку даст в руки и уходить по своим делам ,а к вечеру мама всю меня грязную выкупает , опять посадит на кровать ,даст погремушек и ложки деревянные  и уходит по хозяйству управляться .
Года 4 прожили , свекровь умирает и ей  стало ещё тяжелее жить .Садиков не было ,сидела одна я дома .Мать стала злой и сердитой ,ругались опять с Николаем ,драки и разборки начались ,но мама не пила почему –то в этот момент ,пил только муж её .И через 9 месяцев мама родила девочку Майю .
Ад для меня настал ,когда мать опять запила ,да так стала пить и ещё гулять с мужиками .
Придёт Николай с работы уставший ,а тут компания и начинали пить вместе ,а вечером драки устраивал ,мать ещё красивей стала   ,располнела после родов ,была то она уж такой худенькой ,когда я смотрела фотографии мама весила где –то 50 кг ,а сейчас кровь с молоком ..Я присматривала за сестрой ,как могла .Летом то хорошо было ,а вот зимой мы иногда сидели в холодной хате ,дров не было  ,а принести родители забывали .Годы летели ,мы как –то росли с сестрой ,за нами никто и не присматривал и мать нас не жалела и не целовала ,мы были для неё обузой ,вроде ,как жизнь ей испортили  .Мама работала дояркой на ферме ,приносила молока ,а отец работал конюхом и с работы хоть приезжали ,а не шли пешком .
Автобус наш всё двигался вперёд ,Яша уснул ,а я стала вспоминать что же было дальше в моей не простой жизни .

Выпивать они стали каждый вечер ,без друзей и подруг ,иногда давали выпивать и маленькой Майе ,она выпьет вина глоток и спать ,я не пила ,сжимала зубы и плевалась ,они так хохотали ,я уходила в другую комнату и ждала когда же они уснут ,сначала ругались ,потом её муж бил ,мама плакала сильно, а потом они долго скрипели на кровати , вздыхали ,  и даже выли и скулили как волки .

Утром уходили на работу ,а вечером опять драки и скандалы ,я забирала Раю и мы прятались под кроватью ,нам было так страшно в тот момент ,о нас никто и не вспоминал будто нас и не было вовсе на этой земле  .И вот однажды момент наступил ,муж орал ,что она потаскуха ,кинулся меня бить ,мать заступалась за меня ,как могла ,озверевший Николай схватил топор ,который стоял возле печки и ударил маму по голове ,кровь так и брызнула по хате по всем углам ,мы кричали и от страха мы уписались ,потом я ничего не помню ,у меня случился нервный срыв ,я плакала и плакала .И вот меня уже везут в детский дом ,начинается новый этап в моей жизни .Что с моей сестрой было и куда она попала я не знаю .Со мной никто не церемонился ,отвели в ванную там на голо подстригли ,обмыли тёпленькой водой ,доктор осмотрела меня и одев на меня старое платье повела в комнату ,там было много девочек и старше  были меня и даже младше  .Показали мне ,где я буду спать –«Вот твоя кровать и тумбочка .»И ушла ,я осталась с ними ,ко мне подошли 6 девочек ,одна из них была высокой она сказала –Слушай сюда уродка ,я здесь старшая и ты будешь слушаться только меня и будешь выполнять всё что я тебе скажу ..-Поняла или не поняла ??Я сказала ;- «Поняла я же не дура» -все рассмеялись ..
Одна из шестёрок подошла и плюнула мне в лицо ,я молчу ,вторая подошла и так все девочки провели обряд вступления меня в детский дом или в детский (С)ад .Вечером когда все легли спать ,я тоже тихо чтобы не скрипнула кровать легла и не дышала ,дабы не обидеть главаря нашей банды .
Ночью я проснулась от того что мокрая простынь ,я просто плавала ,я ничего не понимая ,подумала ,что я уписалась ,но почему так много ,как будто ведро воды вылили на матрац ,я отодвинулась на край кровати и всю ночь просидела не шелохнувшись .А утром столько было смеху ,все тыкали в меня пальцем и говорили мне ,что я ссыкуха ..Хохот стоял такой ,что прибежали няни и стали стыдить меня .Унесли матрац сушить .У меня щёки горели от стыда ,я и плакать не стала держалась .

Утром когда в столовой завтракали ,мне насыпали в чай много соли ,но я выпила и даже не сморщилась я поняла и тут меня проверяют .Вот так надо мной издевались ,да не только надо мной , многих девочек  били  за просто так ,чтоб весело было и перец чёрный сыпали на волосы ,он попадал в глаза и они долго чихали и умывались .Так пролетело 3 месяца ,скоро праздник Новый год ,мы учили стихи и песни ,я если честно и не знала про этот праздник и мне девочки ,что помладше рассказали ,что придёт дед Мороз и подарки принесёт и все желания исполнит .Я так обрадовалась ,я так ждала и дождалась .
Елка идёт утренник ,мы все водили хоровод и громко пели песни ,вышел дед Мороз ,сказал приветствие и мы все долго ему читали стихи и исполняли хором песни .И вот наступил долгожданный момент ,нас выстроили в цепочку и стали раздавать кульки ,подошла и моя очередь я взяла кулёк и увидела там много конфет ,печенье и лежали 2 мандаринки и взяла одну , понюхала ,боже мой какой запах и какой цвет красивый и наверно очень вкусный  я прижала кулёк и мы все побежали по своим комнатам , я положила под подушку кулёк и села на кровать .В комнату влетела главарь наша Жучка так её все звали и потребовала ,чтоб ей отдали все кульки ,если кто –то будет противничать и не отдаст кулёк ,то получит порцию перца ..Одна девочка заплакала и сказала –«Это мне дедушка Мороз дал ,это моё ,ни кому не отдам «!.Озверевшая Жучка со своими шестёрками кинулись к ней сняли с неё трусы и насыпали перца в промежность ,она как заорёт : –Всё равно не отдам ,это моё ,но через 5 минут она орала как резаная ,всё щипало и она дрыгала ногами .Мы все испугались и одна за одной стали складывать на её постель все кульки .
Она высыпала всё на кровать и стала выбирать мандарины и шоколадные конфеты ,шестёрки забрали и поделили между собой остатки роскоши .Я не плакала ,я подошла к окну и молча смотрела на заснеженный двор ,жила без мандаринов и ещё проживу без них ,подумала я ,я даже конфет шоколадных не ела иногда мама приносила конфетки - подушечки и всё .А Жучка не унималась ей хотелось ещё, что то устроить ,ведь настроение у неё было хорошее и она жрала конфеты и заедала мандаринами они так пахли и швыряла на кровати фантики и шкурки от мандаринов

..Эй ,ты уродка ,а ты знаешь ,что маленьким сладкое есть рано ,а то зубы выпадут ,я же о вас беспокоюсь !Все засмеялись и я почему то засмеялась от шока или может от испуга ,мне стало страшно находиться возле неё ,и тут я вспомнила как маму зарубил топором Николай ,всё всплыло у меня в голове я выбежала из комнаты и забежала в ванную комнату ,там девочка купалась в холодной воде и плакала очень сильно.. ..
Куда я попала ?И почему я здесь ,?Где моя сестра Майя ? Настал вечер все успокоились и легли спать и я слышала ,как ночью  шелестели обёртками  под одеялами и чавкали .Уснула я быстро во сне я просила деда Мороза ,чтоб он меня забрал от сюда домой на своей тройке из этого грязного городка и мрачного детдома и от этой Жучки ,которая не давала покою всем детям .А утром мы узнали ,что Жучку увезли в больницу ей стало плохо ..Мы немного посмеялись ,а в душе были рады все и даже шестёрки, что её не стало и нет её  рядом с нами .Я открыла тумбочку и увидела 2 шоколадные конфетки и один мандарин ,кто –то положил мне и я сразу догадалась ,что принёс мне это дед Мороз !Я так поверила в сказку и мне в тот момент стало так легко .Дни пролетали и нас детвору на лето увозили в пионерский лагерь там мы всё лето отдыхали .Осенью я пошла в школу в 1 класс ,училась я хорошо .Мне нравилось читать и писать со временем я стала ходить в библиотеку и там просиживать до вечера ,читая интересные книги .Там было как в храме ,тихо и спокойно и я мечтала ,когда вырасту стану библиотекарем .

Я окончила школу ,поступила в техникум и после окончания меня приняли на работу и я стала работать библиотекарем ,мечта моя сбылась .Потом я вышла замуж за Валеру и стали мы жить с нами жила и его мама Зоя Фёдоровна ,прекрасная женщина ,образованная .Мой муж преподавал в школе физику .Жили мы все вместе и жили дружно .Всегда на Новый год у нас на столе лежали мандарины .Прожили мы с мужем 15 лет ,а детей у нас не было ,хотели взять с детского дома ребёночка ,но не успели .Валера поехал на рыбалку и утонул .Горе, какое горе у нас это не передать словами .Но мы с мамой Зоей пережили ,хоть и тяжело нам было .Я до самой смерти ухаживала за Зоей Фёдоровной ,она для меня была мамой .Я её очень любила и она меня .Её не стало и я осталась совсем одна .Холодными зимними вечерами я коротала время с книгой ,это моё спасение .О своей сестре я так ничего и не узнала .Сколько я запросов подавала и всё безрезультатно .Всегда прошу Бога ,пошли ей счастья и здоровья .

Вот мы и приехали ,я попрощалась с попутчицей и пошла по дорожке .Пол часа и моя жизнь промелькнула как один миг .


Рецензии