Старый дорожный столб

    На краю оживлённой трассы расположился магазин «Всё для дачи». Там, прямо под открытым небом были выставлены на продажу всевозможные садовые принадлежности: инвентарь, семена, саженцы, садовая мебель и прочее, прочее, прочее. А каких только светильников тут не было: маленькие и большие, изогнутые и прямые, с одним, двумя, тремя и даже пятью плафонами! Они смотрели, кто вверх, кто в бок, а кто и во все стороны. А недавно в магазин привезли садовый светильник, который смотрел только вниз. Его поставили совсем близко к дороге.
    Фонарик (так назовём его), стал с любопытством изучать новое место. Под собой он увидел ровную площадку, вымощенную разноцветной плиткой. За ней зелёный газон, который сразу переходил в кювет-яму. А за кюветом начиналось самое интересное. Там, по широкой трассе, границы которой он даже не мог разглядеть, мчались туда-сюда машины. У машин были фары, которыми они освещали дорогу. Фонарик тоже умел светить, но только вниз. По вечерам он хорошо видел под собой этот ярко-освещённый круг. Но смотреть вниз ему было не интересно. Он снова и снова, как заворожённый смотрел на дорогу и на бегущие неизвестно куда машины.
    Но однажды он увидел под собой то, что заставило его отвлечься от машин. В луже, которая образовалась после дождя, он увидел своё отражение. С удивлением он заметил, что очень похож на фары.
    - Я почти такой же, только на ножке! Как жаль, что я не могу также умчаться куда-нибудь в даль! 
    А ещё он увидел в отражении дорожный столб, который был точь-в-точь как он, но только о-очень большой. Столб стоял так близко, что фонарик, оказывается, всегда видел его ножку, только не обращал на неё внимание. Ещё он увидел небо, облака, птиц и даже самолёт. Фонарик так увлёкся новым видом, что не заметил, как лужа стала уменьшаться,.. уменьшаться,.. и, наконец, совсем исчезла.
    И тут фонарик вспомнил о своём двойнике:
    -Что я наделал!? Я же не успел с ним познакомиться!
Фонарик стал звать его:
    - Эй, Вы там, слышите меня? Я бы хотел подружиться с Вами.
    - Слышим, слышим, - ответили ему со всех сторон садовые светильники.
    - И даже видим, - сострил светильник с пятью плафонами, который любил при каждом случае подчеркнуть, что видит всё.
    Фонарик увидел чуть поодаль толпу светильников. Он не стал признаваться, что звал совсем не их. Светильники оживлённо разговаривали между собой о чём-то, и он понял, что давно слышал эти разговоры, но не придавал им особого значения.
    - Наконец-то он обратил на нас внимание! – сказал один из них.
    - Ты что, очень гордый, не хочешь с нами знаться? – подхватил другой.
    - Да он просто плохо видит. Он только сейчас нас разглядел в луже! – опять съязвил пятирожковый светильник.
    - Извините меня, я просто увлёкся машинами на дороге. Не правда ли, здорово путешествовать, как они?
    - Мы не знаем, куда они едут. Как можно желать неизвестно чего?
    - Мы живём в хорошем месте, нас моют, меняют лампочки в плафонах, включают вечером и отключают днём.
    - За нами тут хорошо ухаживают. Придёт время и нас купят, надеюсь, такие же заботливые люди.
    - Не было бы хуже. Посмотри на этот столб. Он стоит здесь уже столько времени. У него проржавел плафон, и перегорела лампочка, и никто не приходит его чинить.
    - Да, да, это так, - поспешил согласиться фонарик. Он очень боялся признаться всем, что плохо разглядел дорожный столб.
    Так фонарик подружился с остальными светильниками. Он участвовал в их разговорах и смотрах, когда приходили покупатели. Но в глубине души он продолжал мечтать о далёких путешествиях, и часто по вечерам украдкой поглядывал на пробегающие мимо огоньки.
    - Тебе хочется мчаться по дороге, как эти машины? – однажды услышал он тихий голос сверху.
    - Да! – не раздумывая, ответил фонарик и удивился. Это был незнакомый голос.
    – Кто спросил меня?
    - Это я – дорожный столб.
    - А как ты меня видишь? У тебя же нет лампочки.
    - Я научился видеть без лампочки.
    - Разве это возможно!? – удивился фонарик.
    - Всё возможно.
    - Почему же тебе не поставят новую лампочку?
    - Наверное, я отслужил своё. Да мне она уже не нужна.
    - У меня в плафоне есть отверстие, -продолжил он тихим загадочным голосом, - через которое по ночам я наблюдаю за звёздами, и это, поверь мне, гораздо интереснее машин.
    И столб стал рассказывать ему о звёздах. Убаюканный рассказом, фонарик заснул и ему снились звёзды, которые, то летали по ночному небу как птицы, то превращались в фары и тоже улетали куда-то в даль.
    Утром фонарик рассказал всем о звёздах. Но светильники только посмеялись над ним:
    - Как ты можешь верить этому старому, выжившему из ума столбу? Он вообще ничего не может видеть.
    - Никаких звёзд на небе нет, – компетентно заявил светильник-прожектор. - Я каждую ночь освещаю небо. Там пустота.
    Фонарик растерялся. Он хотел верить старому столбу, но мнение большинства для него тоже что-то значило.
    На следующую ночь, когда все заснули, фонарик стал ждать, когда старый столб заговорит с ним.
    - Ты не спишь? – спросил столб. – Что-то ты грустный сегодня?
    - Я рассказал всем про звёзды, но они не поверили мне.
    - ……А ты веришь? – грустно произнёс столб, помолчав.
    - Не знаю? Хочется верить!
    - Ты готов верить, потому что стремишься к большему.
    - Да, я хочу большего, я не хочу быть садовым светильником. Я бы хотел стать звездой или птицей.
    - Ты меня не понял, – разочарованно вздохнул столб.
    - Почему?
    - Желать большего и стремиться к большему - разные вещи. Ты светильник, и никогда не станешь ни звездой, ни птицей.
Фонарик расстроился. В глубине души он понимал это, но мечтать всё равно хотелось.
    Столб и фонарик сдружились. Каждую ночь, как только все засыпали, фонарик просил ещё и ещё рассказать ему о звёздах, планетах и космосе. И столб с удовольствием рассказывал фонарику о том, что знал.
    - Я тоже хочу научиться видеть звёзды, - сказал однажды фонарик.
    - Наверное для этого нужно иметь отверстие в плафоне...- пошутил столб. - А впрочем, может быть есть и другие способы.
    - Был ли ты счастлив? – спросил опять фонарик.
    - Конечно! – ответил столб, - Я и сейчас счастлив, потому что нашёл друга, то есть тебя. Совсем недавно мне было очень плохо. Обо мне все забыли, я был никому не нужен. Но я не стал унывать. Я решил, что должен быть полезен хотя бы себе. И я научился видеть такие вещи, которые не видел, даже имея лампочку. А теперь, когда у меня есть возможность рассказать об этом, я могу считать себя самым счастливым столбом на свете.
    - Не знаю, как можно быть нам счастливыми? У нас такая скучная жизнь. Всё время стоять на одном месте и смотреть, как все спешат куда-то, ездят, летают. Жизнь кипит вокруг нас.
    - Это наша судьба, надо смириться с этим. Служить людям - наш удел. Постарайся быть нужным на своём месте.
    Случайно их разговор услышал один из светильников.
    - Нет, вы только послушайте, что говорит этот старый столб! – разбудил он остальных. – Мы должны служить людям! Мы, светильники, должны служить этим человечкам!
    Что тут началось! Все наперебой стали доказывать, что это невозможно, что всегда люди служили, и будут служить им.
    - Конечно, бывает, люди служат вещам. Но чтоб светильникам? - попытался объяснить столб. – Если мы будем ненужными, нас просто выбросят.
    - Не слушай его, - сказали все фонарику. – Он тебя ничему путному не научит. У него же дырка в плафоне!
    Столб замолчал.
    Наступило утро. Люди стали готовить магазин к открытию. Они протирали светильники от пыли, меняли перегоревшие лампочки, мыли полы и развешивали ценники. Светильники сияли от гордости и уверенности в своей правоте и значимости.
    В этот же день приехали дорожные рабочие. Они выкопали столб, погрузили его на большой кран и увезли. И только фонарик грустно глядел ему в след.
    Провожая его взглядом, он увидел, как старый дорожный столб на прощание весело подмигнул ему дырочкой в плафоне.


Рецензии