Немного о военно-морском флоте России
Древнерусское государство уже в IX веке обладало подобием военного флота, что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 году. Однако флот был нерегулярным и строился, вероятно, лишь в целях набегов. Вследствие феодальной раздробленности, а затем монгольского нашествия, даже нерегулярные военно-морские силы у древнерусских княжеств отсутствовали. Единственным возможным исключением была Новгородская земля, имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов новгородцы строили корабли, участвовавшие в военных операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войсками крепости Орешек в 1349 году).
По мере укрепления новой, российской государственности на базе Великого княжества Московского и получения доступа к морям возникала необходимость и в военно-морских силах. Так, в 1570 году Иван Грозный для охраны русского судоходства на Балтийском море создал флотилию, просуществовавшую около года. В XVI веке казаки боролись за свободный выход в Чёрное море, используя флот для борьбы с турками (например, для взятия крепости Очаков в 1545 году).
В XVII веке русские мореходы активно изучали моря Северного Ледовитого океана, вышли к Тихому океану. В 1648 году казак Семён Дежнёв открыл Берингов пролив, отделяющий Азию от Америки. В середине XVII века на Белом море была создана лоцманская служба.
В 1636 году было построено первое трехмачтовое судно по западному образцу — Фредерик (ходил под флагом Гольштейна, затонул в том же году). Активно велись морские операции в ходе русско-шведской войны 1656—1658 годов. Так, в принадлежавшую Швеции Ижорскую землю был направлен отряд воеводы Петра Ивановича Потёмкина. Отряд действовал при поддержке флотилии гребных судов донских казаков, имевших опыт морских походов на Чёрном море. Всё войско Потёмкина состояло из 570 донских казаков и 430 новгородских и ладожских стрельцов и «охочих людей» (местных добровольцев). В июне 1656 года Потёмкин перешёл границу и 3 июня (13 июня по Новому стилю) осадил крепость Нотебург, но взять её не смог. Часть отряда Потёмкин направил к устью Невы, а 30 июня (10 июля по Новому стилю) 1656 года Потёмкин занял оставленную шведами крепость Ниеншанц (Канцы), расположенную в устье реки Охты, при впадении Охты в Неву. Затем Потёмкин с частью своих сил вышел в море и, используя флотилию гребных судов донских казаков, высадил десант на остров Котлин. 22 июля (1 августа по Новому стилю) 1656 года близ острова Котлина произошел морской бой между казацкой флотилией, предположительно, численностью в 15 стругов и шведским отрядом из 3 гребных кораблей, гораздо более крупных, предположительно — какого-то вида галер. Русские прорвались через орудийный огонь противника и взяли флагманский 6-пушечный корабль на абордаж. Остальные шведские корабли были вынуждены отступить. Казаки захватили 6-пушечный «полукорабль» (галеру), пленили капитана, солдат, захватили «наряд» (пушки, снаряжение) и знамёна. Бой у острова Котлина не оказал существенного влияния на ход русско-шведской войны 1656—1658 годов, по условиям мирного договора, заключённого в 1661 году, Россия уничтожила все свои корабли, построенные на Балтике. Однако сражение у Котлина рассматривается историками как первая документированная русская победа на море в новое время.
Первый русский корабль западноевропейского типа — фрегат Орёл — был построен в 1667 году (Фредерик был построен в России, но принадлежал Гольштейну). В 1669 году капитаном «Орла» был создан первый краткий военно-морской устав. Корабль был уничтожен, предположительно, восставшими казаками Степана Разина в 1670 году.
Создание регулярного российского флота было связано с именем Петра Великого. В мае 1688 года юный царь Петр Алексеевич, которому в то время едва исполнилось 16 лет, обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу. После ремонта и оснастки ботика Пётр испытал его сначала на Яузе и на Просяном пруде, а после в Переславле-Залесском, на Плещеевом озере, где заложил первую верфь для строительства судов. «Потешный» флот, созданный Петром в 1688—1693 годах, был предтечей Российского регулярного флота.
Дальнейшие события развивались на Белом море. Интерес Петра I к единственному в то время русскому морскому порту — Архангельску — возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Пётр I впервые прибыл в Архангельск летом 1693 года. В пятницу 28 июля (7 августа по Новому стилю) царь Пётр прибыл в Холмогоры, где его встретил воевода Андрей Артамонович Матвеев, а в воскресенье 30 июля (9 августа по Новому стилю) Пётр, наконец, достиг Архангельска. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине, ниже города, была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Кроме того, царю была преподнесена в дар 12-пушечная яхта, построенная специально к приезду царя Петра и названная «Святой Пётр». Построили яхту соединенными усилиями русских и иноземных мастеров здесь же, в Архангельске, на восточном берегу Мосеева острова, — первый русский военный морской корабль (если не считать построенного в 1667 году на реке Оке фрегата «Орёл», который так и не смог выйти в Каспийское море). Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины XVII века верфь, имевшая уже к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. 18 сентября (28 сентября по Новому стилю) 1693 года Пётр I собственноручно заложил здесь морской корабль — 24-пушечный фрегат «Святой Павел». Закончить строительство был должен новый воевода Федор Матвеевич Апраксин, вступивший в должность 30 августа (9 сентября по Новому стилю), а во вторник 19 сентября (29 сентября по Новому стилю) 1693 года царь Пётр отбыл из Архангельска в Москву. В свой следующий приезд в город Архангельск, 20 мая (30 мая по Новому стилю) 1694 года, Пётр I подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Накануне Петровых именин, 28 июня (8 июля по Новому стилю) 1694 года, построенный на Соломбальской верфи корабль «Святой Павел» окончательно был готов к выходу в плавание. Под управлением царя Петра корабль выходил в море. А через неделю в Архангельск прибыл из Голландии 40-пушечный фрегат «Святое пророчество», постройку которого заказали в Амстердаме, и с которым в Архангельск были доставлены планы постройки малых кораблей. Таким образом, у царя Петра в 1694 году образовалась своя флотилия на Белом море из трёх военных кораблей: «Святой Пётр», «Святой Павел» и «Святое пророчество». Тогда же Пётр I совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю.
Далее Пётр I обратил свой взор к Азовскому и Чёрному морям. В результате регулярный флот был заложен также на верфях Воронежского адмиралтейства. Поход русской армии к турецкой крепости Азов в 1695 году окончился провалом — осада крепости не имела успеха. Полная блокада Азова не удалась, потому что у русских не было флота. Крепость снабжалась бойцами, провиантом и боеприпасами с моря турецким флотом. Только зимой 1695—1696 годов были построены первые корабли и суда, и Второй Азовский поход оказался успешным. 27 мая (6 июня по Новому стилю) 1696 года построенный на верфях Воронежского адмиралтейства флот вышел в Азовское море и отрезал крепость Азов от источников снабжения по морю, а 19 июля (29 июля по Новому стилю) гарнизон Азова сдался. 20 июля (30 июля по Новому стилю) 1696 года сдалась также крепость Лютих, находившаяся при устье самого северного рукава Дона.
Наконец, после завоевания крепости Азов и удачного окончания Второго Азовского похода, 20 октября (30 октября по Новому стилю) 1696 года Боярская дума приняла постановление «Морским судам быть…», как бы одобрив замысел Петра Великого. Днём основания Российского Флота считается 30 октября. Отмечается ежегодно во всех частях ВМФ России.
Затем при Петре был построен настоящий флот, который внес свою лепту в победу России над Швецией, и наш флот появился в Балтийском море. Нужно сказать, справедливости ради, что основные победы принесли суда галерного флота. А вот для того, чтобы умело управлять парусными судами, требовалось время и подготовка экипажей судов. А также умелых флотоводцев, которые бы воевали не по тем правилам, что разрабатывались в Адмиралтействе «владычицы морей» Великобритания, а проявляли инициативу. И такие флотоводцы нашлись. И во время первого похода кораблей Балтийского флота вокруг всей Европы в Средиземное море, который возглавлял Алексей Орлов, брат фаворита Екатерины Великой, были одержаны первые победы над турецким флотом. А потом уже корабли созданного на Черном море флота под командованием Ушакова нанесли несколько тяжелых поражений турками и на Черном море, и на Средиземном. Выросла целая плеяда флотоводцев – адмиралы Нахимов, Корнилов, Синявин. Но эра парусного флота заканчивалась, и отставшая в перевооружении своего флота Россия проиграла Крымскую войну соединенным флотам и армиям Англии, Франции и Турции, несмотря на героическую оборону Севастополя. И во времена царской России наш флот никогда не претендовал на первенство ни на Черном море, ни на Балтике, а Северный и Тихоокеанский флоты только начинали организовываться.
Многие крупные корабли для России строились за границей, преимущественно в Англии и США. Служба на паровых броненосцах была очень трудной, требовались огромные усилия, чтобы поддерживать нужное давление в котлах, для чего использовался уголь. Для кочегаров на военных кораблях была самая тяжелая служба. Тем не менее, служба на флоте всегда была престижной в России. Но во время ни Русско-Японской войны 1905 года, ни во время Первой Мировой войны победами русские моряки не отметились. Разве что гибель крейсера «Варяг» была воспета в песне, но отнюдь не победной.
После революции Военно-морской флот стал возрождаться. Часть затопленных во время гражданской войны кораблей была поднята со дна морского, начали строить новые и модернизировать старые, в том числе линкоры «Марат», «Октябрьская революция». К началу Отечественной войны появились современные крейсера «Киров», «Максим Горький», лидер эсминцев «Ташкент». Стал создаваться Северный флот, чтобы прекратить разорение рыбных запас молодой республики норвежскими рыбаками в наших территориальных водах. Был создан и Тихоокеанский флот, но в этих молодых флотах основную силу представляли подводные лодки. Крупных надводных кораблей в них практически не было.
В годы Великой отечественной войны больших успехов за нашими флотами замечено не было. Балтийский флот почти всю войну был блокирован в Финском заливе, и лишь огнем своей корабельной артиллерии помогал сухопутным войскам. Черноморский флот не успевал отбиваться от атак вражеской авиации, базирующихся на непотопляемом авианосце – полуострове Крым. Флот прославился не во время морских сражений, а на суше, при обороне Одессы и Севастополя, а потом и при наступлении на свою основную базу – Севастополь. И также несколькими морскими десантами под Новороссийском и Керчью. На Северном флоте побед было больше, но и это был далеко не тот флот, где решалась судьба страны.
Недавно прочитал статью, где сравнивают эвакуацию сухопутных войск из осажденного Севастополя и Крыма немцами и нами. Увы, сравнение не в нашу пользу. Подавляющее число немцев было эвакуировано в Румынию, а наши моряки погибли в Севастополе. Но особенно позорный факт заключался в том, что все высшие командиры Черноморского флота во главе с адмиралом Октябрьским убежали на самолетах, бросив обороняющихся без командования, что и привело к огромному числу жертв. Но этот факт долгие годы замалчивался, а Хрущев даже сделал Октябрьского (в миру Иванова) Героем Советского Союза через десять лет после окончания войны. Впрочем, Хрущев и потом Брежнев не стеснялись награждать и себя высшими правительственными наградами за несуществующие «подвиги». Но образ советского моряка из морской пехоты, в тельняшке, в бескозырке, с зажатой в зубах ленточкой от неё был для всех немцев кошмаром. И он родился именно в боях за Крым, за Севастополь.
После войны было опубликовано много материалов о действиях флотов воюющих стран в период Второй мировой войны. Многие из них стали доступны прочтению и в нашей стране благодаря Интернету. И стала понятной роль флота в боевых действиях. Ни «владычица морей» Англия, ни Италия, ни Франция, не имели важных побед в войне на море. Потопление отдельных кораблей немцев типа «Бисмарка» и «Тирпица» не оказало особого влияния на ход войны. А вот на борьбу с немецкими подводными лодками были брошены все надводные силы Англии и США, потому что иначе могла осуществиться блокада Англии. Немецкие подводники в начале войны топили больше судов противника, чем те могли построить на своих верфях. Именно в эти годы сформировался имидж немецкого моряка-подводника, которых первыми приветствовали даже эссесовцы.
Много копий было сломано журналистами при обсуждении так называемой «атаки века» - потоплении немецкого лайнера «Вильгельм Густлов» подводной лодкой С-13 в Балтийском море. Одни утверждают, что на этом корабле находились экипажи подводных лодок, которыми можно было укомплектовать 70 немецких субмарин. Другие обвиняют командира лодки Маринеско в гибели большого количества беженцев на этом судне. На мой взгляд, не правы ни те, ни другие. Поймите состояние командира лодки, который долгое время находится на позиции, когда он видит огромное судно, выходящее из занятого врагом порта в свой перископ в темное время суток. Разбираться, что это за корабль и кого он перевозит, не его дело. К концу войны, а это было уже именно тогда, Маринеско знал о том, как немецкие подводники поступали с судами даже нейтральных стран. Они топили их, не дожидаясь, когда экипажи покинут судно после предупреждения, как предписывала международная конвенция. И он атаковал это судно, где действительно находилось 918 курсантов школы подводного плавания. Но были и раненные, и беженцы. Но знать это Маринеско не мог. И хотя назвать это «атакой века» тоже нельзя, но и обвинять командира лодки в бесчеловечности тоже. Имели победы еще несколько подводных лодок, в том числе субмарина К-21 капитана 2 ранга Лунева, который в одном из походов атаковал даже немецкий линкор «Тирпиц». Но число судов и боевых кораблей немцев, потопленных нашими подводниками, несопоставимо с тоннажем судов, отправленных на дно лучшими немецкими асами подводной войны.
А вот флоты США и Японии воевали по-настоящему, именно в сражениях на Тихом океане решалась судьба их противостояния. И выяснилось, что главную силу для противника представляют авианосцы, плавучие аэродромы. Именно палубная авиация с авианосцев нанесла огромные потери в Перл-Харборе, привела к победе у атолла Мидуэй, в битвах у Гуадалканала, в Коралловом море, и во многих других сражениях на море. Линкоры ушли в историю, хотя еще полвека участвовали в боях, но не с противником на море, а обстреливали побережье, поддерживая действия сухопутных войск во время войн в Корее, во Вьетнаме, в Ираке. Поэтому американцы после войны продолжили строительство авианосцев, в том числе с ядерной энергетической установкой, которых сейчас у них насчитывается десять. Каждый авианосец несет на борту до 100 летательных аппаратов. А все остальные страны мира ограничивались постройкой 1-2 авианосцев не очень большого водоизмещения, и с небольшим авиакрылом на борту. Наш флот ограничился постройкой авианесущих крейсеров, где количество самолетом и вертолетов не превышает 10-15 единиц. Собирались строить и настоящий авианосец, но развал СССР похоронил этот проект.
Я не моряк, и о достоинствах авианосцев знаю лишь из СМИ, откуда могу сказать, что авианосец нужен для проведения «политики канонерок» в странах третьего мира. А для большой войны с применением атомного оружия или высокоточных боеприпасов мало пригоден, очень уж большая цель. То ли дело подводные лодки, особенно последнего поколения – малошумные, глубоководные, с большим количеством оружия на борту. Вот на такие лодки и сделан упор в нашем российском флоте. А вот «ревущие коровы», как называли наши атомные лодки первых поколений, ушли в прошлое. Хотя и среди них были уникальные, типа проекта 705 «Лира» или проекта 661 «Анчар», самые маневренные и скоростные в мире. Есть два примера, когда американские авианосцы были на прицеле у наших подводников. Один раз наша «ревущая корова» почти сутки шла в штормовом море за авианосцем, и не была обнаружена гидроакустиками ни самого авианосца, ни кораблей охранения. А второй раз лодка проекта «Анчар» как стоячего обошла идущий полным ходом в 32 узла американский авианосец, потому что сама могла развить скорость в 44 узла. Американцы были в шоке.
А вот самые большие лодки проекта 941 «Акула», которые называли «водовозами» из-за большого количества забортной воды, принимаемой в баластные цистерны, чтобы погрузиться, весьма дорогие в обслуживании, но с 20 баллистическими ракетами на борту, были разрезаны на иголки, кроме одной. В угоду американцам это сделали предатели Горбачев и Ельцин. А между тем эти лодки предназначались для нанесения ядерного удара из-подо льда Северного ледовитого океана, где их очень сложно было засечь средства спутниковой пеленгации. И где самое короткое расстояние до США.
Как известно, есть три способа доставить ядерные заряды до территории противника. Первый способ – сбросить с самолета бомбардировщика. Второй способ более поздний – доставить с помощью баллистической ракеты наземного базирования. И третий, самый последний – запустить баллистическую ракету с подводной лодки или надводного корабля. Эти ракеты лишь в последние десятилетия имеют большую дальность полета, до 11 тысяч километров. В нашей стране упор был сделан на ракеты наземного базирования. Страна у нас большая, много лесов, есть где спрятать ракетные шахты баллистических ракет. А американцы предпочитают иметь большое количество стратегических бомбардировщиков с атомными бомбами, а также много подводных лодок с ракетами на борту. Лодки сложно обнаружить в просторах мирового океана и уничтожить. Но в количестве атомных зарядов на всех носителях между двумя нашими странами примерный паритет. Но, как и американцы, мы меняем устаревшие подводные ракетоносцы на более современные, менее шумные, которые труднее обнаружить. А лодку проекта 636 «Варшавянка» вообще прозвали «черной дырой океане» из-за невозможности её запеленговать. И это вызывает законную озабоченность американцев и их партнеров по НАТО.
Как человек, который прослужил три гада на субмарине в должности врача, знакомый с устройством подводной лодки, придерживаюсь того же мнения, что и многие корабелы, что самая сложное устройство, когда-нибудь созданное человечеством – это подводная лодка. Они способны погружаться на глубину свыше 1 километра, при этом испытывая давление в 100 атмосфер, развивать под водой скорость в 44 узла, т.е. более 80 км/час, и это несмотря на огромные размеры, нести на борту до 24 баллистических ракет и более 20 торпед. Вот что такое современная подводная лодка.
Наш российский военно-морской флот в последние годы возрождается на новой основе. Конечно, модернизируются крупные корабли, получающие новые виды вооружений, типа атомного крейсера «Петр Великий». Заканчивается ремонт и модернизация аналогичного крейсера «Адмирал Нахимов». Не исчерпал своих возможностей и авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». Но будущее за современными ракетными атомными подводными лодками типа «Борей», многоцелевыми лодками проекта «Ясень», дизельными лодками проекта 636 «Варшавянка», которые наряду с традиционными торпедами несут и крылатые ракеты, и они продемонстрировали свою эффективность в Сирии. Строятся современные корветы, фрегаты, малые ракетные корабли, вооруженные такими же ракетами «Калибр». Они в достаточном количестве поступают на все флоты. Всё это придает уверенность, что наши границы со стороны морей и океанов надежно защищены.
Свидетельство о публикации №218041000521