Щецин Pinokio

  Летом  1976 года  в  нашей   гостинице - общежитие  в  Щецине  был  своеобразный  молодёжный  клуб.  Его  местонахождение  не  отличалось  оригинальностью.  Он  располагался  в  полуподвальном  помещении. Клуб   назывался - Klub studentow  «PINOKIO».  Здесь  проводились wieczorki, dyskoteki.  Вход  был  платный.  На  входе  стояла  пустая  банка  из-под  кофе,   куда  входящие  бросали  по  одной  «злотовке» -  одному  злотому.  Внутри  размещались  столики  для  посетителей.  Небольшая  барная  стойка.  Музыкальная  аппаратура.  Из  напитков  «Fanta»  и  «Pepsi –Cola», а  ещё  солёные  орешки  и  соломка.  По  вкусу   и  цвету  «Pepsi»  практически  не отличался  от  нашего советского   напитка «Байкал».  Не  знаю  какие  добавки  были  в  «Байкале» ,  но  в  разговоре  с  поляками  мы  услышали  любопытную  информацию.  Если  человеческий   зуб  разместить  на  36  часов  в  «Pepsi –Cola»,  то  он  почернеет.  Было  о  чём  задуматься.  Но только  не  в  том  прекрасном  бесшабашном  возрасте.   
Главное  было  много  молодёжи,  музыки,  танцев, общения.  Конечно, не официально  были  и  горячительные  напитки  и  сигареты. Такова  реальность.  Но  всё,  как  говорится,  на  любителя.  Никто  ни к  чему  не принуждал. Клуб  работал  допоздна,  поэтому   ранний  подъём  на  работу  был  для  всех  большой  проблемой.  Здесь  же  в  клубе  мы  проводили  вечера  дружбы.  Вначале  поляки  на  правах  хозяев  организовали  встречу.  Довольно  аскетичную  по нашим  меркам.  Мы  же  со  своей  стороны  давали  ответ  со  всей  широтой  советского  гостеприимства.  Как  говорится,   всё  что  есть в  печи  на стол  мечи.  Подготовили  интересный  концерт  своими  силами.  Музыкальными  и  сценическими  талантами  наши  «ССО- шники»  не  были  обделены.  Особенно  шумно  принимали  мини-пантомимы  типа  «Царь-пушка», «Царь – колокол»,  «Фонтан  дружбы».   Там,  где  без  перевода  легко  понять  сюжет.  Это  что-то  в  стиле  пирамид  из  спортсменов  в  духе  30-тых  годов.  Как  говорится:  новое - это  хорошо  забытое  старое. 
Проживающие  в гостинице  менялись.  Поэтому  расширялся  и  круг  общения.  Состоялся  и  вечер  советско – болгарской  дружбы.  Болгарская  делегация  была  по  возрасту  постарше.  Это  была  работающая  молодёжь  из  города  Руссе. Какое-то  время  от  них  шли  письма  к  нам  в  Ригу. Были  и  студенты  из  Словакии.  Но  это  уже  на  совместных  спортивных  праздниках  с  волейболом,  футболом,  кроссами, крикетом  и  бочонком  пива  в  качестве  приза.
Как  вы понимаете  Пиноккио  -  это  наш  Буратино. Плутишка  Буратино,  у  которого  от  лжи  нос  начинал  расти.  Постараюсь  не добиваться  такого же  «носатого»  эффекта  и  немного  отлистну  назад   страницы  прожитых  лет.  Как  у  большинства  детей  этот  герой  из  сказки  «Золотой  ключик»  стал  неотъемлемой  частью  моей  жизни.  В  младших  классах  школы  перед  новогодним  праздником  учительница  распределяла  роли.  Все  девчонки  мечтали  сыграть  Мальвину  -  девочку  с  голубыми  волосами.  Я  не исключение.  Но  мне досталась  роль  Буратино – длинноносого  мальчика.  А  Мальвиной  назначили  девочку  из  нашего  класса,  у  которой  были  толстые  светлые  косы. Дома  мне  соорудили  нос  из  прессшпана.  Это  такой  картон,  который  использовался  на заводах  у  электрообмотчиков  для  изоляции  обмоток  в  пазах  электродвигателей.  Колпак  был  тоже  из  него.  Потом  колпак  раскрасили.  Комплекс  Буратино  был  со  мной  долго.  Нет,  не  желание  похвастаться  или  приврать.  А  комплекс  длинного  носа.  Как  у  девочки,  которая  не победила  на  конкурсе  красоты  и  для  себя  ищет  тому  объяснение.  Теперь  смешно.   А  тогда было  обидно. 
Теперь  девочки  больше  комплексуют  по  поводу  «лишнего  веса».  И  его  винят  во  всех  своих  бедах. Изматывают  себя  разными  новомодными  диетами,  доводя  себя  порой  до  анорексии.  В  моём  детстве  полных детей  практически  не было.  Редко  встречались  раскормленные  дети.  Чаще  всего  их  родители  имели  доступ  к  продуктам больше  остальных. Ибо 50-е,  60-е  годы  вряд ли  можно  назвать  сильно  сытыми.  Правда  эта  сытость   чаще  всего  не  приносила   здоровья.  На  примере  одной  из  соседских  семей.  Их  не  называли  по  фамилии,  а  по  кличке  Пекари.  Отец  работал  на хлебзаводе.  Как  водится  приворовывал.  В  доме  было  и  мука  и  всё  к  ней.  В  итоге  все  были  раскормлены  до  безобразных  размеров.  Это  сказалось  и  на  их  умственных  способностях.  Дети   отличались  серьёзным  тормозом  в  развитии.  Одна  способность  у  них  закрепилась  генетически -  это  склонность  к  воровству.  Так  что  перекорм  чреват  негативом.  С  этим  трудно  не согласиться.
Нумерологи  утверждают,  что  те,  у  которых  нет  цифры  7  в  дате  рождения  вынуждены  жить  в  условиях  цикличной  кармы.  То есть  каждые  9  лет  приходится  проживать  те  же  сценарии  событий  или  близко  похожие  по смыслу.  Короче   в  каждом  последующем  десятилетии  всё  будет  повторяться.
Это  я  к  тому,  что в  каждом  десятилетии  прожитой  мной  жизни «Золотой  ключик»  проявлялся.  Моё  знакомство  с  «Золотым  ключиком»  начиналось  с  замечательного  набора  открыток   советского  художника – иллюстратора  Л. Владимирского.  Как  значилось  на открытках  «Изогиз»  в  1955-1956 годах  выпустил  серию    с  сюжетами  к  сказке  «Золотой  ключик»  в  его  исполнении. Это,  пожалуй,  классический  вариант  оформления.  В  перестроечные  90-е  годы,  когда  массово  началось  издание литературы  всех  жанров,  много переиздавалось     детской  литературы, в  том числе и сказка о  Буратино.  Иллюстрации  в  ней  очень  сильно  напоминали  «владимирские»,  но  какие-то  поспешные,  что ли.
В  нашей  семье    старшие   неплохо  рисовали.  Чтобы  я  им не мешала   заниматься  делами, а  старшим  сёстрам  готовить  уроки ,  меня  усаживали  с  карандашами,  а  позже  позволяли  брать  в  руки  кисточки  и  акварельные  краски.  Обычно  использовался  метод  художников  прошлого  века.  Картинка  размечалась  на  квадраты  размером  в  сантиметр.  А  на  лист,  на  который  надо  перенести  рисунок  наносилась  сетка  покрупнее.  Таким  образом  можно  было  приучить  себя  соблюдать  пропорции.  Меня  такие  сетки  не  устраивали. Я  торопилась  получить  результат.    А  чтобы  вся  картинка  вошла  на  лист   начинала  рисовать  с  правого  нижнего  угла  листа.  Поэтому  и  Буратино  рисовался,  как шутили  дома,  с  правой  пятки.  Рисование  преобладало  пока  я  не научилась  читать  и  в  шесть  лет  меня  записали  в  библиотеку  им.  М.Ю.Лермонтова. 
А  вот  уже в  80-х  годах  довелось  поставить  спектакль  «Золотой  ключик»  в  проектном  институте  на  новогоднем  карнавале.  Замысел  был в  том,  чтобы   всё  действо  провести  под  музыку  и  песни  из  детского  музыкального  фильма. Наша  группа  МИТР (механизация  инженерно-технических  расчётов)  практически  состояла  из  представительниц  прекрасного  пола.  Это  были  инженеры-программисты   и  техники  по  подготовке  данных. Расчёты  по проектно - сметной  документации  проводили  на  ЕС ЭВМ.   Машинное  время  мы  арендовали  на  других  вычислительных  центрах  города.  Потом  проектный  институт  приобрёл  ЕС ЭВМ,  появился  свой  вычислительный  центр  и  как  водится  мужчины – электроники.  А  пока  в  нашем  женском  коллективе   не растраченная  творческая  энергия  била  ключом.  Руководство  института  распорядилось  каждому  отделу  как – то  ярко  и  оригинально  проявить  себя  на  новогоднем  празднике.  Вот  мы  и  решили  замахнуться,  как  говориться  «на  самого  Вильяма  Шекспира ».  А  если  реально -  на  сюжет  «Золотого  ключика». Начали  с  распределения   ролей.  Начальница,  как  сами  понимаете,  получила  роль  Карабаса  Барабаса.  Я,  как  её  зам  - Дуремара .  Были  проблемы  с  назначениями  на  роль  Мальвины.  Обе  претендентки  считали  себя   Мальвинами  на  все  сто.  Ситуация  облегчилась  тем,  что  одна  из  Мальвин  была  на  пятом  месяце  беременности.  Это  позволило  её  конкурентки  более -  менее  спокойно  получить  заветную  роль.  А  «не прошедшая  отбор»  на  роль  Мальвины  получила  роль  лисы  Алисы. Остальные  роли  распределили  без  проблем.  Черепаха  Тортилла  -  по  характеру  и  комплекции.  По  такому же  принципу  в  нашем  коллективе  нашёлся печальный  Пьеро,   озорной  Артемон  и  хулиганистый  кот  Базилио.  И,  конечно,  плутишка  Буратино. Он,  то есть  она,  оказалось  тоже  «слегка  беременной»  и  в  последствии  родила  двойню -  мальчика  и  девочку.  Музыку  решили  использовать из  мюзикла  «Приключения  Буратино» ,  записанную   детским  грузинским   ансамблем  «Мзиури»  с  участием,  тогда  ещё  школьницы,  Тамары  Гвердцители.
 Служебные  помещения  временно  превратились  в  театральную  пошивочную  и  костюмерную   одновременно.  Это  никак  не  отразилось  на  качестве  основной   работы. Надо  было  создавать  костюмы.  И  работа  закипела. Ещё  не главенствовал  лозунг: Купи – продай.  Больше  был  в  ходу  принцип: Сделай  сам.  Поэтому  каждый  привносил  свой  посильный  вклад  какими-то  материалами,  предметами   и  конечно,  новыми  оригинальными  идеями.
 Не  стану  перегружать  ваше  внимание  подробностями.  Но всё-таки начали,  как  водится,  с  начальницы  -  образа  Барабаса. У  него  самые  яркие  атрибуты  это  длинная  борода  и  плеть  в  руках.  Плеть  взяли  на  время  у  колхозного  конюха.  Бороду  соорудили  из пакли,  которой  конопатят  деревянные  дома.  Дуремара  одели  в  тельняшку  и  джинсы,  вручили  сачок  и  в  ведро  настригли  мишуры, чтобы  подобием  пиявок  обсыпать  публику.  Лису  Алису,  любительницу  украшаться, обвешали  бижутерией  и кусочки  меха  и  лисий  хвост  маскировали  её  округлившуюся  фигуру.  Коту  Базилио  подобрали  мужской  пиджак  размером  по-больше.  На  голой  шее  красовался  галстук – бабочка. На  носу  чёрные  очки  и  на  голове  шляпа – котелок.  Костыль  соорудили  из  подобия  швабры, обвязав  её  верх  искусственным  мехом.  Артемон  и  в  жизни  носил (носила)  такую же объёмную  кудрявую  причёску.  Дело  оставалось за  малым -  надеть  жилет  мехом  наружу,  прицепить  меховой  хвост  с  продетой  в  него  проволокой ,  малиновый  бант  на шее и  на  кончике  хвоста.  Образ  завершали  элегантные  туфли  с  бантиками нежно-сиреневого  цвета. Мальвина  была  большеглазой. Только  цвет  глаз  был  карий,  а не голубой. По фигуре  и  комплекции в  кукольном  платье  и  с огромным  бантом  в  волосах  она  «попадала  в  образ».  Пьеро  почти  без  грима  и  в  жизни  была  печальной. Его брючный  костюм  был  белый  с  чёрными  помпонами.  Тортилу  укрыли  пледом, поверх  бабушкиной  широкой,  длинной  юбки,  нацепили  чепец  и  очки.  Всех  «кукольных  героев»  уговорила  выучить  слова  из  мюзикла.  Чтобы  они  не просто  раскрывали  рот  под  музыку.  Тогда  и  фонограмма  будет  убедительней. Одного  из  сотрудников  института  под  большим  секретом упросили  записать  всю  музыку  на  магнитофон,  чтобы  при  нашем  появлении  в  зале  он  включил  музыкальное  оформление.  Но  как  водится  всегда  что-то  часто  идёт  не так  как  планируешь.  В  означенный  день  в  разгар  праздника  мы,  слегка  хлебнув  для  храбрости,  появились  в  актовом  зале  института.  Музыка  заскрипела  и  затихла.  Толпа  удивлённо  расступилась.    И  мы  как  тот  голый  король  остались  один  на  один  с  народом. Пришлось  начать  петь  и  за  собой  увлечь  остальных.  Когда  зрители  поняли,  кто  в  таком  прикиде  прибыл, то  можно  было  не волноваться.  Публика  прихлынула  и  начала опознавать,  кто  есть  кто.  Было  весело.  Алиса  плясала  так,  что  её  муж  бегал  и  просил  быть  её поосторожнее. Благо  их  первенец  не пострадал. Но праздник  разошёлся  кругами  большими.  Мальвину  вскоре  увели  угощать. Артемон  увеличил  число  поклонников  среди  мужской  части  населения. Буратино в  колпаке  и  шортиках отплясывал  во  всю  ивановскую.  Когда  в  первых  числах  января  мы  вышли  на  работу,  то  не досчитались  некоторых  бойцов.  Мальвина  явилась  в  семью  в  середине  ночи  и  благополучно  познакомила  своего  мужа  с  провожающим.  То есть  без  последствий.  Вот  Базилио  повезло  меньше.  Ревнивый  муж  не понял  позднего  прихода  и воспитательные  меры  привели  к  сотрясению  мозга  «котика»  и  последующему  разводу.  А  Карабас  Барабас  проявлял  свой  нрав  поэтапно,  увольняя  не угодных.  Спустя  какое-то  время  досталось  и  Дуремару.  Он  вынужден  был  уйти,  как  говориться,  на  другую  линию  жизни.  Но  это  уже  совсем  другая  история.
В  свете  изложеного  хочется  заочно  поспорить  с  суждениями  польских «хопаков» -  хлопцев,  парней.  Они  с  некоторым  напором  «укоряли»  нас  в  том,  что  мол  советские  (из  звёнздека  радзецкаго)  живут  еле-еле  шевелясь, передвигаясь  до  70  лет.  А  они  мол,  пусть  тридцать  лет,  но  зажигают.  При этом   достаточно  энергично  показывали,  как   им  казалось,  разницу  между  советскими  и  польскими  гражданами.  Вероятно,  что  это  было  сказано не без  участия  выкуренной  травки.  Не исключаю  и  такой  вариант.  Но  тогда  это  был  по их  мнению  весомый  аргумент ,  чтобы  ликвидировать  социализм.  Однако  парни  не знали  какие  мечты  озвучивали  некоторые  польские  паненки.   А  те  мечтали  выйти  замуж  за  советских  парней  и  уехать  в  СССР.  Некоторые  из  них  учились  третий  год  на  втором  курсе. Им  нравилось  затянувшееся  студенчество.  Девчушки,  пожив  бесшабашной  студенческой  жизнью,  панически  боялись  поселиться  в  польской  провинции  и  обрасти  детьми,  как  они  выражались.  Вот  такой  антагонизм  вырисовывался.  А  жизнь  бывает  скучной  когда  люди  сами  себе  противны.  До  этого  может  довести  и  сытая жизнь.  Не хлебом  единым,  как  говорится,  жив  человек.  Только  свет  в душе  путь  указывает.

Всем  здравия.

Могилёв   Беларусь        Апрель  2018 г.

Фото из личного  архива
 


Рецензии