C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

26. Оборона Херсона

Фраза "Все побежали, и я побежал" - вполне типичное оправдание для бегущей армии. Отступление так же заразительно, как и наступательный порыв. А вот стойкость в обороне никаких порывов не предполагает. Нужно только усвоить, что твоя позиция - это последний рубеж, дальше которого противник не пройдет.

В 1918 году на Юго-Западном фронте позиции некому было защищать, и советские войска откатывались на восток. Если севернее Гомеля германское наступление было остановлено по условиям Брестского мира, то на Украине австро-германское командование продолжало защищать "суверенные права" Центральной рады.

3 марта австро-венгерская армия заняла Жмеринку и двинулась на Одессу. Чуть позже согласно заключенному 5 марта договору с Румынией австро-германские войска захватили Бессарабию. На Одесском направлении интервентам пришлось преодолевать небольшие очаги сопротивления, понеся потери 6 марта в столкновении под Слободкой и 7 марта - под Бирзулой. Всего же по Украине австро-германским войскам противостояли несколько десятков тысяч бойцов.

В ночь на 14 марта оккупанты вступили в Одессу, а 17 марта заняли Николаев. 14 марта 1918 года Советское правительство Украины (Народный Секретариат) объявило в Полтавской, Черниговской и Херсонской губерниях военное положение, в связи с чем начали мобилизацию мужчин в возрасте от 18 до 37 лет и ввели трудовую повинность. Однако все эти необходимые меры сильно запоздали. Местные советы тоже начали действовать с задержкой.

Только 16 марта Херсонский военно-революционный штаб обратился с призывом к населению встать на защиту Советской власти. Однако, вместо населения, активизировалась городская дума, которая послала отряд милиции под командованием Н.В.Крижановского, захвативший здание Херсонского Совета. Милиция арестовала около 100 человек, в том числе депутатов Совета и членов социалистических партий.

17 марта власть перешла в руки думской комиссии по охране города Херсона. Военное положение отменили. Городская дума направила в Николаев делегатов, которые обратились к австро-германскому командованию с просьбой установить контроль над Херсоном.

Вечером 19 марта посланцы херсонской думы вернулись и передали требование германского командования разоружить фронтовиков, создавших совместно с рабочими штаб обороны города. Городская дума поспешила отправить своего представителя в Военный форштадт, рассчитывая убедить собравшихся там фронтовиков сложить оружие до прихода немцев.

В ответ был разоружен сам посланец думы, а собравшиеся в крепости бойцы приняли решение укрепить старые стены и начать формирование красногвардейских отрядов. В 19.00 из Николаева прибыл передовой немецкий отряд под командованием лейтенанта Шульца на 12 машинах с орудиями и минометами. Местная "элитка" встречала "дорогих гостей" хлебом-солью у городской думы.

Назначенный комендантом города Шульц заявил: "К вам приехала германская охрана в составе германских рот, броневиков и орудий. Эта охрана выехала по просьбе украинской делегации для того, чтобы восстановить спокойствие в Херсоне, т.к. в Николаеве распустили слух, что в Херсоне началась резня. Ввиду этого начальник Николаева Богге изъявил желание помочь городскому самоуправлению."

Комендант снова потребовал обезоружить фронтовиков. Глава городской администрации объяснил, что фронтовики не сдадут оружие. На это Шульц ответил: "Я с фронтовиками разговаривать не буду. Я приказал и пусть сдадут, иначе их расстреляют".

Но вместо фронтовиков, довольно быстро в 4 районах из 5 была разоружена милиция, поддерживавшая городскую думу. Германский отряд разбился на три группы и приступил к арестам противников оккупационной власти.

В 21.00 фронтовики из Военного форштадта открыли огонь по противнику. В течение ночи повстанцы действовали уже по всему городу. Красногвардейцы с верфи Вадона, вооруженные берданками, под командованием В.М.Тидоссара подошли к городской думе.

При огневой поддержке тральщика "Абхазия" советские войска 20 марта овладели зданием Херсонской думы, над которой в 14.00 был поднят красный флаг. В городе была восстановлена Советская власть. 21 марта, получив из Николаева батальон солдат с бронемашинами, германское командование попыталось вновь овладеть Херсоном. Им удалось пробиться на городские окраины - в Войсковое, Забалку и Сухарное, но вскоре их оттуда выбили.

22 марта в 13.30 Штаб союза фронтовиков Херсона телеграфировал в Севастополь: "...В Херсоне немцы разбиты наголову. Некоторые бежали. Жители все довольны. Настроение хорошее. Цель Союза фронтовиков — двинуть силы на Николаев: там засели немцы и не дают держать связи с Херсоном. Просим товарищей Центрофлота дать два или три боевых судна в полном боевом составе и направить через Одессу на Херсон. Мы ждем ответа. Отвечайте как можно скорее, пока мы возьмем связь Херсон — Симферополь и Севастополь."

На помощь к херсонцам пришли крестьяне ближайших сёл, красногвардейские отряды, отступавшие из Одессы и Николаева. На минном заградителе "Ксения" прибыл из Крыма отряд черноморских матросов под командованием А.В.Мокроусова. Из Алешек подошел крестьянский партизанский полк (около тысячи бойцов) во главе с И.З.Матвеевым. В составе красногвардейских дружин Херсона действовали немецкие, польские, австрийские, румынские и сербские добровольцы. Обороной города в первые дни руководил оперативный штаб.

Вслед за Херсоном выступил Николаев. Здесь после четырех дней оккупации 21 марта конференция заводских комитетов города выразила протест против действий австро-германских войск.

На некоторых заводах разоружили немецких и австрийских солдат, а затем с помощью захваченного оружия освободили арестованных. 22 марта австро-германское командование потребовало от населения немедленно сдать оружие. Но вместо сдачи оружие было применено против оккупационных войск. Восставшие захватили на складах сотни винтовок, отбили у противника броневик, несколько пулеметов, большое количество снарядов, гранат.

Из Феодосии в Николаев прибыл отряд красногвардейцев под командованием И.Ф.Федько. Бои шли в районе вокзала, почты, телеграфа, но особенно ожесточенные - на Слободке, где молодые дружинники отбили у оккупантов радиостанцию, девять пулеметов и большое количество винтовок.

Были взяты в плен до 60 вражеских солдат. 25 марта, подтянув войска из Одессы, австро-германское командование подавило Николаевское восстание, в котором с обеих сторон погибло около 3 тысяч человек. Не добившись успеха, николаевцы выиграли время для защитников Херсона, где оборона была более прочной.

23 марта А.В.Мокроусов передал в Севастопольский областной революционный штаб: "... Четвертый день идет бой за преобладание города. Сейчас дружным натиском наши выбивают противника из занятых им окраин города. К нам стекаются со всех сторон на помощь. Настроение повышенное, бодрое. Наши дерутся как львы. Победа за нами обеспечена".

24 марта немцы выбросили белый флаг над больницей Тропининых и выслали парламентеров для заключения временного перемирия. Однако пока взрослые думали, как выиграть время, группа подростков с криками "Ура!" бросилась к зданию больницы и забрала у растерявшихся солдат пулемет и 10 гранат. Врага отбросили на 20-30 км, бои продолжались на подступах к городу в районе Станислава, Александровки, Киселевки, Снегиревки, Дарьевки, Бобрового Кута и Давыдова Брода.

24 марта в 22.30 А.В.Мокроусов доложил в Севастополь: "Мирные переговоры с немецким командованием ни к чему не привели, на наше предложение сложить оружие в тридцать минут противник не согласился, после чего мы перешли в наступление. Все время идет бой. На вопрос, почему на нас наступают, [генерал] ответил, что их послала рада для восстановления порядка. Из разговоров с солдатами выяснилось, что мы деремся с 21-м ландштурмским полком, состоящим из представителей всевозможных национальностей... Солдаты говорят, что они готовы сдаться... К нам все время прибывают новые силы, настроение бодрое, трусов нет."

Прорвавшийся из Николаева 1-й Черноморский революционный полк под командованием И.Ф.Федько отошел в район села Ярошика и станции Сальково.

Газета Херсонского Совета "Солдат и рабочий" писала 28 марта: "Героическим ударом доблестные товарищи-фронтовики выбросили из ворот города наглую шайку немецких грабителей вместе с кучкой предателей Украины — наемников Украинской буржуазной рады, как выбрасывают из комнаты противную ядовитую гадину. Пять суток длился бой между храбрыми самоотверженными защитниками Родины и революции, с одной стороны, и бандой германских империалистов, с другой...

Херсон — маленький... городок - сделал величественный, прекрасный жест протеста против насилия со стороны германских захватчиков и империалистов. Кто знает, быть может искра, брошенная Херсоном, обнимет пожаром восстания всю Россию. Кто знает, быть может, этот жест будет навсегда запечатлен на страницах истории.

Голодные и босые войска Советской Российской республики сумеют отстоять свою свободу, защитить завоевания революции и не дадут задушить ее германским грабителям — виновникам мировой войны. Разгневанный народ укажет им их место и восстанет — великий, свободный..."

27 марта в Херсоне для руководства обороной города был создан "Совет пяти", в который вошли Кириченко, Гольц, Негодин, Ильин и Копотов. 28 марта население города было мобилизовано на земляные работы по созданию оборонительных сооружений. Мужчинам запретили покидать город.

Эвакуироваться разрешали женщинам, нетрудоспособным и детям. Для нужд обороны конфисковали все телефоны, все транспортные средства и горючее. Были установлены твердые цены на продукты питания. Семьям бойцов хлеб отпускался по льготным ценам. Для охраны порядка в городе были выделены 600 жителей Херсона во главе с Е.Басовым.

Австро-германское командование перебросило под Херсон 11-ю австро-венгерскую дивизию под командованием австрийского генерал-лейтенанта фон Меца, несколько немецких подразделений, отряды гайдамаков, большое количество орудий, пулеметов и самолетов.

Общая численность вражеских войск достигла 20 тысяч солдат против 6-8 тысяч защитников города. 3 апреля немецкий самолет разбросал над городом листовки с обращением генерал-лейтенанта фон Меца "К жителям Херсона", в котором говорилось: ""Каждое лицо, захваченное с оружием в руках, будет расстреляно, а каждый дом, в котором будет найдено оружие, будет сожжен."

В ответ на требования фон Меца был открыт огонь. 4 апреля австро-германские войска пошли на штурм Херсона. В 17.00 противник занял Чернобаевку, а вечером подступил к железнодорожному вокзалу. 5 апреля в 5.00 австро-германские войска прорвали линию обороны в районе Военного форштадта, но защитники города с помощью подкрепления восстановили положение. Но устоять удалось не везде. Красногвардейцы медленно отступали к Днепру.

Бои то и дело переходили в рукопашные схватки. Напоследок кто-то из защитников города даже сбил самолет. В 13.00 австро-германские войска прорвались в центр Херсона. Поскольку штаб обороны так и не сдал город, оккупантам пришлось самим поднимать белый флаг над зданием городской думы, так что непонятно было, кто сдается. Отступавшие защитники Херсона переправлялись на левый берег Днепра под огнем противника, неся большие потери.

Впоследствии оккупационная администрация сообщила: "На острове между Херсоном и Алешками течение вынесло много трупов большевиков и фронтовиков, утонувших во время спешной переправы на таврический берег Днепра".

Херсон, никогда не славившийся особыми воинскими традициями, на короткое время дал пример стойкости, который на фоне повального отступления казался невозможным. По правде говоря, 17 дней импровизированной обороны города заслуживали бы не меньшего внимания, чем многие длительные осады вооруженных до зубов крепостей.


1. Херсонская область. История городов и сел Украинской ССР. Институт истории Академии наук УССР. Киев. 1983.

2. В.И.Петров. Отражение страной Советов нашествия германского империализма в 1918 году. М. Наука. 1980. 416 с.

3. С.И.Ракша. Днепровцы. М. Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР. 1959. 134 с.

4. В.Поликарпов. Бурям навстречу. Симферополь. Крымиздат. 1961.

5. Сообщение о борьбе херсонцев с австро-германскими захватчиками. Газета "Солдат и рабочий". № 235. Херсон. 28 марта 1918 года.

6. Воззвание Оперативного штаба Херсонского Военно-революционного комитета к крестьянам губернии. Газета "Родной край". № 1712. Херсон. 3 апреля (21 марта) 1918 года.

7. Моряки в борьбе за власть Советов на Украине: Сборник документов. Киев. 1963.

8. В.Жуков. Черноморский флот в революции 1917—1918 гг. М. 1932.

9. А.Я.Козлов. Борьба трудящихся Черноморья за власть Советов. Ростов-на-Дону. 1976.

10. Большевистские организации Украины (ноябрь 1917 г. - апрель 1918 г.). Сборник документов и материалов. Киев. 1962.

11. Ю.Я.Белан. Отечественная война украинского народа против немецких оккупантов в 1918 году. Киев. 1960.


Рецензии