Трагедия в Вильнюсе 13 января 1991г

«Остановите! Остановите убийство!» - слабым голосом повторял Витаутас  Ландсбергис, и руки его тряслись. Все уже случилось: диктор Татьяна  Миткова отказалась зачитывать в прямом эфире официальную версию событий в  литовской столице, телевизионные кадры показали танки и 13 трупов, мир  ахнул, узнав об очередной советской агрессии, а Борис Ельцин срочно  выехал в Прибалтику, чтобы, открестившись от СССР, подписать договоры от  имени не существующей еще тогда России. На него смотрели как на  спасителя. Именно поэтому лидер литовского движения «Саюдис» Ландсбергис  и оказался в Таллине то ли в тот же самый день, когда у телебашни  погибли люди, то ли на следующий.
Официальную версию трагических событий в Вильнюсе в январе 1991г.опровергают даже в самой Литве
 Сначала об этом в 2004 году в книге «Корабль дураков» написал литовский  писатель Витаутас Петкявичус, который, будучи одним из прародителей  «Саюдиса», позже полностью в нем разочаровался: «На совести Ландсбергиса  и Аудрюса Буткявичюса (тогдашний директор Департамента охраны края.) - кровь тринадцати жертв. Это по их воле несколько десятков  переодетых пограничников были размещены в вильнюсской телебашне. Они  стреляли сверху вниз по толпе боевыми патронами. Я собственными глазами  видел, как отскакивали от асфальта пули и пролетали рикошетом мимо моих  ног. О том, как все было, мне рассказывали и несколько пострадавших  пограничников. Они пытались восстановить правду через прессу, но ничего  не могли доказать, поскольку были вычеркнуты иЕще раньше, в конце 90-х, в официальной версии событий усомнился и  бывший лидер просоветской организации «Единство» Валерий Иванов, который  сначала три года отсидел в тюрьме за «попытку госпереворота» - как  трактовала январские события здешняя Фемида, а потом, вдогонку, - за  книгу «Литовская тюрьма», в которой подробно описал свой судебный  процесс. Какой именно абзац показался литовской прокуратуре наиболее  оскорбительным, неизвестно, - но за это произведение Иванов получил еще  год. Может быть, этот: «Отмечу, на мой взгляд, одно важное наблюдение,  сделанное той ночью. Машины скорой медицинской помощи имитировали  массовый вывоз раненых с места событий около КРТВ (телерадиокомитета Литвы). Это выражалось в том, что медицинские машины, каждые пять минут  приезжавшие на улицу Конарского, останавливались напротив КРТВ, затем,  постояв немного, быстро отъез­жали, включив мигалку и звуковой сигнал.  Причем они с улицы никого не брали, поскольку двери машины все то время,  пока она стояла, оставались закрытыми. Думаю, это дьявольски хитрая  акция, по задумке ее организаторов, должна была показать сновавшим всюду  с видеокамерами и фотоаппаратами иностранным корреспондентам массовость  жертв «расправы военнослужащих Советской армии с мирным гражданским  населением... Журналистов, как ни странно, загодя очень много приехало к  этой ночи в Вильнюс, и заняли они в отличие от нас очень точные позиции  для своих репортажей с места предстоящих событий».з числа защитников...»
 Бывший секретарь по  идеологии литовской компартии на платформе КПСС Юозас Куолялис пару лет  назад тоже издал свою книгу «Дело на стыке двух столетий» и высказался  жестче всех: «Есть обоснованная версия, что часть «жертв» - это люди,  погибшие в ту ночь в других местах, даже и во время автокатастроф. В  любом случае общие обвинения в гибели 13 человек в адрес Советской армии  очень напоминают глупые утверждения «демократов» во главе с Собчаком в  апреле 1990 г., будто военные в Тбилиси убивали саперными лопатками  беззащитных девушек. Позже выяснилось, что этих бедных девушек ногами  затоптали грузинские «джигиты». Что-то похожее произошло и в Вильнюсе.  Прокуратура СССР это тщательно расследовала. Документально установлено,  что ни одного из погибших не убили военные. Из материалов следствия  известно, что пули поразили людей не спереди и не со спины, а сверху  вниз. Стреляли с крыш и из окон домов, находщихся вблизи телебашни.  Хорошо известно, что в 1991 году «Саюдис» имел вооруженные формирования,  созданные с помощью западных  разведок.  В  обвинительном заключении  отмечено, что один из погибших был застрелен пулей из оружия образца  1891 года. Неужели солдаты Советской армии стреляли из винтовок Мосина  или (что намного вероятнее) это один из недобитых «лесных братьев»  вытащил из тайника обрез и решил тряхнуть стариной?»
13 января 1991 года уже тогда было подсчитано что из 13 гражданских жертв 5 или 6 были убиты  охотничьими пулями, выстрелами сверху вниз под углом 50 - 60 градусов.
Тогда 13 января 1991г.Ландсбергис стремился в трагедии обвинить русских-простых солдат Советской Армии.- В тот день Ландсбергис целый день выступал по телевидению и радио.  Сам сидел в подвале, но призывал, чтобы все бежали к телебашне.
 Услышав призыв Ландсбергиса защитить телебашню от захвата людей к ней стали свозить всей Литвы.
Из  воспоминаний бывшего  заместителя руководителя группы «Альфа» Михаила Головатова:"- Передо мной была поставлена задача выехать в Вильнюс с целью  освобождения телецентра и телебашни от сторонников Ландсбергиса, для  возможности организации вещания, потому что по радио и ТВ шла оголтелая  пропаганда. Мы прилетели 11 января двумя бортами, разместились в штабе  дивизии, определились с датой - с 12 на 13 января, - о чем Горбачеву  было доложено лично. В поддержку нам были подтянуты другие войсковые  соединения - десантники из Псковской воздушно-десантной дивизии и  конвойные войска, которым объекты должны были передаваться под охрану.Манифестанты окружили здание плотным кольцом - ни танковые  подразделения, ни десантники  пройти не могли. Минуя толпу, продвинулись  с тыльной части - там не было такого скопления народа. Разбив стекла и  вбежав вовнутрь, столкнулись с физическим сопротивлением. Мы воевали в  Афганистане и считались людьми подготовленными, но здесь были в своей  стране и оружия применять даже и не думали. Приемами рукопашного боя  оттеснили с первого этажа людей, которые захватили башню. Они запустили  систему пожаротушения и инертный газ. Мы были экипированы и надели  противогазы, но вот сами они находиться там уже не могли. И если по  пожарным нормативам до 32-го этажа необходимо дойти за 39 минут, наши  сотрудники уже через 15 минут доложили, что все под контролем.

В районе трех ночи слушаю доклад о действиях на втором объекте - в  телецентре, слышу: один на минус - то есть один человек получил ранение.  Это был лейтенант Виктор Шатских. Он шел в замыкающей части, пуля от  автомата Калашникова прошла через бронежилет в спину. Спроси меня по  прошествии 20 лет, кто стрелял и случайный ли это был выстрел, - я не  отвечу... Возможности его эвакуации в госпиталь не было: толпа таким  плотным кольцом окружила телецентр, что «Скорая помощь» не могла  пробиться 40 минут. Когда его доставили в городскую больницу, он  скончался от потери крови...

Потом по рации пошли доклады от руководителя оцепления, что идут  выстрелы с ближайших домов и имеются раненые среди гражданского  населения. Механики-водители боевых машин и танков, которые находились в  непосредственной близости от телебашни, докладывали в штаб, что идет  стрельба по боевой технике.
Если бы я был информирован о возможном применения оружия со стороны  «Саюдиса» - я что, не противодействовал бы? Имея на вооружении  снайперские винтовки с ночными прицелами, не вычислил бы их снайперов?Стреляли не из армейского оружия
Стреляли из гладкоствольного. Дальше было так: я доложил, что мы сдали  объект под охрану конвойным войскам и выдвигаемся на место дислокации.  Сказал: поедем только на броне - поскольку сам наблюдал вспышки на  крышах. Подошло три бэтээра, мы разместились в десантных отсеках и  выдвинулись в штаб дивизии. В четырех местах в нас с мостов бросали  бордюрные камни. Вернувшись на базу, мне пришлось в течение двух часов  выцарапывать из морга тело Шатских, которое нам не выдавали. 15 января  мы были в Москве. Обычно, когда мы возвращались с операции, нас встречал  кто-то из нашего управления - или начальник, или представитель  центрального аппарата КГБ. А здесь мы в течение 40 минут стояли на  летном поле, выгрузив гроб, - были только командир «Альфы» Виктор  Карпухин и отец погибшего лейтенанта. Это для меня был первый звоночек.
А какая была реакция у Горбачёва? В Литве должно было быть введено президентское правление. Именно на  это все было и нацелено - дать возможность вести вещание на Литву,  потому что будет обращение Горбачева. А потом Михаил Сергеевич заявил:  «Я в первый раз об этом слышу»... Ну если штаб с ним разговаривал в ночь  на 13 января! Я пока еще при памяти, и не 50 лет прошло, а всего 20. Ни  руководство спецслужб, ни армейское командование не могли принять  самостоятельное решение о применении силы на территории Союза без  санкции Горбачева. А он на голубом глазу заявляет, что не знал ни о  событиях в Прибалтике, ни в Тбилиси, ни в других горячих точках..."
Итак, сценарии всех ЧП на территории бывшего СССР были похожи: Михаил  Сергеевич спал и был вроде как ни при чем, армия решала по своему  разумению, а мирное кавказское и прибалтийское население исключительно  пело песни, нацепив на грудь цветные ленточки...Но автор всей этой технологии, американец Джин  Шарп.
По факту трагедии в Литве велось расследование-в виде 37 томов уголовного дела,  которые по распоряжению Генпрокурора СССР Николая Трубина были переданы в  Литву в сентябре 1991-го, через двадцать дней после фактического  развала СССР. В информационной записке Генпрокурора СССР Верховному  Совету написано, кстати, много интересного: что никаких подтверждений  того, что 13 гражданских лиц погибли от рук советских военнослужащих,  литовская сторона не предоставила, что по крайней мере 6 потерпевших  были убиты сверху и в спину, минимум двое были задавлены автомобилями, а  вовсе не танками, еще у одного человека был инфаркт миокарда и в одном  случае 7 выстрелов были произведены в уже мертвое тело...
Россия  же отказала литовским прокурорам в просьбе опросить бывшего главу  СССР Михаила Горбачева по делу о 13 января 1991 года.
События в Вильнюсе 13 января 1991г,где «Альфе» был нанесен самый подлый удар, словно под копирку, был повторен в Москве в октябре 1993 г.
И там, и здесь были задействованы «неизвестные» снайперы, которые стреляли в спину противоборствующим сторонам. В одном из сообществ на наше сообщение о снайперах последовал комментарий, что «это были израильские снайперы, которые под видом спортсменов были размещены в гостинице «Украина», откуда и вели прицельный огонь


Рецензии