Красный Крым в огне Великой Отечественной войны

             

   Настоящая публикация - отрывок из заключительной части изложения истории отечественного крейсера "Светлана" - "Профинтерн" - "Красный Крым" - "Опытовое судно-20", опубликованного К. Булахом в следующих номерах журнала "Морской журнал": №3, 1997, №1, 1999, №1, 2000 - (От ред.-сост.)


   ...Крейсер вывели на его штатные бочки в Северной бухте в конце июля с еще незавершенными ремонтными работами ( г. Севастополь, 1941г. -  от ред.-сост.).

   1 августа "Красный Крым" впервые вступил в огневое взаимодействие с противником. На него совершили налет 6 пикирующих бомбардировщиков. Зенитчики действовали уверенно и не допустили прицельного бомбометания. 11 бомб взорвались на безопасном расстоянии от борта. Один самолет задымил и упал в районе Качи.
 
   На следующий день корабль поставили в док, работы выполнили сверхэкстренно. Через неделю корабль прошел ходовые испытания и 10 августа вошел в состав действующего ядра флота.

   Боевую деятельность  "Красного Крыма" день за днем позволяют осветить архивные документы ( ЦВМА.Ф.2116. Оп.3, Д.2 и3. оп.039121, Д. 3 и 4. Оп. 017324, Д. 5. и другие).

   При обороне Одессы "Красный Крым" совместно с двумя эсминцами 22 августа вошел в порт, подверг обстрелу и рассеял вражеские войска, готовившиеся к штурму, подавил береговую батарею, отбил два налета бомбардировщиков. Штурм был сорван. Крейсер перешел в Новороссийск за боеприпасами и пополнением. В этой базе он 4 раза участвовал в отражении попыток авиации противника выставить мины. 20 сентября с двумя десантными батальонами (721 чел.) крейсер пришел в Севастополь, где пополнил десант до 1200 чел. 21-22 сентября "Красный Крым" совместно с "Красным Кавказом" и тремя эсминцами участвовал в высадке десанта в районе Одессы под Григорьевкой. Высадка началась ночью силами корабельных катеров, баркасов и шлюпок, сделавших по 3-4 рейса к берегу. Остальная часть десантников была перевезена с крейсера запоздавшими к месту десантирования катерами МО и КМ.

   "Красный Крым" перешел в Батуми и доставил оттуда в Феодосию 30 сентября пулеметный батальон из 263 чел. с вооружением, боезапасом и грузом.

   В середине октября "Красный Крым", "Красный Кавказ", "Червона Украина" и несколько эсминцев конвоировали транспорты с эвакуируемыми из Одессы войсками. 16 октября весь день продолжались налеты фашистской авиации на конвой. Их сдерживал зенитный огонь с кораблей и наши истребители. Потеряв 17 самолетов, противник не смог добиться ни одного попадания. Перейдя затем в Новороссийск, "Красный Крым" доставил оттуда в Севастополь батальон морской пехоты - 600 чел. с боеприпасами. Это было 29 октября - за день до выхода немцев к Севастополю и попытки взятия города с ходу.

   В этот критический момент Военный совет флота принял решение оставить в Севастополе "Красный Крым" и "Червону Украину", а остальные корабли перебазировать в порты Кавказского побережья. Началось семимесячное участие "Красного Крыма" в обороне Севастополя. Участие это заключалось в обстреле вражеских позиций в районе Мекензиевых гор и Балаклавы и в многочисленных челночных рейсах из Севастополя в Новороссийск, Туапсе, Поти и Батуми. Оттуда крейсер доставлял пополнение, вооружение и боеприпасы, туда вывозил раненых, эвакуируемое население, оборудование Морского завода, запасные стволы и боезапас главного калибра для линейного корабля. Крейсер сделал 24 таких рейса.

   Каждый выход из Севастопольской бухты и обратный прорыв в нее сопровождались интенсивным огнем по кораблю с берега, налетами авиации, минной опасностью, возможностью атак торпедных катеров или подводной лодки. Поэтому боновые ворота крейсер, как правило, проходил в темное время суток, без обычных в мирные дни ориентиров и на большой скорости. В море корабль шел противолодочным зигзагом и во избежание атак береговой авиации уходил от Крыма далеко на юг к берегам Турции. При налетах авиации командир резко маневрировал, уходя от прицельного бомбометания, а зенитчики создавали плотную завесу огня. Многие десятки вражеских бомб разорвались на безопасном для корабля расстоянии от борта. Огромный труд в обеспечении длительных переходов, больших скоростей и маневрирования вложили "механики" - котельные машинисты, турбинисты, трюмные, электрики. Они не только обслуживали механизмы на ходу корабля, но и значительную часть времени стоянок отдавали ремонту вспомогательных механизмов, чистке котлов, уходу за электромоторами, генераторами и сетью освещения. А когда корабль начал получать повреждения, ремонтом корпуса и трубопроводов опять-таки занимались "механики".

   Как воевал экипаж крейсера при налетах вражеской авиации на ходу может охарактеризовать один из многочисленных эпизодов. На подходе к Новороссийску шли 18-узловым ходом. В 18.40 обнаружены самолеты противника на носовых курсовых углах. Крейсер увеличил ход до 24 узлов и начал резкое уклонение влево, а через 4 мин - вправо. Противник вышел двумя самолетами с кормы и начал бомбометание с горизонтального полета, но был встречен интенсивным зенитным огнем. 18.46 - взрыв 8 бомб справа 10*, в 25 м от борта, 18.47 - взрыв 4 бомб справа 170* - 20 м. 18.48 - три самолета идут с солнечной стороны слева. 18.49 - взрыв 6 бомб справа 90* в 40 м и 4 бомб слева 110* в 70 м. 18.52 - один самолет слева 15* идет в пике. 18.53 - взрыв 3 бомб слева 60* в 40 м. 18.54 - огонь прекращен, самолеты скрылись. Израсходовано 45 снарядов 100-мм и 82 снаряда 45-мм.

   Для выгрузки пополнения и боезапаса, для погрузки раненых и эвакуируемых, оборудования, линкоровского боезапаса и стволов 305-мм пушек "Красный Крым" становился к причалам Севастополя: к Каменной пристани, холодильнику или Морскому заводу в Южной бухте, к Угольной пристани или в Сухарной балке в Северной бухте. Все эти причалы были немцами пристреляны, долго стоять у них даже ночью не следовало. Днем же у них неминуемо следовало ожидать налета авиации. Вот еще один пример боевой работы всего экипажа крейсера.
 
   Ночью корабль вошел в Севастопольскую бухту. На борту находилось 1550 чел. с вооружением, 350 т боезапаса и 40 противотанковых и зенитных орудий. Крейсер стал на швартовы к Угольной пристани и начал выгрузку пополнения по четырем сходням бегом. Ящики с патронами передавали на причал через иллюминаторы. Пушки спускали на причал катерным краном, баркасными шлюпбалками и скатывали по сходням вручную. Затем приняли на борт 170 раненых и 1300 эвакуируемых женщин, детей и работников Морского завода. У стенки простояли 1 час 17 мин. Из базы вышли 22-узловым ходом в 03.20, вошли в плотный туман и оторвались в нем на 180 миль от берега. В Туапсе пришли, обойдя море вдоль турецкого берега.

   При многодневных стоянках в Севастополе для огневой поддержки сухопутных войск "Красный Крым" часто менял место: то на своих бочках у Инженерной пристани, то на линкоровских у Аполлоновой бухты, то в Южной бухте у стенки холодильника. К нему трудно было пристреляться и упростить налеты авиации. Он давал немцам достойный отпор. 1 ноября, стоя на своих бочках, он отбил атаки 6 пикирующих бомбардировщиков. 11 бомб разорвались за 15 м от борта, разрывные пули прострочили воду бухты. Один самолет ушел, дымя, в сторону Качи. Выпустили 41 снаряд 100-мм и 85 45-мм снарядов. На следующий день там же около корабля упало 9 бомб. Израсходовали 47 100-мм и 40 45-мм снарядов. Затем корабль ушел из Севастополя.

   9 ноября у стенки холодильника удалось рассредоточить 5 пикирующих бомбардировщиков. 10 ноября - 3 атаки по 3 самолета, 11 ноября - атака двух "Юнкерсов".
   В тот день противник начал штурм Севастополя , продолжавшийся 10 дней. Ему очень мешал огонь с двух крейсеров. Было решено уничтожить их массированным налетом авиации.

   12 ноября при стоянке у холодильника "Красный Крым" отбил без повреждений и потерь два налета: первый - двух троек "Хенкелей", второй - девятнадцати пикирующих "Юнкерсов". Зенитчики израсходовали 221 снаряд 100-мм и 497 снарядов 45-мм. Управляющие огнем, комендоры, подносчики боезапаса потрудились на славу и отстояли корабль. Без "скисаний" обеспечивали электроэнергией и связью "механики". Бороться за "живучесть", к счастью, никому не пришлось.
 
   Но не смогла отбиться от врага "Червона Украина" - крейсер такого же проекта,  с такой же почти артиллерией, тоже стоявший в подобных условиях на якоре и швартовых совсем недалеко - в районе Графской пристани. В первом налете участвовало 9 бомбардировщиков "Хенкель-111". Встреченные огнем двух спаренных 100-мм установок, самолеты сбросили бомбы неточно. Но сразу же на крейсер вышли еще три бомбардировщика, вовремя не замеченные и огнем не встреченные. Одна из бомб разорвалась у борта, другая - внутри корабля. Возникли пожары, внутрь корабля стала поступать вода. Во избежание взрыва погребов в районе пожара их затопили. Для устранения крена затопили креновые отсеки на противоположном борту. Вторая группа - пикирующие бомбардировщики - должного отпора не получила. Несколько бомб взорвались у самого борта, а две - в носовой части. Третий налет с горизонтальным бомбометанием повреждений не нанес.

   Несмотря на энергичную борьбу за живучесть и привлечение аварийно-спасательных средств базы, крейсер затонул. На нем только что сменился командир корабля, всего несколько месяцев назад крейсер вышел из капитального ремонта, когда вся команда жила на берегу. И опыта зенитчики имели меньше, чем на "Красном Крыме". Все это и послужило, вероятно, причиной неспособности создать непреодолимый зенитный огонь и вести должное наблюдение за "воздухом". А затем, при борьбе за живучесть, не было согласованности и надлежащих расчетов затопления погребов и отсеков, плохо выполнялась герметизация корпуса и отсеков, не откачивалась вода из заливаемых при тушении пожаров помещений.

   Через четверть века рядом с местом гибели "Червоной Украины" установили мемориальную доску.

   "Красный Крым" в следующие 2 дня отбил атаки 13 пикирующих бомбардировщиков, поздним вечером 14 ноября принял на борт 800 курсантов Военно-морского училища, 350 раненых, 320 женщин и детей, 50 т груза и вывез их Туапсе.

   Первые потери крейсер понес 30 ноября. При стоянке у холодильника на стенке разорвался вражеский снаряд. Были убиты командир БЧ-III, один сверхсрочник и один краснофлотец. Первые боевые повреждения корабль получил 10 декабря, когда привел из Поти два нефтеналивных транспорта. Их небольшая скорость не позволяла маневрировать при прорыве под огнем береговых батарей. Крейсер получил две пробоины выше ватерлинии, были ранены два краснофлотца.

   Второе наступление на Севастополь враг начал 17 декабря. 21 декабря "Красный Крым" совместно с "Красным Кавказом", лидером и двумя эсминцами доставил в Севастополь пополнение - морскую стрелковую бригаду из Новороссийска, дважды обстрелял главным калибром ( 185 снарядов) противника под Балаклавой, отбил налет авиации и вывез на следующий день 420 раненых.
 
   Чтобы оттянуть часть сил врага от Севастополя, было решено провести несколько десантных операций на востоке Крымского полуострова. Первая из них сорвалась из-за снега, тумана и ветра 7-8 баллов, непреодолимых для десантных средств. "Красный Крым" из точки "рандеву" в Феодосийском заливе возвратился в Новороссийск безрезультатно. 28 декабря "Красный Крым" принял на борт 2000 десантников и вышел совместно с "Красным Кавказом", тремя эсминцами, двумя тральщиками, двенадцатью катерами МО и транспортом "Кубань" в Феодосию.

   В ночь на 29 декабря "Красный Кавказ" попытался стать на швартовы к молу Феодосии, но состояние погоды не позволило это сделать до утра. "Красный Крым" высаживал свою часть десанта собственными плавсредствами, став на якорь у входа в порт. Внезапность нападения была сорвана артподготовкой и невозможностью всю ночь высадить десант с "Красного Кавказа". Десант с тральщиков и катеров оказался малочислен и не мог продвинуться вглубь обороны противника. К тому времени рассвело, "Красный Крым" оказался у врага, как на ладони, а высадить десант он еще не успел. От попаданий 6 снарядов и одной мины погибло 18 человек. Корабль получил пробоины 1,5 м2 под срезом полубака, 1 м2 в коммунальной палубе, диаметром 150 мм в кожухе трубы и полке форштевня, многочисленные осколочные пробоины, продавлен настил полубака на длине 2 м, разбит кнехт, повреждены надстройки, палуба антресолей, леерные стойки, фальшборт. Заклинены орудия № 3, № 12, зенитное орудие № 4. Возник значительный пожар.

   Устранив пожар и заделав пробоины пластырями, щитами и пробками, экипаж крейсера весь день маневрировал по Феодосийскому заливу, поддерживал огнем десант, отражал атаки авиации. Из 80 сброшенных бомб в крейсер попали лишь осколки - изрешетили левую скулу, убили двух краснофлотцев, ранили двух краснофлотцев и одного моряка из командного состава.

   На следующий день, в перерывах между налетами, всех убитых похоронили по морским правилам - в мешках, с грузом, под траурный марш, с приспусканием флага и троекратным салютом из карабинов.
   За всю операцию было израсходовано 370 снарядов главного калибра и 1700 - зенитного.

   2 января 1942 г. крейсер доставил в Феодосию из Туапсе 260 десантников и 40 т боезапаса. Штормило, был мороз, корабль обледенел. Команда приложила огромные усилия для освобождения палуб, надстроек и орудий ото льда. С этого начался новый год.

   4 января крейсер перевозил десант из 1200 чел. и 35 т боезапаса из Новороссийска в район Алушты, но погода сорвала высадку. Так же безрезультатно повторилась перевозка 5 января. 8 января были успешно перевезены десант (730 чел.) и 45 т груза в Феодосию, 15 января - высажен десант (1500 чел.) в Судаке.

   В ночь на 21 января крейсер стоял в Туапсе. Налетел резкий норд-ост "бора". Крейсер навалился на тральщик и высадил его на берег. Было совершенно темно, лил крупный холодный дождь. Волны перекатывали через борт. Крен в размахе достигал 25*. Вместо кранцев подвязали связки коек по 8-10 штук, завели дополнительные швартовы. Крепления срывало. Смыло за борт 6 человек. Спустили шлюпку, но спасли только двоих. Шторм утих только к вечеру, но корабль остался невредим. Через четыре дня крейсер участвовал в высадке десанта в Судаке - 1450 чел., 70 т боезапаса, 10 т провизии.

   После неудачи в захвате Керченского полуострова "Красный Крым" возобновил челночные операции в Севастополь. Последний поход был перед самым уходом из города советских войск - 1-2 июня. 18 июля 1942 г. приказом наркома ВМФ № 137 "За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава экипаж крейсера "Красный Крым" был удостоен звания "Гвардейский".

   Летом и осенью 1942 г. "Красный Крым" 16 раз участвовал в доставке многочисленных пополнений из Поти в Новороссийск и Туапсе, в эвакуации населения и передислокации войск из оставляемого Новороссийска. Место для базирования флота осталось только в Поти и Батуми. И там, и в походах корабли постоянно подвергались налетам авиации, но "Красный Крым" повреждений не имел.

   При освобождении Новороссийска "Красный Крым" совместно с "Красным Кавказом", лидером и двумя эсминцами в ночь на 4 февраля 1943 г. нанес артиллерийский удар для подавления огневых средств противника в районе реки Озерейки и обеспечения высадки морского десанта с малых плавсредств. Однако противодесантную оборону немцев подавить не удалось. Десантники были встречены ожесточенным огнем, отрезаны от берега и с большими потерями пробились к десанту майора Кунникова, планировавшегося в качестве отвлекающего. Возникла "Малая земля" - плацдарм для наступления на Новороссийск.

   В последующем "Красный Крым" к боевым операциям не привлекался. Он находился в Поти или Батуми и занимался боевой подготовкой и ремонтом. В июне 1944 г. крейсер прошел неполное докование в коротком плавучем доке грузоподъемностью 6000 т. Крейсер ввели в него кормой так, что носовая часть выступала на 35 м. Доку дали дифферент 5*, чтобы после его всплытия нос оказался на плаву и давал дополнительную плавучесть. В подводном положении водолазы установили кессонную перегородку между доком и кораблем. Она должна была выполнять роль батопорта, отделяя работающих в доке (до 1000 чел.) от 9-метрового столба воды. С третьей попытки удалось добиться герметичности этого батопорта.

   9 мая 1944 г. наши сухопутные войска освободили Севастополь. Все лето проводилось траление бухт и подходов к главной базе флота.
   4 ноября корабли эскадры вышли с мест базирования на Кавказском побережье и около 13 часов 5 ноября вошли в Севастополь. Головным шел и давал салют гвардейский крейсер "Красный Крым".

   1 апреля 1945 г. в службе "Красного Крыма" начался новый этап. Он вошел в состав соединения учебных кораблей, базировавшихся в Одессе...
   
   
    
   
 
 
 


Рецензии