Под одну гребёнку
Когда вспоминаю своих выпускников, пытаюсь представить, как бы сдавали этот экзамен некоторые из них. Вот, например, Миша.
Иду по школьному коридору. Подбегает ко мне третьеклассник.
- Хотите пощупать мою голову? - радостно спрашивает он меня и, как бычок, подставляет мне свою голову с чуть отросшими после стрижки наголо волосами.
Провожу рукой по его круглой голове и улыбаюсь от приятного ощущения.
- Ты как мишка плюшевый, мягкий и шёлковый, - говорю.
- А меня и зовут Миша, - отвечает. - Миша Болдуман. И погладив себя по голове поскакал дальше по коридору, неся на плечах такое чудо.
Через две недели меня попросили заменить заболевшую учительницу. Как я обрадовалась, когда увидела в группе Мишу, а ещё больше обрадовалась, услышав, как красиво Миша читает по-английски. Мы тогда читали стихотворение про кошку, следящую за рыбкой в аквариуме. Кошка разбила аквариум, пытаясь достать рыбку.
- А я стих сочинил про эту кошку, - сказал Миша, протягивая мне страницу из тетради. Читаю вслух стих и не могу сдержать восхищения.
- Да ты – Самуил Яковлевич Маршак! Как красиво переведено, точно, ярко. Ну, Миша, быть тебе переводчиком.
Как в воду глядела. Миша стал прекрасным переводчиком, работал с несколькими языками, кажется, с двенадцатью. Кроме того, был поэтом и художником. Жаль, так рано умер.
- А можно я учителям прочитаю? - спрашиваю Мишу.
Миша подарил мне свой перевод стихотворения. На перемене я прочитала его учителям.
- Я вам тоже сейчас прочитаю кое-что из Мишиного творчества, - сказала учительница начальной школы и выбежала из учительской. Через минуту вернулась с тетрадкой.
- Мы писали диктант во втором классе. Диктую, а Миша всё время просит повторить и подождать, пока он допишет. Я даже разозлилась, почему он так медленно пишет. Сдали тетради. Читаю, что такое? Вроде то, что диктовала, а у Миши всё по-другому. Диктую: «Лето. Солнце светит». А у Миши: «Вот и наступило лето! На синем небе ярко светит солнце». И дальше соловьём разливается про травку, деревья. Я ему объясняю, что это диктант, надо писать то, что диктуют. А он мне: «Но так лучше, правда?»
Как бы сейчас Миша мучился, сдавая ЕГЭ, где всё усреднённо, где нет места неординарному подходу, а надо заполнять клеточки бланков?
Или другой случай, где всё наоборот. Был в нашей школе ученик, от которого плакала вся школа. Прогуливал уроки, дважды оставался на второй год, никак не могли заставить его учиться. В восьмом классе ему было семнадцать лет! Директор школы сказала нам:
- Что хотите, делайте, но надо его выпустить на все четыре стороны. Пусть в ПТУ идёт, хоть профессию получит.
И вот экзамен по английскому языку. Берёт билет: географическое положение Великобритании. В кабинете висят карты Северной Америки и Великобритании.
- Покажи нам карту Великобритании, - просим его и протягиваем указку.
Юноша берёт указку, долго рассматривает карты и неуверенно тычет в нужную.
- Правильно, - радуемся мы. - А теперь покажи, какие моря омывают Великобританию.
Вглядывается в названия, читает.
- А теперь покажи столицу страны.
Указка движется сверху вниз и слева направо.
- На юге, на реке, крупными буквами, - подсказываем ему.
- Лондон, - громко называет столицу.
- Каких знаменитых людей, писателей, поэтов этой страны ты знаешь?
Молчит.
- Помнишь, мы 25 января отмечали день рождения шотландского поэта? Пели его песни, читали стихи. В клетчатых юбках были.
- Роберт.., - подсказываю я.
- Рождественский! - громко воскликнул ученик, довольный, что «догадался».
Комиссия заулыбалась.
- Да он и нашу литературу знает, Роберта Рождественского!
«Прости, Роберт Бёрнс», подумала я.
Сдал экзамен. Выпустили его из школы, правда, на свободе он недолго гулял. Слышала, что за распространение наркотиков попал в тюрьму, где его убили сокамерники.
До сих пор стыдно, когда вспоминаю этот экзамен. Но, ведь, дали ему шанс: иди, учись, работай! Жизнь могла сложиться и по-другому. А сдал бы он ЕГЭ? Нет.
А сколько ещё разных учеников было! Какие яркие ответы бывали на экзаменах! С гордостью и восхищением слушали учеников, поражаясь их кругозору и неординарности мышления. Не под одну гребёнку.
Свидетельство о публикации №218041101078
Но я считаю, что надо одно из двух. Или обучать молодежь, стараться давать знания..
Или проводить экзамены. Но тогда никаких знаний. Ну, может, какие-то крохи..
Совмещать - бесполезно. Или то, или другое.
Юсуф Айбазов 19.07.2019 16:20 Заявить о нарушении
Галина Марчукова 19.07.2019 13:56 Заявить о нарушении