Населенный пункт на букву М

Весна 1984 года в Афганистане ознаменовалась началом очередной Панджшерской операции. Это был самый активный период нашей «интернациональной помощи». Замыслом предусматривалось, одновременно с вводом основной группировки с юга, проведение десантной операции в середине ущелья. Высадке десанта должна предшествовать массированная авиационная подготовка, заключающаяся в ударах по целям и площадям в районе посадки вертолетов. Для этого последовательно задействовались из Союза группы Су-24 и Су-17, работающие с аэродрома Кокайды. Су-17, Су-25 и МиГ-21 из Баграма завершали обработку, Ми-24 должны обеспечивать подавление средств ПВО при высадке и дальнейшую поддержку десанта. С воздуха на Ан-26РТ всем процессом руководил лично командующий ВВС 40А под бдительным оком командования ТуркВО и представителей ставки.
Подготовка к операции происходила по правилам военно-мирного времени. Тут и постановка задачи с читкой боевого приказа, после которой ощущаешь себя полным идиотом, и даже контроль готовности в присутствии проверяющих, с каверзными вопросами, и заранее распределенными ролями отвечающих. Политработники тоже не дремали. В Баграме была организована разъяснительная работа о возрастающей роли партии, коварстве империализма и лично Ахмад-Шаха. Утром весь не участвующий состав согнали на митинг, знамена, правда, не выносили – они, к счастью, остались на Родине, а то пришлось бы еще организовывать караулы по их охране. Представляю уровень подобной шумихи в Союзе, где и с бумагой получше и проверяющих побольше, и политический штат ого-го!
Наступает время «Ч». Вертушки, им лететь дольше всего, взлетают первыми. Больше сотни вертолетов при выруливании поднимают огромное облако пыли. Вот запускают и выруливают Су-17 из разведывательной эскадрильи и эскадрильи 156 апиб. Мы, на МиГ-21, замыкаем самолетное построение. В установленное время взлетаем, переходим на канал операции. Обгоняем группы вертушек, спешащих ниже нас к району высадки. Выходим к цели, ущелье и площадки в дыму от предыдущих ударов, «101» – командующий на Ан-26РТ разрешает работу. Наша задача - засыпать площади в районах возможного противодействия. Зарядка - кассеты РБК-250 АО-1, их, для обеспечения рассеивания содержимого - мелких килограммовых осколочных бомб , бросаем почти из стратосферы. Видны сотни вспышек с дымками и пылью на склонах. Подходят группы Ми-24, они обрабатывают заданные цели и остаются для прикрытия высадки. Вот Ми-8 запрашивают разрешение на посадку, начинается высадка десанта. Особого противодействия с земли, судя по спокойному радиообмену, нет.
Вдруг в эфир врывается бодрый запрос:
- 401 подхожу группой, разрешите подход и работу.
Ничего себе, Су-17 с Союза из Кокайтов подлетели, при недельной подготовке к вылету умудрились опоздать на 20 минут! Здорово видно из там политрабочие задолбали. За писаниной в тетрадях, хождением «пеший по-летному», контролями, митингами и т. п. забыли, что надо еще и вовремя взлетать! Какой удар - десант уже на земле!
101 быстро реагирует:
- 401, работу запрещаю!
- А бомбы куда?
В эфире минутная пауза. Бомбы можно просто выкинуть в горы, но это, для начала операции, после всех митингов, как-то не по-боевому!
- 401, вам запасная цель 20 километров западнее, населенный пункт на букву М.
Вот это целеуказание!
Пауза, и не очень уверенный, куда деваться, ответ:
- 401 понял.
Смотрю на карту - в долине, западнее 20 км района высадки – только один кишлак на букву М - Ману. Не знаю, чем он там насолил. Верхам виднее, видно какая-то информация была. Появляется правда сомнение, что в полете, который не удался еще до взлета, пункт на указанную букву «сухие» смогут найти.
Вопрос с перенацеливанием в полете, да и вообще нахождением в воздухе нужной цели на земле, был вообще-то сложным. Новую цель в воздухе в ПРНК не введешь, даже если он есть. Хорошо, когда перед полетом есть фотопланшет цели, фотка остается в голове и найти цель на местности не представляет никаких проблем. А когда только координаты и описание, или вертушки целеуказания бросят САБ в полукилометре, а кричат, что цель в 50 м от дыма.  Ну а для совсем новой цели нужна как минимум карта и четкое представление о своем месте.   
  Бомбометание в горах производилось в основном в ручном режиме (а на МиГ-21 другого вообще не было). Кроме немаловажного момента нахождения цели, необходимо обязательно знать ее точную высоту, определяя все это по изогипсам километровки (карты масштаба 1:100 000). Умудренные опытом командиры ударных групп, особенно при действиях по вызову, возили с собой кипы различных карт. Воспользоваться двухметровой склейкой карты в тесной одноместной кабине тоже представляло определенную сложность. Я через пару – тройку первых вылетов сделал важную доработку в прицел. Доработка заключалась в том, что из резинки от трусов сшил петлю, которой карта цели надежно прикреплялась к подушке оптического прицела – и руки свободны и карта перед глазами. 
Сомнения мои оказались обоснованными.
- 101, я 401, вышел в район цели
- 401, разрешаю работу.
- 401, на боевом, … сброс.
Минута тишины, видно ведомый не спешит, смотрит, где разрывы,
Вдруг в эфир врывается истошный крик:
- Я 245, на земле, нас «стрижи» бомбят, … над Чаугани?
Помню без карты, Чаугани - населенный пункт на повороте дороги на Саланг - там располагался наш мотострелковый батальон, от заданной бомберам цели будет километров 60-70.
В эфире генералький рев:
- 101, кто, мать вашу, над Чаугани?
Молчание.
- 401, место?
- 401 над пунктом на букву М., пара на боевом, подходит второе звено!
Вопль с земли:
- Еще один сбросил!
Рычание 101-го:
- Сам ты блин на букву М.! Всем в районе запрещаю работу! 401, чтоб больше тебя здесь не видел, на точку, разгрузиться над горами!
- Понял. Группе 401 прекратить работу, на точку.
- 245, я 101, как там у вас, доложи обстановку!
- 101, двое «стрижей» по нам отработали.
- Потери есть?
- Выясняем!
- 401 отошел с курсом 355, разрешите на шестой.
- Мыы, … аю!

Можно понять затурканных личным составом, подготовками, контролями и митингами командиров-летчиков, которые в первом боевом вылете опоздали со взлетом на 20 минут. Получив мудрое перенацеливание, они отсчитали на восток 20 км, потом как то получилось еще 40, нашли среди других мелких кишлаков крупный населенный пункт на букву М. - Чаугани. Казармы, военный городок с укреплениями представился вполне естественной целью.
Спасли пехоту и наших летчиков наличие в составе батальона авиационного наводчика с работающей радиостанцией, видно от скуки прослушивал частоту операции, а так же не очень эффективные боеприпасы атакующих – старые (еще черные) РБК-250 АО 2,5.
Не знаю, чем для Су-17 далее закончилась эта история, в связи с отсутствием безвозвратных потерь у пехоты, отделались, очевидно, малой кровью. Хотя без строгого партийного реагирования уж точно не обошлось (невнимательно изучили летчики, что мыслили и написали основоположники марксизма по теме нахождения в полете заданной цели).


Рецензии