29 октября

Как то при очередной разборке старых бумаг мне попались три желтые страницы с записью радиообмена, записанного на магнитофоны КДП в Баграме и Ан-26РТ 29 октября 1983 года. Начало записи в 12 часов 03 минуты, конец в 12 часов 36 минут, всего 33 минуты, определившие выбор между жизнью и смертью.
29 октября 1983 года, Афганистан, аэродром Баграм. Позади четыре месяца нашего пребывания в Афганистане, сотни боевых вылетов, тонны бомб и снарядов, выброшенных с одной понимаемой целью – уменьшить потери наших на земле.
День начался бестолково. Назначенные на утро удары по группе опорных пунктов «духов» в ущелье в районе Дахани-Барик юго-западнее Бамиана не состоялись. Сначала вертушки ПСО (поисково-спасательного обеспечения) опоздали с вылетом, потом оказалось, что цель закрыта облаками. К полудню погода улучшается, и мы получаем приказ на вылет. По замыслу моя пара (в тот день вместо своего обычного ведомого капитана Виктора Скворцова я летал с капитаном Сергеем Путятиным – позывной 545, мой позывной 905) подавляет средства ПВО, вторая  пара (старший штурман полка Виталий Евтухов - 907 и начальник разведки полка Игорь Долгих - 908), а так же летчики последующего звена - нашего командира полка Петра Петровича Тарасевича (901), наносят удар по целям бомбами. У нас по четыре разовых бомбовых кассеты РБК-250АО2,5 - старые послевоенные боеприпасы черного цвета с несколькими десятками 2.5 килограммовых осколочных бомб,   у остальных  - по две пятисотки  ФАБ-500ШН.
Вообще-то ФАБ-500ШН – штурмовые бомбы с парашютной системой для  применения  с горизонтального полета и малых высот. Но нормальных бомб на складе сегодня нет, тыл за нами не успевает, приходится возить духам то, что осталось. Однажды, с подачи тыловиков нас даже заставили летать с половинной нагрузкой, тылы видно поражение целей не очень волнует. Продать «духам» машину бомботары, керосин или обмундирование – для них как-то роднее, понятнее и полезнее.
Нашли мы ФАБ-500ШН на складе нашего ОБАТО в период очередного обострения дефицита боеприпасов. Виталий, как лицо, ответственное за «вывоз бомб», покопавшись в баллистических таблицах, подвигал родной линейкой НЛ-10, почесал «репу» и рассчитал параметры сброса этих бомб с пикирования. Полученный результат очень сильного беспокойства не вызывал: угол пикирования 40; (вместо обычных 30;), высота сброса на скорости 1000 км/ч - 800 м (вместо 1200 м); с перегрузкой 7 вывод получался на высоте около 300 метров вместо 550.  Близкие параметры сброса были и для ОДАБ-500 (они были тоже только с парашютом). С другой стороны, более низкий вывод – большая вероятность поражения с земли. Но ничего другого нет,  додумались же тыловики завезти эти бомбы в горный район!
Взлетаем, разворот с набором высоты на запад. Справа внизу остается Бамиан со знаменитыми статуями Будды в скале и пещерным храмом. Пара вертушек ПСО уже ждет в десяти  километрах севернее цели.
Ущелье довольно глубокое – даже с пикирования заход только с двух сторон. Мы с Путятиным в двух в двух заходах сбрасываем РБК - они рассыпаются по склонам у цели небольшими вспышками осколочных бомб. Виталий атакует с курсом на север, пикирование, сброс, видны тормозные парашюты штурмовых бомб, взрывы, расходящийся круг ударной волны, столбы дыма, всплески пыли от падающих крупных осколков. Солнце в зените  - огонь с земли не будет виден, если бы и был. Когда зенитные установки стреляют из тени, с высоты хорошо видно дульное пламя, похожее на электросварку. В сумерки видны еще и трассеры, расчерчивающие полосами темное пространство наступающей ночи. Маленький огонек на земле обычно пробуждает внутри голос далеких диких предков, заставляет снижаться в приземный мир и расстреливать по нему весь боекомплект пушки. Но сейчас стрельбы не видно


12 часов 03 минуты - 103 (представитель ВВС 40 Армии на борту АН-26РТ) , 905 отработал?
 - 905, работает ударная группа.
Замыкающий в нашей группе Игорь вводит в пикирование вдоль ущелья с курсом на юг.
- 908 на боевом 180.
Слежу за ним, сброс, парашюты бомб, взрывы! Через несколько секунд:
12.04 - 908, загорелась  лампа «Пожар»!
- Проверь параметры двигателя. Дыма за тобой не вижу.
- 908, нормально.
- 907, пожар не подтверждаю.
- 103, кто доложил пожар?
- У 908 сработала сигнализация.

12.05 – 908 лампа погасла.
- 908,  упало давление в основной гидросистеме.
Совокупность отказов настораживает. Сигнализация о пожаре иногда срабатывает из-за отказа датчиков, но сейчас еще и отказ гидросистемы?
- Проверь  давление в бустерной.
-  908, в норме.
- Давление в основной?
- Ноль.

Догоняем в развороте самолет Игоря, слева подстраивается Виталий. Развернувшись на восток, медленно набираем высоту.
12.07 -103, передайте на «Элипс» (сменный позывной Баграма), пусть обеспечат 908 внеочередную посадку.
-  «Элипс», 103 обеспечьте 908 внеочередную посадку.
- «Элипс» понял.
Под нами горный хребет, вертушки ПСО остались над целью. События продолжают закручиваться в невеселую спираль.
12.09 - 908,  в бустерной тоже упало до 60! 
- Как управление?
- Пока управляется.
Гидроусилители стабилизатора необратимой схемы, при полном падении давления в обеих гидросистемах ручку управления заклинивает. По крену, правда, можно управлять с большими усилиями. Сесть в таком случае нельзя, но, чтобы не прыгать в горах,  можно управлять по тангажу изменением оборотов. Устойчивый по скорости самолет при ее увеличении набирает высоту, а при торможении опускает нос. Так можно дотянуть до аэродрома - катапультироваться в охраняемой зоне как-то веселей. 
- 908, сбалансируй на этой скорости.
- Сбалансировал.
- 907, стань ближе слева.
Виталий переходит влево.  Подхожу ближе. По фюзеляжу снизу красноватые  разводы от текущей «гидражки», за хвостом серебристый след, очевидно керосин – повреждены баки или трубопроводы. Если течет керосин, хватит ли до дома?  Связи с аэродромом еще нет – мешают горы.
12.11 -  (905) 901, передай на «Элипс» - пару  ПСО в воздух.
- «Элипс», я 901, подними пару ПСО.
- «Элипс» понял.
- (905) 908, как управление?
- Управляю.
- 901, все на точку.
Под нами горы и ущелья, если катапультироваться здесь, быстро не найдут! До аэродрома еще километров сто. Томительно тянется время, кажется, висим на одном месте. Наконец,  впереди появляется темное пятно долины.
12.14 –(КП)  905, Ваше удаление 55.
Горный хребет заканчивается, должны выйти к посадочному курсу на удалении около 40 км.
12.15 – 908 загорелась лампа «Масло».
- (905) Давление масла?
- 3,5.
Под нами плоское предгорье, далее зеленка.
12.17 - 239 (позывной ведущего Ми-8), взлет.
- Взлетайте.
Это руководитель полетов (РП) Анатолий Иванович Кулешов отлавливает пару Ми-8, заходящую на площадку Баграмского госпиталя, переводит ее на наш канал и направляет нам навстречу.
12.18 – 908, будем снижаться?
- Снижаемся.
Вдруг за хвостом самолета Игоря возникает и разрастается без дыма, в полной тишине длинный, метров на 20, колеблющийся огненный хвост – картина, в реальность которой трудно поверить.
12.19. – (905) Игорь горишь, прыгай!
- (907) 908 , катапультируйся, горишь!
Доли секунд растягиваются в вечность, почему не прыгает?
Кричим еще раз в эфир одновременно с Виталием:
 - 908, катапультируйся!

Игорь, услышав команду, взглянул в перископ. За хвостом вместо привычной дымки во все стороны рвалось яркое пламя. Небольшая заминка - «выходить» из самолета совсем не хотелось – и, бросив ручку и РУД, сжал и потянул на себя красные ручки. Не работает? Но вот стукнули по локтям ограничители разброса рук, притянуло ноги и плечи, улетел фонарь и сильно ударив снизу, кресло вынесло летчика из самолета. В лицо ударил встречный холодный поток,  кресло резко стабилизировалось и понеслось вниз.

У нас время тоже остановилось. Почему ждет? Ведь обычный исход пожара – взрыв баков и разрушение самолета в воздухе. Вот, наконец, отлетает фонарь, вспышка, и кресло с летчиком выбрасывается наружу. Горящий самолет, медленно опуская нос, заваливается влево и крутой спиралью уходит вниз. Все внимание креслу. Вот точка разделяется надвое, и раскрывается красно-белый купол парашюта. Высота 2500,  встаем в круг.
- (905) Парашют раскрылся.

Пролетев немного с летчиком, кресло ушло вниз - сильно тряхнув, раскрылся  парашют. Игорь осмотрелся, один ботинок сорвало при катапультировании – если не считать самолета, больше потерь нет. Глупую мысль,  как придется ходить в Баграме, сменила другая - туда надо еще попасть. Уютный теплый мир кабины сменился открытым пространством, вверху шелестел наполненный потоком купол, внизу полупустынная местность с отдельными крепостями и колодцами. Тройка МиГов гудела где-то рядом, но это уже в другом мире. Выдернул фал, НАЗ выпал и повис внизу (НАЗ – носимый аварийный запас, небольшой пакет с радиостанцией и самым необходимым для летчика при катапультировании, в Афганистане большую часть продуктов, рыболовных снастей и прочего сменил автомат Калашникова АКМСу с коротким стволом и двумя магазинами по 30 патронов).

12.19 - (РП) 239 связь с 905.
- 413 (ведомый Ми-8) на месте.
- 905- я 239.
- (905) 239 подходи по посадочному курсу удаление 30-32.
- (РП) 905, остаток?
- 700, наблюдаю 908, высота 2000.
- 905, 239 отхожу с курсом 220.
- (905) С этим курсом.

12.21- 901, какой населенный пункт?
Достать карту и искать название невозможно:
- (905) По посадочному,  километров 10 юго-западнее Карабага, большое ровное место.
- (РСП) 905 ваше удаление 32,  азимут 210.
- 905, на посадочном, южнее Карабага.
- (РП) В азимуте 200- 220.
 Крутим пологую спираль со снижением. Внутри разворота маленькая фигурка на парашюте. Помочь Игорю уже не в силах!
- (905) Высота парашюта 1200.
- (905) 239, подходи правее большой дороги, характерный вход в ущелье справа от дороги, большое желтое место.
12.22.-  545 (РП), остаток.
-  450.
- (РП) 907 и  545, на точку, на восьмой - РП понимает, что они уже лишние.
Вертушки где-то на полпути.

Игорь посмотрел вниз. Почти неподвижная ранее земля начала приближаться. Из ближайшей крепости выскочил и побежал человек, из колодца вылезло еще двое. Скорость сближения увеличилась, НАЗ стукнулся об землю, вот и она, больно ударив, свалила с ног. Парашют, не погаснув сразу, протащил немного по земле. Прилетели.
12.25 – (905) Парашютист приземлился! 239, смотри, открытое место, желтое пятно, южнее парашют.
- 905 (РСП), уменьшите радиус виража.
- 905, сейчас прохожу над ним, перпендикулярно большой дороги грунтовая, южнее ее метров 300.
-239 подхожу на 2000.
Снижаюсь, от места приземления летчика до ближайшей крепости метров 200, недалеко видны несколько колодцев. А это что за встречающие - несколько человек бежали к парашюту. Вертолетчики уже надо мной:
- (239) 905, это ты в вираже внизу?
- (905) Прохожу над местом, парашют южнее белого пятна.
 - 905 (РП), остаток?
- (905) Пока побуду!
Люди, из крепости и колодцев, приближались. Хлеба с солью не видно, хотя видно не с пустыми руками. Уже совсем близко, Проклятый НАЗ с автоматом застрял в десяти метрах камнях,  пока надежда только на ПМ. Выстрелы из пистолета прозвучали слабыми хлопками. Вот и ответная стрельба! НАЗ никак не вытягивается. Пистолет с запасной обоймой и пара гранат – не очень большой арсенал!   
12.29 – (905) 239, смотри, обозначаю место из пушки.   
Отхожу в сторону, разворот. Кнопка перезарядки - пушка отзывается глухим стуком под фюзеляжем. Пологое пикирование. Пора! Длинная очередь, торопливое рокотание пушки, выбрасывающей по 50 снарядов в секунду. Первые разрывы ложатся правее парашюта в районе бегущих фигурок, не спешите ребята, последние снаряды крошат стены дувала. Вывод!
Игорь попытался еще раз подтащить в себе НАЗ. Вдруг громкий треск пушки, МиГ пронесся над духами, длинной очередью подняв фонтаны пыли и уложив приближающихся на землю. Надолго ли? Если обойдут с разных сторон, без автомата долго не продержаться. Но вот и шум вертушки, правда где-то очень высоко.
- (905) 239, смотри северо-западнее разрывов, парашют. Пыль видишь, он вначале трассы.
- (239) Не вижу.
- (905) Смотри пыль, северо-западнее белый паращют.
- 413, наблюдаю.
-239, где?
12.30 -  (413) Он подо мной, маленький белый парашют, южнее его лежит.
- (413) 239, переводи на снижение.
-239, куда снижаться?
-413, виноград, справа в районе первых выстрелов, по дороге влево и туда.
12.32 - (413) 239, пройдите по дороге.
- (413) 239, вправо 30.
- (413) 239, наблюдаете слева?
- (239) 413, слева впереди?
- 239, наблюдаю парашют.
- 239, сажусь.
Все, мне пора уходить, топлива почти нет – расходомер перевалил половину последнего 200- литрового деления, но аэродром рядом, должно хватить.
- 905, захожу на посадку.
- 905 (РП), на посадку.
12.34 - 239, парашютист живой, все нормально.
- 905 (РП) остаток?
Стрелка расходомера подползла к 0, но чувствую, что на посадку при выпуске шасси в последний момент должно хватить.
 -905, хватит, на посадочном, пока без шасси.
- (РП) Понял.
Новая вводная – слева с круга заходит афганец на МиГ-21ПФ. Меня не видит, расходимся метрах в 30 и летим рядом. У меня выбора нет:
- 905, тут друг заходит, убери его на второй или садимся в паре.
- (РП) Понял, передаю.
Через некоторое время мой незваный сосед, повернув голову в мою сторону, убирает колеса и отваливает влево.
Вертолет сел совсем рядом. Игорь отстегивает фал НАЗа, который так и не удалось подтянуть к себе - подарок духам,  бросок к вертолету, быстро втаскивают в кабину, взлет.
12.36 – 239, взлетел,  летчик на борту, невредим.
Маркер дальнего сработал на высоте 800 метров, кран шасси на выпуск, РУД, по прежнему, на МГ, крутое снижение под полосу. Скорость постепенно падает до 400, закрылки на 45, РУД на упор СПС.
- 905, дальний, шасси выпустил.
- (РП) Проверь выпуск, посадка.
-  413, на месте.
Полоса быстро приближается, скорость 340, добавляю обороты до 80%, первое выравнивание, второе, обороты на упор, касание, пробег, тормозной паращют.
Пока заруливал на стоянку, вертолеты уже подошли к аэродрому. Встречаем их на стоянке. Открывается дверь, ставят трап, показывается Игорь, бледный (11 минут на земле не прошли даром),  поцарапанный,  в одном ботинке, главное живой! Потери - сбитый самолет,  ботинок, НАЗ, ЗШ и три пробоины в вертолете не сравнимы с этим фактом! 
Стакан спирта от стресса, небольшой разбор, кто, что видел, доклад наверх. В связи со счастливым концом обычный этап «наказания невиновных» очевидно не состоится. Вечером по ЗАС звонит Главком ВВС, Игорь уложенный на снятую с петель жесткую дверь - болит позвоночник, уже в полностью разобранном состоянии. Общается с Главкомом командир, в конце разговора расплывается в улыбке: - Служу Советскому Союзу!
На следующее утро дважды безрезультатно искал на спарке МиГ-21УМ упавший самолет, он очевидно не взорвался, с большим углом вошел где-то глубоко в землю, а воронок в долине за четыре года не пересчитать. Говорят позднее духи объявили о поражении двух наших самолетов, нашли видно в разных местах и самолет, кресло,  НАЗ, и ЗШ с надписью И. Долгих.
Весной Игорю вручили орден Красного Знамени, после катапультирования  он целый год не летал – получил все же компрессионный перелом позвоночника. Кресло КМ-1 было довольно травматичным, примерно половина катапультирующихся летчиков получала сдвиг межпозвоночных хрящей. Через год прошел ВЛК, восстановился, переучился на МиГ-29 и затем завершил службу уже в другой стране командиром 927 истребительной авиационной базы Республики Беларусь, которая в августе 2010 тоже исчезла при слиянии с 61 иаб в Барановичах, как исчезли многие–многие другие прославленные части и соединения.


Рецензии