Окончание гастролей

В Афганистане в 1983-84 годах наш полк базировался на трех аэродромах - в Баграме и Шинданте по одной эскадрилье и кроме этого дежурное звено из 4 самолетов сидело в Кандагаре. Периодически командованием полка, которое находилось в Баграме, производились посещения аэродромов Шиндант и Кандагар. Обычно, чтобы не связываться с ожиданием попутного «борта», производилось это на «собственном транспорте» – учебно-боевом двухместном МиГ-21ум. 
Во время одного моего прилета в Шиндант, туда с гастролями прибыл Театр Советской Армии – тогда многие артисты посещали с концертами боевые части. Встревали их с любовью – частица мирной домашней жизни, да и в какой отдаленный гарнизон когда прилетит звезда? Встреча в Шинданте тоже не была исключением, Людмила Чурсина, Алина Покровская, другие артисты театра.
           Ранее труппа уже посетила Кабул. После гостеприимного приема, организованного командованием 40А артисты при прилете выглядели немного уставшими. В честь гостей возвратившееся после удара наше звено МиГ-21 скрутило артистам тройку петель над аэродромом, 156 апиб продемонстрировал  на стоянке свои большие Су-17М3. Однако состязаться в гостеприимстве с 5 гвардейской мотострелковой дивизией мы не могли, да и клуб у нас был простой ангар со скамейками из досок, поэтому артисты были увезены пехотой в штаб дивизии, где и состоялся концерт.
На следующий день труппа возвращалась домой в Союз. Гости, прибывшие из дивизии, в ожидании рейсового самолета расположились с тени деревьев у КДП. Артисты явно устали от танков, стрельбы из пушек и вчерашнего позднего ужина. Ил–18, следующий по маршруту Ташкент – Кандагар – Шиндант - Ташкент задерживался. Время обеда еще не наступило, но легкий ланч на травке, и не только с чаем и кофе, как-то скрашивал ожидание транспорта. Здесь же расположились отлетающие отпускники и заменяющиеся офицеры с соответствующим обстановке настроем и его материальным наполнением.
Появилась возможность и авиаторам вновь отметиться в гостеприимстве. Проход после удара наших соседей, звена Су-17 не очень впечатлил – слишком высоко, тихо и медленно. Теперь очередь за истребителями – у замкомэски майора  Ивана Абезина случился полет на сложный пилотаж по плану ввода в строй после  перенесенного гепатита. Над аэродромом Иван выложился полностью – пилотаж с нижней границей маневров в 100 м  - красиво, и иногда даже немного страшно – руководя полетами, я на КДП даже раз не выдержал, крикнув в эфир - Выводи!
Однако и это зрелище зрителей тоже как-то не очень заинтересовало, так устали – из пушки стрелять было видно интереснее. Стало немного обидно за авиацию!
Командую Ивану:
- После задания пройди у КДП пониже.
Уж этот элемент был отработан в нашем полку давно. Надо отойти в сторону на 8-10 км, далее снижение, над ближним приводом, для пущего шуму включается форсаж, и чтобы не перескочить скорость звука и не побить стекла, выпускаются тормозные щитки.
На всякий случай с вышки предупреждаю отдыхающих внизу, что сейчас будет проход истребителя низко, быстро и громко. Сообщение не вызывает особого  внимания, а напрасно…
Самолет на удалении около 10 км со снижением вышел на посадочный курс, пока еще еле заметная маленькая дымная точка без звука. Вот исчез дымный след, означающий включение форсажа, точка за секунду выросла в самолет, который на уровне стекол КДП (лицо можно было узнать кабине) и немыслимой для нормального восприятия скорости пронесся над деревьями. Над зрителями Иван с перегрузкой 7 «переломал» самолет и свечой ушел вверх. В этот момент громом с ясного неба ударил непереносимой громкости звук раздираемого металлом воздуха и ревущего двигателя. Маневр вызвал шквал, на земле закрутились два смерча, поднимающие в воздух пыль и легкие предметы. 
Эффект оказался ошеломляющим. Мужская половина, думая, что начался обстрел аэродрома,  с опозданием упала на землю, пытаясь врыться в нее поглубже. Более стойкие и заторможенные женщины, не успев ничего понять, с закрытыми от страха и пыли глазами пытались одернуть вниз поднятые шквалом элементы одежды. Остатки выпивки улетучились в воздухе, закуску и все непривязанные предметы разбросало вокруг. Самолет исчез в небе, потом маленькой далекой точкой зашел на посадку и уже на пробеге стал хорошо виден. Сброс тормозного парашюта, заруливание на стоянку.
Ошеломленные гости понемногу пришли в себя, ведь предупреждал же, что будет громко, даже громче, чем из пушки. К счастью зрителей, это оказался  не обстрел, а всего лишь небольшое хулиганство, поэтому эмоциональные и материальные потери были поняты и списаны на боевые условия.
Иван после посадки вылез из кабины, и, предупрежденный на рулении, пошел со мной и флягой со спиртом извиняться за причиненный ущерб. Нас немного пожурили, но было ясно, что в связи со счастливым концом происшествие внесло явно позитивный эмоциональный настрой и показалось событием, усилившим яркие впечатления о поездке на войну. 


Рецензии