Патерсон

ДРАМА С КОМЕДИЙНЫМ ОТТЕНКОМ, РОУД-МУВИ, АРТХАУС
Патерсон (Paterson). США, Франция, Германия, 2016. Режиссёр и сценарист – Джим Джармуш. В главной роли – Адам Драйвер. Оператор – Фредерик Элмс.

__________________________________

В городе Патерсоне, штат Нью-Джерси, живёт человек, и зовут его Патерсон. В 6.15 Патерсон просыпается рядом с любимой, смотрит, как раскинулись её чёрные волосы, обрамляя прекрасный лик, наглядеться не может. Потом, не спеша, в задумчивости собирается на работу, Патерсон из города Патерсона. Кто он? И почему о нём фильм? Почему, например, не Уильям Карлос Уильямс, стал её героем – поэт, написавший про город Патерсон пять томов стихотворений, от которых американцы страдают:

«Я не сомневаюсь, что эта книга является одной из причин, почему некоторые люди ненавидят поэзию, ведь она во многом огорчительна, но я думаю, что она стоит внимания» («I have no doubt that this book is one of the reasons that some people hate poetry, because it is frustrating at many points, but I think it's also worthwhile»). Отзыв на книжном сайте.

Патерсон из города Патерсона, где поровну белых, чёрных и смуглых латинос – водитель автобуса, который пишет стихи про город Патерсон. Но может быть, есть смысл взглянуть под другим углом: он поэт, который водит автобус в городе Патерсон? (По иронии судьбы его роль досталась Адаму Драйверу, чья фамилия так и переводится – «водитель».)

Джармуш снял очередной фильм об искусстве. В этот раз – о поэзии. Её герои: как вы уже поняли, водитель-поэт; а также его жена Лаура, совсем как у Петрарки; его пёс – английский бульдог Марвин, несчастная, надо сказать, псина, одинокая и непонятая; бармен бара, куда каждый вечер заходит Патерсон пропустить кружку пива; полусумасшедшая негритянская парочка; приземлённый товарищ по автопарку, который неизменно начинает отвечать на вопрос «Как дела?» словами «Ну, раз уж ты спросил»... А ещё случайные персонажи, которые, конечно же, на самом деле совсем не случайные. И маленькие события, которые незаметны, пока на них не посмотришь через увеличительное стекло поэзии. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»

По форме «Патерсон» - это любимый Джармушем жанр роуд-муви – изо дня в день повторяющаяся в бесконечном цикле дорога. Для того, чтобы фильм выглядел, как поэма о Патерсоне – человеке и городе - Джармуш разбил его на анафоричные строки, не слишком заботясь о рифме, скорее, это верлибр. Фильм больше отличает тембр, ритм, гармония, красота и мелодия, чем замысловатый сюжет. Он похож на медитацию, а не на кино. Во многом это заслуга самого Джармуша. Но и оператор Фредерик Элмс, известный по другим джармушевским фильмам: «Ночь на Земле», «Кофе и сигареты», «Сломанные цветы», - приложил к сему камеру. У него получились удивительной красоты ракурсы.

Пускай некоторые критики ругаются, всё равно это 11 из 11. :)


Рецензии
Этот фильм о том, что когда всё потеряно, не надо отчаиваться, особенно в творчестве. О том, что надо иметь мужество начать всё с чистого листа, с нового блокнота. И у Патерсона такое мужество присутствует - он поэт. ))

Людмила Либерцева   16.07.2018 22:06     Заявить о нарушении