Рассказ про подрывника

Про этот случай мне рассказал мой сосед по лестничной площадке Вячеслав Петрович, через много,  много лет после. После выхода на пенсию.  В то время он летал командиром на вертолете Ми-4.
Наш город стоит на берегу Малой Североной Двины. А Малая северная Двина образуется от слияния двух рек, Юга и Сухоны, которые текут с юга. Это значит, что весной ледоход начинается с верховьев этих рек. А в наших краях образуются ледяные заторы.  Это проблема. Подтапливаются населенные пункты, и существует опасность сноса железнодорожного моста. Если снесет мост, то, как повезут уголь с далекой Воркуты и сами жители поедут в отпуск в Сочи? Короче, проблему борьбы с заторами выше города по течению решают методом разрушения льда разными способами. Просто катером разламывали лёд или ослабляли прочность льда, разбрасывая черный шлак с самолета, чтобы под теплыми солнечными лучами образовывались полыньи. Иногда разрушали лед взрывами. Закладывали несколько зарядов взрывчатки в линию, а потом подрывали. Образовывалась трещина во льду, что ослабляло прочность всего ледяного покрова.

 В ту весну решили лед взрывать. Речники для этого дела заказали вертолет в местном аэропорту и специалиста подрывника. Полетели. Перед вылетом подрывник загрузил в вертолет два ящика. В одном были круглые цилиндры взрывчатки с дырочкой в средине.  В другом ящике были детонаторы. Лёд рушить нужно было так. Вячеслав Петрович приземляет вертолет в нужном месте на лед до касания. Подрывник берет несколько штук зарядов, столько же детонаторов, моток огнепроводного шнура, а так же ледобур и с этим снаряжением выходит на лед.  Вертолет улетает не далеко на берег или в другое место на лёд.  Подрывник бурит лунки во льду, закладывает в них заряды, а потом поджигает шнур и удаляется на безопасное расстояние.  Взрыв, крошки льда с водой летят в небо, образуется трещина. Вертолет забирает подрывника и они летят в другое место.

 Так оно и было, может, один или два раза. Только долго это, трудно и неудобно. Вылезать, бурить, отбегать, вертолет до берега гонять. Вот чем славятся русские, так это что-то придумывать и усовершенствовать. Помните.  Один даже кашу из топора умудрился сварить. Короче, подрывник обратился к командиру с таким предложением. Вертолет идет надо льдом на полметра высоты, а подрывник сбрасывает готовые с подожженным запалом  заряды через определенное расстояние. Потом вертолет набирает высоту и летит в другое место. А заряды взрываются. И никто не узнает, были они в лед заложены или на льду взорвались. Одно только подрывник не сказал командиру, что категорически нельзя снаряжать заряды на борту вертолета, а Вячеслав Петрович этого не знал. Не специалист он в этом деле.  Полетели. Получалось хорошо и быстро. Вертолет медленно смещался над рекой, подрывник в открытую дверь выбрасывает заряды, бортмеханик следит за этим со своего рабочего места.

Сейчас немного подробнее  об устройстве вертолета и о взаимодействии членов экипажа. Оно нам понадобится. У вертолета рядом с колесом основного шасси есть ступенька, которую используют при входе в салон вертолета. Рабочее место бортмеханика находится на лесенке, которая ведет в пилотскую кабину. Механик может наблюдать, что происходит в салоне вертолета и общаться с пилотами.  Взаимодействовали так. Как только подрывник закончит сбрасывать заряды, он отходит от двери. Бортмеханик говорит об этом пилотам, вертолет набирает высоту и летит в другое место.

 Так было и на этот раз. Подрывник отошел от двери, хотя как-то очень быстро. Но бортмеханик не обратил на это внимания и подал знак пилотам, что работа на этом участке закончена. Вертолет устремился вверх. Только дело этим не закончилось. Подрывник что-то кричал, а в вертолете довольно шумно, слов не разобрать, и показывал на открытую дверь. Бортмеханик быстро спустился со своей лесенки, подошел к двери и посмотрел туда, куда указывал подрывник. Картина была не для слабонервных.  На летящем вертолете, на ступеньке около колеса лежал заряд взрывчатки с подожженным запальным шнуром. Оставшаяся часть горящего шнура  на глазах уменьшалась. Видимо, подрывник случайно кинул этот адский пакет близко к ступеньке,  и воздушным потоком его занесло на ступеньку и прижало.  Нужно что-то делать, и делать очень быстро. Ступенька находится за бортом. Не выйти. Сразу сдунет  струёй воздуха от несущего винта, работающего на повышенном режиме.  Палки никакой нет, чтобы спихнуть взрывчатку.  Вертолет уже находился довольно высоко, пока снизишься и сядешь, может рвануть.

 Бортмеханик бросился в кабину, чтобы сообщить ситуацию командиру. Командир не сразу, но понял, что случилось. Сказал механику, чтобы шел к двери и наблюдал, а сам стал выполнять манипуляции вертолетом, что-то типа, создания невесомости со скольжением.  Надо сказать, успешно.  Взрывчатка с дымящимся шнуром улетела в пустоту. Механик доложил об этом командиру. Командир повел вертолет на посадку на ближайшую проталину на берегу реки.

После посадки все вышли. Механик с подрывником через дверь в салоне, наступая на ту ступеньку, на которой еще недавно лежала взрывчатка, пилоты через свои двери в кабине.  Сошлись на проталинке. Вячеслав Петрович отвесил подрывнику пару оплеух. Тот молчал.  Потом сказал, что на сегодня полеты закончены. Перелетели с берега в аэропорт. Потом на привокзальной площади взяли такси и поехали в город все вчетвером. Остановились у магазина. Подрывник взял четыре бутылки водки, что-то из закуски. Поехали дальше на берег реки повыше речного вокзала  на проталинку. Уже на другую. Уселись на какие-то бревна. Сияло весеннее солнце. Сверкал на солнце лед на реке. За рекой голубел лес. Было так хорошо и мирно. Первый раз выпили за удачу. Второй раз за дружбу. С подрывником замирились и потом еще несколько раз с ним летали. Но строго по инструкции.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.