Она прожила чужую жизнь - 3. главы 4, 5
Выросшая в небольшом городке, сплошь застроенном одноэтажными домами с палисадниками, садами и огородами, Лариса летом буквально задыхалась в городской раскалённой квартире.
Сразу после переезда увлеклась походами на пляж, но вскоре надоело бесцельно выляться на песке, дурея от жары. Когда пляж рядом и всегда можно пойти позагорать, он теряет свою привлекательность. К тому же, там стало довольно многолюдно: в небольшой городок на Днепре летом приезжало много отдыхающих. Ещё бы, квартиру возле пляжа найти нетрудно, стоит она недорого, рядом обильный дешёвый рынок, большая река, пляжи с чистым жёлтым песочком, живописные острова, к которым целый день снуёт видавший виды катерок, метко прозванный кем-то «Лапоть». Всё намного доступнее и дешевле, чем на море. Единственный недостаток, что самого моря нету.
А Лариса загорелась желанием иметь собственную дачу! С детства любила копаться в огороде. Теперь мечта превратилась в навязчивую идею, и потому решила действовать.
С вопросом о создании заводского дачного кооператива подошла к директору. Но тот уже имел свою дачу и особого интереса не проявил.
Председатель профкома тоже выслушал её со скучающим видом.
В конечном итоге все пути сошлись к ней самой. Хочешь, занимайся. Руководство всё, что надо, подпишет, даже поможет в чём-то, но добиваться не будет.
Инициатива наказуема, хочешь - делай сам.
В коллективе нашлось немало желающих стать дачниками, но все ждали, чтобы кто-то сделал работу, дал им готовые дачи, а там уж они будут «качать свои права».
Лариса начала интересоваться, с чего начинать. Звонила, ходила в разные инстанции, но всё оказалось не так просто, как она думала.
Тем временем, на заводе появилась новая работница. Новая для неё, поскольку в своё время Лиза уволилась с работы по оргнабору на строящуюся Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль, или БАМ. Сейчас вернулась на прежнее место работы.
Узнав, что Лариса занимается дачами, Лиза обратилась к ней с вопросом, как получить дачу.
- Подключайтесь, - предложила улыбаясь, - будем вместе «толкать этот паровоз». Я убедилась, что это очень непросто.
Лиза согласилась, и теперь уже они вместе преодолевали бюрократическую волокиту «выбивая» дачи для всех желающих на заводе.
Наконец, испытав немало трудностей, добились! Заводу выделили дачи на правах долевого участия в составе дачного кооператива крупного завода.
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», на это ушло не много, не мало, а пять лет. За это время женщины сблизились между собой.
Но подругами не стали. Что-то настораживало Ларису в новой знакомой, даже отталкивало. Чувствовала неискренность и какое-то «двойное дно». Лиза была инициативная, общительная, не боялась говорить «правду в глаза», и в то же время в ней ощущалась особая, глубоко спрятанная расчётливость и эгоистическая хитрость.
В народе о таких говорят: «Знает, когда гавкнуть, а когда лизнуть».
Казалось бы, вот она, победа! Участок выделен, но...
Его надо ещё разделить на отдельные дачи, в пять соток каждая. Руководство кооператива, состоящее из работников завода, которому был выделен основной массив дач, не торопилось делать эту работу «для чужаков». А время шло.
И тогда Лариса предложила Лизе:
- Давай поедем на место и отвезём им «презент». Иначе будем долго ждать.
- Ой, - она пожала плечами, - я совсем не умею этого делать.
Лариса улыбнулась, нисколько не поверив. Лиза старше и опытней, и не раз рассказывала о том, как работая в отделе снабжения на БАМе, удавалось не единожды «решать вопросы» выделения стройматериалов подобными методами. Именно на её опыт и надеялась, так как сама вовсе не знала, как дать взятку, ибо именно так и называется то, что она намеревалась сделать.
Официально в стране существовал закон, согласно которому за взятки наказывались обе строны: и тот, кто берёт, и тот, кто даёт. Но надо что-то предпринимать, уже прошёл год с тех пор, как выделили землю. Самим делить не разрешали, поскольку у кооператива существовал план, по которому нарезались участки.
Решила действовать сама. Купила две бутылки водки, ценой неимоверных усилий «достала» палку копчёной колбасы и коробку хороших шоколадных конфет. Выпросив у директора машину, поехала на дачи.
Земля уже хорошо прогрелась, огромный дачный массив, площадью около восьмидесяти гектаров, радовал глаз молодой изумрудной зеленью луговых трав, и просматривался от края и до края.
Вдали суетилась кучка людей, и она смело пошла к ним. Увидев председателя кооператива, отвела в сторонку и, попросив ускорить дело, осторожно протянула ему пакет со «взяткой». Сердце колотилось, лицо залила краска стыда.
Что он подумает? Не дай Бог, возмутится и вернёт, ещё и ославит на два завода!
Председатель, как ни в чём ни бывало, смело взял пакет, заглянул в него, и видно, остался доволен.
- Хорошо, хорошо, - разулыбался приветливо, - мы завтра же займёмся вашими дачами.
И действительно, через две недели позвонил, сказал, что дачи размечены, возле каждой стоит колышек с номером. Лариса тут же побежала к Лизе с радостной вестью. Они обе, как главные инициаторы и исполнители, имели право выбрать себе дачи. Все остальные должны тянуть жребий.
Теперь предстояло срочно поехать и выбрать участки. У Лизы была машина, и Лариса надеялась, что предложит поехать, но та промолчала.
Тогда сама предложила в выходные вместе поехать туда автобусом. Лиза никак не отреагировала, промолчала.
Ну что ж, до выходных ещё три дня, может ей надо с мужем переговорить? Ладно, за это время что-то прояснится.
На следующий день, случайно встретившись, Лиза, как бы между прочим, сказала:
- Ты знаешь, так получилось... Вчера вечером мы с мужем ездили машиной на дачи, и я выбрала себе участок. Так что смотри, когда поедешь выбирать, на мой не претендуй.
Лариса была неприятно поражена этим сообщением, но промолчала, подумав: - «Я бы так не поступила. Никогда!»
Глава № 5
Лариса давно уже заметила в себе некий «пунктик»: за себя попросить стеснялась, а за других - пожалуйста! Этот её «альтруизм» почти всегда вызывал подозрение и недоумение окружающих.
Вот и сейчас, поработав на заводе, и узнав, что у заводской машинистки часто скапливается много работы и нужна помощь в печатании, тут же позвонила Инне:
- Хочешь подработать? Отпечатать кое-что?
- Конечно. Деньги всегда нужны.
-Тогда я всё разузнаю и позвоню.
Узнавала, договаривалась, торговалась, чтобы заплатили побольше, и была счастлива тем, что Инна получит лишнюю копейку. Конечно, за труд.
Но подработка «на дороге не валяется». Ей даже в голову не приходило, что могла бы заработать сама, поскольку умела печатать не хуже.
Но коль Инна подруга, то надо заботиться и помогать ей. Даже переступая «через себя».
Потому и удивлялась нередким «шпилькам» и упрёкам в том, что заботится о ком-то явно неспроста. Что есть в этом у неё какая-то выгода.
Какая выгода?
Просто всерьёз принимала мораль, пропагандируемую в обществе: человек человеку - друг, товарищ и брат.
Только и всего.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №218041101495
Елена Потемкина 21.05.2020 11:52 Заявить о нарушении
Особенно опасны "двойным дном", особенно если они умные и решительные.
Людмила Киреева-Силенко 22.05.2020 14:27 Заявить о нарушении