Мышление рефлекса
Состав рефлекторной системы. С чего начинается мышление рефлекса. Первый этап мышления рефлекса – познание. Что познает рефлекс. Познание признаков и воздействий. Познание свойств и действий. Познание обобщенных свойств и обобщенных движений. Заключение по познанию. Второй этап мышления рефлекса – выработка решения на действие. Третий этап мышления – реализация действия. Память рефлекса Знания рефлекса. Сознание рефлекса. Осознание рефлекса. Интеллект рефлекса. Совесть рефлекса. Итоговое мышление рефлекса. Свойства и образ. Рефлекс и ткани. Силовая демократия - рефлекторный центр. Вывод. Заключение
Состав рефлекторной системы
Рефлекторная система состоит из специализированных тканей - нейронов. Они предназначены для передачи и обработки информации поступающей с периферии. Совокупность нескольких нейронов формирует нервную дугу – простой рефлекс. Несколько рефлексов формируют специализированные на одной функции нервные скопления. А несколько нервных скоплений объединяющие разные функции формируют нервный узел. Совокупность нервных узлов формирует нервный центр, управляющий видом деятельности, а они вместе объединённые формируют нервную систему организма.
С чего начинается мышление рефлекса
Рефлекс получает всю необходимую для своего полноценного функционирования информацию от клеток. Это могут быть как все клетки, общая клеточная масса и ее общая информация, это могут бить и чисто специализированные, информационные клетки (для приема информации зрительной, тактильной, болевой, мышечно-суставной, температурной и пр.). Рефлекс получает от клеток обобщенную информацию в виде обобщенных признаков материи. Но так же, обратите внимание, рефлекс может получать от клетки и не обобщённые признаки, а может сам собирать информацию из внешнего мира и внутреннего от специализированных информационных клеток. Это позволяет ему самостоятельно обобщать признаки и дальше работать с обобщёнными признаками. Сбор информации непосредственно от массы клеток. Такое мышление резко замедляет результативность мышления рефлекса по обобщенным свойствам, но позволяет в случае необходимости перепроверить информацию от клеток лично самому и убедиться в правильности (достоверности) или недостоверности (лживости) поступающей от информационных клеток информации. К способу перепроверки информации рефлекс прибегает, когда он не слишком занят экстренной информацией. Таким образом, рефлекс работает в основном с обобщёнными признаками, поступающими от информационных клеток.
Первый этап мышления – познание
Рефлекс проводит мыслительные операции со свойствами среды, но информация к нему поступает не в виде свойств, а в виде обобщенных признаков. Рефлекс должен из множества признаков сформировать свойство. Для того, чтобы он мог сформировать свойство он должен иметь исходное знание в памяти и таковое он имеет уже при рождении. Рефлекс хранит в памяти всю необходимую информацию – тот или не тот раздражитель, сила раздражителя (порог), при котором надо давать ответ и пр.
Рефлекс не ощущает само Броуновское движение, он воспринимает температуру через клетку и от клетки получает информацию не в виде Броуновского движения, а в виде электролитического тока определенной частоты, символа температуры. А это уже информация, но не само непосредственное действие температуры на рефлекс.
Рефлекс способен и готов работать только с готовым заключением клетки, готовым выводом клетки, но не и исходной информацией, которая непосредственно воздействует на клетку. И так по каждому виду воздействия реального физического мира на рефлекс, через клетки.
Что познает рефлекс
1. Рефлекс может познавать признаки и воздействия и на их основе может формировать обобщенные признаки и обобщенные воздействия.
2. Рефлекс может познавать обобщенные признаки и обобщенные воздействия и на их основе формировать свойства и действия.
3. Рефлекс может познавать свойства и действия и на их основе формировать обобщенные свойства и обобщенные действия (движения).
1. Познание признаков и воздействий и формирование обобщенных признаков и обобщенных воздействий
Мыслительные операции мыслительная структура проводит при любом мыслительном действии - при познании, при выработке решения на действие и при совершении самого действия. В данном случае мы рассматриваем познание признаков и воздействий, на основании которых формируется свойство и действие.
Анализ – разделение целого на части, выделение отдельных признаков свойства. Как внешнее воздействие, так и внутреннее протекает в виде какого-то раздражителя (физического или химического). Сам раздражитель воздействует на рефлекс постоянно, так как информация от клеток поступает постоянно. Поступающая информация сообщает о воздействии раздражителя и это целостное воздействие. Задача рефлекса сумму поступающей информации разбить на части и каждую часть информации проанализировать. Допустим, рефлексу надо выделить свойство предмета – зелёный цвет. В клетки поступает свет всего спектра, и клетка передает всю информацию по всем признакам, как самого света, так и признаки всех цветов. Рефлекс, разбивая весь свет на составные части (на несколько цветов), выделяет зеленый цвет и его оттенки. И запоминает его. Прошу обратить внимание, сохраняется не сам цвет и его действие, а сохраняется в памяти символ цвета и символ его действия. Очень важный момент, рефлекс весь огромный объем информации переработал и выделил (вычленил) нужную для себя в данный момент информацию, сравнил ее с информацией из памяти, сохранил. И вот теперь он уже больше не работает со всей информацией, а работает только с той, которую сохранил в памяти и дальше в процессе мышления используется уже эта вторичная информация. Огромный информационный поток прошел фильтр (сортировку, отсев, избирательность и т.д.). Анализ, как часть мыслительных операций является так же очень важной частью мышления. От правильности анализа, его избирательности зависит, как в дальнейшем будет протекать мышление. Если допущена ошибка на первом этапе (на этапе анализа) дальше уже ничего изменить нельзя, ошибка будет до конца проходить все мыслительные операции и на выходе будет получен ошибочный результат. Вот, почему так важно и нужно чтобы рефлекс мог сам работать с признаками и сам, в случае необходимости мог проверить признаки и выявить ошибку тканей (клеток).
Кроме анализа цвета, рефлекс на основе обобщенного воздействия света, полученного от клеток, анализирует воздействие и вычленяет нужное для него воздействие, связанное с зеленым цветом. То есть действие (его движение) зеленого цвета будет разбито на составные части, на воздействие и будет проведен анализ обобщенного воздействия.
Сравнение – устанавливается сходство с имеющейся информацией в памяти и поступившей информацией. Теперь рефлекс сравнивает поступающую информацию с тем, что у него хранится в памяти. Сравнение будет идти по двум направлениям (так же как и у клетки):
1) сравнить наличие информации извне с его наличием в памяти, сравнить воздействие извне, с его сохраненным действием в памяти;
2) сравнить количество информации извне, с количеством которое нужно, согласно записи в памяти, а так же сравнить воздействие информации (раздражителя) извне с воздействие, которое нужно для нормального функционирования рефлекса (порог возбудимости рефлекса).
Свойство зелёного цвета будут выражены по нескольким признакам – яркость, частота, импульсивность и пр. признаки. Результат сравнения рефлекс сохранит в памяти. Точно так же рефлекс произведет сравнение движение зеленого цвета на него и с тем, которое у него хранится в памяти. Сравнение идет не всего объема цвета (всех параметров зеленого цвета), а только его существенных (основных признаков) и не самих реальных признаков, а после анализа их сохраненных в памяти символов и сравнение их с символами в долгосрочной памяти.
Абстрагирование – это выделение одних свойств и отвлечение (отказ, игнорирование) других. В данном случае (если рефлекс выделяет зеленый цвет и его движения), в этой ситуации рефлекс не обращает внимания на воздействие других цветов, он их игнорирует, как не важные для него в данный момент. Информация по другим цветам не сохранятся, точнее, стирается (уничтожается), с ней в последующем операции не проводятся. Точно так же рефлекс не обращает внимания на движения других цветов, как на неважные для него (с позиций полезности и вредности, опасности) и не запоминает их.
Синтез – объединение отдельных элементов, которые выделены в результате анализа. До синтеза (объединения), рефлекс работал отдельно с символами цвета и символами движения и эти символы для него были отдельные и независимые. Рефлекс, на основе предшествующих действий определи наличие признаков зеленого цвета и теперь объединяет их в одно свойство. А, объединив двигательные воздействия, рефлекс получает движение зеленого цвета, формирует одно объединенное движение. Полученный результат сохраняется в памяти в виде объединенного символа цвета и объединенного символа движения.
Обобщение – объединение обобщенных признаков по существенным характеристикам и обобщение действий по их существенному влиянию на рефлекс. На основе синтеза (объединения), выделив существенные (объединенные) признаки и существенные (объединенные) действия, рефлекс формирует свое понимание объединенного символа объекта и его (символа объекта, как цвета и действия) воздействие на рефлекс и его деятельность. Происходит обобщение совместного воздействия зеленого цвета (символа объекта) и действия зеленого цвета (символа объекта) в один объединенный символ объекта. Этому символу объекта присваивается имя, и он сохраняется в памяти.
Обобщенный образ объекта создан, он определен и ему дано имя. Теперь рефлекс работает с обобщенным образом объекта (обобщенным образом цвета и обобщенным движения объекта).
Классификация – разделение и последующее объединение символа объектов (признаков и действий) по каким-либо отдельным элементам или основаниям. Создав символ объекта по цвету и действию, рефлекс работает теперь уже с обобщенным символом объекта. Обобщенный символом объекта, рефлекс вновь разделяет его на составные части (на символ цвета и символ действия) и сравнивает их со своей памятью, на предмет, куда отнести данные символы по их значимости для рефлекса. В памяти рефлекса хранится много символов объектов, и каждый символ должен занять свое место и найти свое применение, в своей группе символов. Разделив и вновь сравнив уже синтезированные символы, рефлекс относит их к определенным группам символов (цветов) и определенным символам действий по своей значимости для рефлекса. Он их классифицирует.
Символы цвета и символы действия объекта исследованы и определены (идентифицированы). Теперь перед рефлексом стоит задача проверить, не допустил ли он в процессе мышления операционную ошибку.
Систематизация – разделение и последующее объединение не объектов (свойств и действий), а их групп (групп свойств и действий) классов. В этом случае рефлекс занимается уже систематизацией классов свойств и действий.
Проверка – проверка правильности оперирования производится повторным проведением всех мыслительных операции и сравнение результатов с первым действием. Проверка обязательно необходима для рефлекса в случае ошибки при проведении мыслительных операций. Получив совпадающие результаты после проверки, рефлекс делает заключение.
Проверка идет по двум направлениям. Проверка идет, начиная с анализа до получения символа объекта. Проверка идет так же совершенно самостоятельно и правильности последующего оперирования с символами.
Заключение – окончательный вывод, дающий оценку данной информации с позиций полезности или вредности для рефлекса. Заключение является основанием для выработки решения рефлекса на действие.
Заключением мыслительных операций рефлекса является то, что рефлекс распознал обобщенные признаки и их действие на него, с позиций вредности и полезности их в данный момент для рефлекса и рефлекс на основании этого готов принять (выработать решение) на действие.
Если рефлекс пришел в своем заключении к выводу, что объект представляет угрозу для него, он формирует свое отношение к нему и вырабатывает решение на действие и осуществляет действие.
2. Познание свойств и действий
Если объект не опасен для рефлекса, он продолжает познание и приступает ко второму кругу познания.
Теперь на основании обобщенных признаков и обобщенных действий, используя их как исходную информацию для мыслительных операций, рефлекс совершает вновь все мыслительные операции и на основании этого, на выходе получает свойство объекта (горячий, мокрый, солёный и пр.), форму объекта Круглый, овальный, удлинённый, сложный и пр.) и само движение объекта (расстояние, вид, скорость, направление движения).
3. Познание обобщенных свойств и обобщенных движений (организованное движение)
Точно также, если анализ показал, что объект не представляет опасности, но представляет интерес, рефлекс продолжает познание объекта и на основании отдельных свойств и отдельных движений вновь проводит мыслительные операции и получает на выходе обобщенные свойства и обобщенные движения объекта.
При каждом последовательном познании объем информации возрастает, возрастает и степень обобщения, возрастает глубина познания и объем познания объекта. Из последовательности познавательных операционных действий формируется цикл познания. Таких циклов может быть очень много. Такие циклы познания совершаются с объектами до тех пор, пока объект воздействует на рефлекс, и предоставляет все новую и новую информацию. Если объект не предоставляет новую информацию, познание объекта прекращается. Познание объекта прекращается так же, если поступает новая информация более важная для рефлекса и более значимая, чем предшествующая.
Заключение по познанию
По окончании познания, рефлекс делает заключение, как итог своего мышления. В заключении он получает обобщенное свойство и обобщенное движение. Жест, поза, сигнал, образ. Эти данные способны выражать обобщённое свойство и обобщенное движение. На основе этого формируется оценка и отношение к данной информации (опасен, нейтрален, полезен), что служит основой для выработки решения на действие и совершения действия.
Второй этап мышления – выработка решения на действие
Выработка решения – на основании своего заключения рефлекс принимает решение на действие (с позиций вредности или полезности) информации для него.
Третий этап мышления – реализация действия в деятельности
Осуществление действия – реализация решения на действие в само действие при его обязательном соответствии приятому решению.
Память рефлекса
Если информация в рефлексе (группе нейронов) протекает по кольцу, между двумя тремя и более нейронами, она заставляет рефлекс выполнять свои функции. Информация, которая находится длительное время в виде электролитического тока, протекает по кольцу между нейронами, постепенно затухает, но она оставляет след. За это время один из нейронов (который специализируется на хранении информации) постоянно получающий один и тот же раздражитель виде электролитического разряда сохраняет информацию в виде белкового соединения. Информация, сохраненная в виде белкового соединения, формирует память рефлекса.
Знания рефлекса
Основные знания рефлекс получает по наследству в виде готовых знаний. В процессе повседневной деятельности рефлекс накапливает новые знания, совершенствует свои навыки и постоянно сам совершенствуется (учится).
Сознание рефлекса
Сознание рефлекса надо понимать как его знания по порядку, последовательности работы с информацией. Рефлекс знает, как и с какой информацией правильно работать. Сознание рефлекса - это последовательная процедура совершения всех мыслительных операций.
Осознание рефлекса
Об осознании рефлекса мы можем говорить тогда, когда рефлекс мыслит на новом уровне мышления. В этом случае рефлекс оценивает настоящее положение дел, сравнивает его с прошлым, воображает будущее действие и его ожидаемый результат и формирует к нему чувственное отношение. При этом он оценивает будущее действие - устраивает оно его (удовлетворяет) или не устраивает. Осознание рефлекса - это мышление рефлекса во времени.
Интеллект рефлекса
Интеллект рефлекса проявляется в его способности пользоваться своими знаниями, быстро и правильно удовлетворить требования рефлекса. Иными словами, интеллект рефлекса - это его умение найти сразу то единственно правильное действие, которое приведет его к успеху.
Рефлекторная система состоит из многих рефлексов, но для человека, для познания мира наиболее важен исследовательский рефлекс, уровень его развития, его интеллект у человека определяет способность человека к исследованию задач и к успешному их решению. То есть быть человеку ученым или нет, зависит от уровня интеллекта исследовательского рефлекса, а так же от уровня интеллекта потребности и понятийного отдела коры и других структур.
В повседневной жизни человека чаще всего при тестах проверяется интеллект не всех рефлексов, а только исследовательского рефлекса. Основной показатель этого рефлекса – это интеллект исследовательского рефлекса, который дает основание предположить о наличии у человека способности к исследовательской (научной) работе. Конечно, одного этого показателя еще очень мало, надо знать интеллект потребности, уровень способностей подкорки к достоверной оценке информации и интеллект коры, только тогда можно будет говорить об общих интеллектуальных способностях человека и его пригодности к научному анализу. Но, так или иначе, если исследовательский рефлекс имеет низкий уровень интеллекта человека, при всех прочих благоприятных условиях, из этого человека учёный не получится.
Совесть рефлекса
В основе деятельности рефлекса (рефлекторной системы) лежат правила взаимного функционирования рефлексов и очередность их деятельности. Когда мы говорим об очередности действий различных рефлексов друг с другом, мы должны помнить, что за всем этим стоит не только сознание, но и совесть.
Совесть рефлекторной системы, как и отдельного рефлекса руководствуется основным биологическим принципом жизни – " не навреди ближнему".
Совесть на рефлекторном уровне.
1. Не мешай совершать действие другому рефлексу, помогай ему.
2. Информируй все рефлексы об опасности, нападении и угрозе.
3. Информируй другие рефлексы о том, что ты будешь совершать.
4. Согласовывай свое действие с действиями других рефлексов.
5. Не мешай другому рефлексу поощрять и наказывать себя и окружающих.
6. Не мешай рефлексу защищать свою деятельность и весь организм при внешней и внутренней опасности и угрозе.
Каждый рефлекс живет не в одиночестве и не воспринимает себя как одинокое образование в данной среде, она знает о том, что есть и другие рефлексы и живет вместе с ними. Каждый рефлекс живет в коллективе рефлексов, по законам рефлекторного коллектива.
Постоянное информируя окружающие рефлексы о своей деятельности, рефлексы общаются друг с другом, они поощряют друг друга и наказывают друг друга, они совместно живут, в своем внутреннем рефлекторном мире. Но рефлексы так же ощущают и рефлексы в другом организме, они его чувствуют, понимают его язык и общаются с ним. Это общение рефлексов, внутри своего организма и во вне (с другими организмами), позволяет им общаться. Передавать нужную и полезную информацию друг другу, а также зная друг друга, понимать друг друга.
Итоговое мышление рефлекса
Итоговое мышление рефлекторной системы складывается из совокупного мышления всех рефлексов. Итоговое мышление - это итоговое движение организма как совокупность отдельных действий.
Свойства и образ
Рефлекторная система понимает свойства и движения, но не понимает образ и поведение. Для рефлекторной системы не существует образ и поведения, как объекта мышления, для нее существует как объект мышления свойство и действие. Вот почему птица не может создать образ птенца, она знает его признаки и свойства. Поэтому так легко ее обмануть. Вот почему так легко в гнездо скворца вставить полую трубочку на пружинке с изображением разинутой пасти птенца и скворец будет класть в эту искусственную пасть корм, думая, что это его птенец.
Рефлекс и ткани
Природа сочла выгодным отдать права централизованного управления тканями рефлексам. Если в среде одноклеточных организмов действует демократия всего коллектива, то в среде рефлекторной системы этого нет. Здесь действует иной принцип. Он основан на том, что демократия среди клеток и тканей сохраняется, но она решает текущие повседневные дела обеспечения жизнедеятельности организма (если можно выразиться – "хозяйственные дела"). На рефлекс были возложены задачи централизованного управления и быстрого (мгновенного) принятия решения в интересах тканей. При этом рефлекс не занимается опросом, не выслушивает мнение тканей, не согласовывает своего действия, он уполномочен принимать все решения самостоятельно, ни перед кем не отчитываясь в данный момент. Рефлекс действует в интересах всех тканей, он спасает все ткани, даже если при этом погибнет и часть тканей, зато весь организм будет спасен. В этом его преимущество, в этом его сила и достоинство.
Силовая демократия – рефлекторный центр
Необходимость выполнять единые задачи в одном организме, направленные на удовлетворение требований всего организма, заставила рефлексы отработать принципы общения диктаторов друг с другом. И вот здесь вновь природа обратилась к своему опыту демократии отработанному на основе клеточных обществ, но она не взяла эту демократию механически, а взяла ее только за основу и усовершенствовала ее, создав принципы силовой демократии. Здесь впервые было отработана система распределения прав, обязанностей, ответственности и гарантий всех участников. Здесь была отработана система специализации тканей и рефлексов на основе разделения функций ("властей"). Управление, обдумывание – это рефлекторный центр – центральная власть. Ткани, органы – исполнительная власть. Оценка и разрешение конфликтов – это судебная власть – совесть. Совесть в рефлекторной системе это еще далеко не совершенный биологический механизм, но совесть превращается в оценочный, измерительный инструмент отношений и инструмент критики. Постепенно на насекомых и пресмыкающихся она отрабатывается. Здесь только закладывается основы совести, и отрабатываются первые принципы информационной власти, по ее систематизированному управлению информационными потоками (подкорка). Уже начинает формироваться нравственная власть (отношение к своему виду и посторонним организмам – это потребности - надзорная, надзирающая прокуратура. Отсутствует думающая власть (на этом уровне обдумывание занимает время на несколько десятков секунд) на перспективу и дающая перспективные рекомендации (понятийный отдел). Но силовая демократия, отработанная на рефлекторной системе позволяет принимать оперативные решения на основе разделения функций и властей, и позволяет выживать организму и ведет к успешному распространению рефлекторных организмов по всей планете (мир насекомых и пресмыкающихся).
Рефлекторная система отработала приемы силовой демократии, что резко усилило возможности организма по выживанию в этом мире, привело к распространению и совершенствованию организмов на земле. Надо не забывать, что по своей биологической массе мир насекомых занимает по своему физическому объёму и весу в три раза больше объем, чем мир животных (и это в настоящее время). Но уж о количественном преимуществе насекомых перед животным миром и говорить не приходиться. На сегодня насекомые хоть и не правят миром, но живут везде и успешно приспосабливаются к современным требованиям жизни и в условиях человеческой цивилизации в любом месте.
Заключение
На рефлексах природа отработала принципиально важные механизмы централизованного мышления и общения. Она отработала на рефлексах отношения по совести и научилась выделять объекты совести. Отработала механизмы силовой блокировки деятельности других рефлексов. На рефлексах природа отработала основы диктаторского мышления и основы социального общения среди диктаторов и первые формы силовой демократии среди диктаторов, что привело к созданию рефлекторных центров. В рефлекторных центрах все рефлексы объединены единой целью и ради этой единой цели они все вместе и функционируют. Отработав централизованную форму мышления и правила проведения обобщенных мыслительных операций, а так же социальные формы общения диктатур, природа приступила к созданию потребностей.
Свидетельство о публикации №218041101577