Обидно, клянусь!

     Это случилось в уже далёком 1982 году, эпоху повального дефицита и всеобъемлющего "блата".
    
     Вот оно, настоящее южное солнце! Не жизнь, а сплошной праздник! Море, солнце, тёплый прибрежный песок,  прекрасное вино, шашлык, сладкие фрукты и полное ощущение свободы!

     Никита впервые за много лет вырвался из суетливой и деловитой Москвы к "самому синему в мире" Чёрному морю. Появилась возможность  по-настоящему отдохнуть и расслабиться.

     Первым делом надо найти жильё. По объявлениям, наклеенным прямо на стенах железнодорожного вокзала удалось выбрать домик почти на самом берегу. Буквально в двух минутах ходьбы. Хозяева, муж и жена, по виду едва достигшие пятидесятилетнего возраста, приветливо встретили постояльца. Быстро сошлись на цене. Хозяина звали Анзор, а его жену Тамара.

     Время было обеденное, Никита спросил:

     - Где у вас тут какой-нибудь ресторанчик?

     - Покушать хочешь?

     - Да, и водочки неплохо бы выпить.

     - Водка у нас плохая, лучше коньяк или вино.

     - Да у меня своя. - Никита вытащил из дорожной сумки бутылку "Столичной". - А может хотите?

    Анзор улыбнулся.

     - Вот что, дорогой. Не надо никакой ресторан. Давай пообедаем дома. Сейчас Тамара нас чем нибудь вкусным покормит. Тамара! Наш гость хочет есть.

     - Через считанные минуты стол был накрыт. Харчо, сыр, помидоры, целая гора разнообразной зелени живописно расположились перед глазами Никиты.

     - Ух ты! От такого я не в силах отказаться.

     Стол был расположен в тени яблони, росшей прямо посреди двора. Никита выставил на него привезённую бутылку. Через полчаса, поев и уничтожив половину содержимого бутылки, мужчины слегка разомлели и закурили.

     - Никита, а ты где работаешь?

     - В мебельном магазине, товароведом.

    Анзор резко вскинул глаза на Никиту:

     - Молодец!

     - А вы?

     - Слушай, так не годится. Я говорю тебе "ты", а ты мне "вы". Давай тоже говори мне "ты".

     - Хорошо! А ты кем работаешь?

     - А я работаю мастером на швейной фабрике.  Зарплата небольшая, вот и приходится пускать жильцов на летний сезон.

     - Ну а жильцы-то выручают в смысле прибыли?

     - Конечно! Только они и выручают. - Анзор рассмеялся, впрочем, как и Никита.

     Ещё посидели, поговорили о футболе, о зарплате, о Москве. Потом Никита понял, что никуда уже сегодня не пойдёт.

     - Что-то я притомился. Обед уж больно серьёзный. Пойду отдохну.

     - Иди-иди, дорогой. Постельное бельё свежее, не волнуйся!

     На следующее утро, когда Никита вышел из своей комнаты, хозяин приветливо помахал рукой и предложил выпить кофе. Кофе был превосходный.

     - На пляж собираешься? - Анзор внимательно посмотрел на гостя.

     - На пляж. Ради этого и приехал.

     - Когда вернёшься?

     - К вечеру, наверное. А что?

     - У меня к тебе есть серьёзный разговор.

     - А сейчас если поговорить. Я не тороплюсь.

     - Нет. Если ты сейчас на пляж опоздаешь, потом там негде будет пристроиться даже. - Анзор улыбнулся. - Сразу видно, что ты ещё не бывал на море. Иди, иди. Вечером увидимся.

     Вечером сомлевший от солнечного тепла и слегка загоревший Никита вернулся в своё жилище и, умывшись, вышел во двор. Анзор сидел за вчерашним столом, смотрел на Никиту и улыбался. Перед ним стояла бутылка коньяка.

     - Иди сюда, дорогой!

     - Никита подошёл и уселся напротив. Откуда-то возникла Тамара с огромной тарелкой, наполненной крупными черешнями.

     - Добрый вечер!

     - Добрый вечер! Угощайтесь!

     - Спасибо!

     Анзор неторопливо разлил коньяк.

     - Давай выпьем за то, что Бог нас не забывает.

     Выпили, поели черешни. необыкновенно сладкой и сочной. Покурили.

     - О чём ты хотел поговорить, Анзор?

     Анзор немного замялся, но всё-таки начал разговор.

     - Знаешь, Никита, я хочу обратиться к тебе с просьбой. Можешь мне помочь?

     - Помочь в чём?

     Анзор опять на минуту замолчал, потом внимательно посмотрел в глаза гостя.

     - Понимаешь, один мой знакомый недавно привёз из Москвы мебельный гарнитур, финский. Из натурального дерева. Там большая стенка, мягкая мебель, два стола - письменный и такой - для застолья, плюс шесть стульев с мягкой обивкой. Очень дорогой - семь тысяч с лишним.

     - А-а, я такой видел! К нам в магазин один такой привозили, но даже не распечатывали ящики. Я его только на рекламной открытке видел. В тот же день куда-то увезли. Говорят, кто-то из партийных боссов забрал.

     - Никита, а как ты думаешь, можно достать такой гарнитур?

     - Я, честно говоря, даже не задумывался об этом. Для меня это слишком дорого.

     - Слушай, ты когда домой собираешься?

     - Мне двадцатого на работу.

     - Никита! Я тебя как брата прошу! Узнай, пожалуйста, можно ли будет достать такой гарнитур для меня? У тебя же, наверняка, есть знакомые на базе.

     Никита на минуту задумался.

     - Можно, конечно, поспрашивать. Только вряд ли что получится. Но попробовать я могу. У тебя телефон есть?

     - Есть. Ты не думай, дорогой, я не бесплатно твою помощь прошу.

     - Да ладно, Анзор! Ещё ни коня, ни воза, а ты уже про расплату. Узнаю. Если какие-то каналы будут, обязательно позвоню. Я вижу, что вы хорошие люди и мне искренне хочется вам помочь.

     Засиделись допоздна, Говорили много и весело.

     Через две недели с небольшим Никита уезжал домой. Рассчитался с хозяевами, взял их телефонный номер и целое ведро черешни в качестве гостинца. Анзор отвёз его на своей "Волге" прямо в аэропорт.

     В первых числах сентября Анзор получил уведомление железнодорожной товарной станции о том, что на его имя из Москвы пришёл грузвоой контейнер, который в течение двух суток необходимо освободить.

     Возбуждённый Анзор немедленно нанял "левака" и помчался на товарную площадку. Когда вскрыли контейнер, в нём обнаружилось несколько довольно больших ящиков. Погрузив ящики в кузов "левака", Анзор позвонил Тамаре и велел позвать соседей помочь при разгрузке.

     - Что это? - спросила у мужа Тамара, когда ящики были благополучно разгружены во дворе их дома.

     - Сейчас увидим. - Анзор стал торопливо вскрывать первый ящик.

     После вскрытия всех ящиков они с Тамарой в течение получаса обалдело сидели на скамейке и молчали. В ящиках был тот самый вожделенный финский гарнитур.

     Через несколько дней в доме Азора раздался телефонный звонок.

     - Анзор! Привет! Это Никита. Получил мою посылку?

     - Никита, брат! Как ты это сделал?! Зачем мне не позвонил?! Я бы приехал!

     - Некогда было ждать! Эти гарнитуры здесь не залёживаются. Поэтому пришлось вложить свои деньги. Немного подзанял у друзей. Главное - дело сделано. Ты доволен?

     - Я теперь не знаю, как тебя благодарить! Ты мне брат теперь! Когда ты приедешь?

     - Как отпуск дадут. Раньше мая не получится.

     - Ай-ай!  - Анзор зацокал языком. - А если ты возьмёшь отпуск за свой счёт, хотя бы на пять дней? Ты только найди деньги на билет сюда. Остальное - моя забота!

     - Не знаю. Никогда не брал отпуск за свой счёт. Неизвестно, как директор к этому отнесётся. Но попробую.

     Следующего звонка пришлось ждать Анзору ещё месяц. Наконец, Никита позвонил и сказал, что отпуск дали, но только на три дня. Самолёт завтра.

     Анзор был в аэропорту уже за час до прибытия самолёта. Взволнованно бродил взад-вперёд, томимый ожиданием. Наконец, гость прибыл. Анзор крепко обнял его и даже пустил слезу.

     Во дворике, на знакомом столе было столько угощений, что казалось, ножки стола не выдержат и он рухнет. За столом сидели четверо мужчин примерно такого же возраста как и хозяин дома. Они очень радушно встретили гостя. Представились. Все оказались близкими родственниками Анзора и Тамары.

     Пировали долго пили за Никиту, за хозяина дома, за дружбу, за братство.Так продолжалось и на следующий день. На третий день Анзор вручил Никите восемь тысяч рублей.

     - Столько хватит?

     - Конечно, это даже больше, чем я потратил.

     - Ничего, ничего.

     После некоторой паузы Анзор взял Никиту за руку и слегка сжал её.

     - Брат! А ты сможешь ещё взять гарнитур?

     - Кому?

     - Ты их знаешь. Те, кто был с нами за столом.

     - А они что - вместе живут?

     - Нет. Им каждому нужно по гарнитуру. Сможешь?

     - Ты что? Обалдел?! Четыре гарнитура!

     - Да, все хотят такую мебель.

     - Анзор...

     Возникла долгая пауза. Никита смотрел то в одну сторону, то в другую. Потом уставился глазами в землю.

     - Анзор! Ты пойми. Даже если мне удастся договориться на четыре гарнитура (что вряд ли), где я наберу столько денег?

     - Об этом не беспокойся.

     - Но ведь это не в один день делается. А потом надо будет срочно вносить деньги. Может это пройзойдёт через месяц-полтора.

     - Ничего. Они подождут. А деньги - вот они.- Анзор достал из кармана пиджака довольно толстый газетный свёрток. - Здесь ровно тридцать две тысячи.

     - Нет-нет. - Никита замахал руками. - Я так не могу.

     - Брат, я тебя очень прошу. Они все - достойные люди. Им надо помочь.

     Никита колебался. Растерянно повёл глазами в сторону, как бы призывая кого-то на помощь.

     - Ну хорошо. А если у меня не получится, как я верну вам деньги? Переводом такую сумму не пошлешь!

     - Не волнуйся. Я сам к тебе приеду. Пустишь переночевать-то?

     - Не говори глупостей. Ты для меня - дорогой гость. Давай бумагу и запиши адрес и телефон.

     - Вот это- другое дело! У вас в квартире много жильцов?

     - Кроме меня - ещё мама и младшая сестра.

     Опять в этот день было обильное застолье. На следующий день Анзор отвёз Никиту в аэропорт. На прощание договорились, что Никита обязательно позвонит в течение двух недель. Расцеловались как родные и расстались.

     Прошёл месяц. Анзор, не дождавшись звонка из столицы, начал волноваться.

     - Позвони ему сам. - Посоветовала Тамара.

     Анзор набрал московский номер. Раздались гудки вызова. Потом сняли трубку и женский голос сказал:

      - Химчистка слушает.

     Выяснив с ответившей, что номер он набрал правильно, Анзор взбесился:

     - Тамара, я лечу в Москву!

     Через тря дня Анзор вернулся чернее тучи.

     - Что. нашёл его дом?

     - Нашёл. Химчистка. Точно. Обидно, клянусь!


Рецензии