Тассо 16 в. Италия
Торквато Тассо (1544 – 1595) – крупнейший эпический поэт итальянского Ренессанса. Родился в Сорренто в семье поэта Бернардо Тассо. Слушал курсы философии и красноречия в Падуе и Болонье. В Венеции в 1561 году опубликовал рыцарскую поэму в 12 песнях «Ринальдо». Выступал в литературоведческих статьях против разбросанной манеры Ариосто («Рассуждение об эпической поэзии»).
В Ферраре служил при дворе кардинала Луиджи д Эсте, несколько позднее, при герцоге Альфонсе 2. В 1572 году Тассо пишет пастораль «Амнита», которая имела огромный успех. В 1575 году поэт создает эпос о первом крестовом походе – поэму «Освобожденный Иерусалим». В это же время Тассо заболевает психическими расстройствами. Из-за ссоры с герцогом он попадает на семь лет в госпиталь св. Анны. Здесь Тассо пишет около 30 философских диалогов, большое количество лирических стихотворений.
В 1595 году поэт умирает в Риме.
Из «Аминты»:
Пастух Аминта (его отец был Пан-бог пастухов) томится любовью к целомудренной нимфе Сильвии, но она, верная культу Дианы, отвергает его любовь. Но вот Аминта оказывает ценную услугу нимфе – спасает от рук сатира, а та, снова его не замечает. Вскоре Аминта узнает о смерти Сильвии; в порыве отчаяния он бросается со скалы со словами: «О! несчастная Сильвия, за тобой я иду!» Между тем известие о гибели Сильвии оказывается ложным. Ей сообщили о смерти Аминты, и в ее сердце вспыхивает любовь к нему. В последнем акте нимфа спешит к месту, где погиб ее возлюбленный.
Там боги воскрешают погибшего Аминту.
«…Сильвия принялась лицо Аминты
Холодное слезами орошать
Тут Сильвия, и, возвращенный к жизни
Их нежной силой, он открыл глаза.
Но вырвалось из уст его одно
Печальное: «О горе!» Этот возглас
С дыханьем Сильвии смешавшись, принят
Ее устами был, и прояснилось
Тут вмиг лицо Аминты. Кто бы мог
Влюбленных счастье описать…»
Из «Освобожденного Иерусалима»:
Поэма Тассо во многом напоминает «Илиаду» Гомера, при наличии реминисценций из «Энеиды» Вергилия. Произведение повествует об осаде Иерусалима войском крестоносцев под предводительством Готфрида Болонского. Вследствие разных причин он не может сломить сопротивление неверных. Наконец, божья воля собирает всех крестоносцев в один кулак, который опрокидывает все силы сарацин. Победа приходит к крестоносцам. Таков сюжетный фон поэмы, на котором развертываются многочисленные эпизоды, окрашенные в куртуазно-романтические тона: любовь рыцаря Танкреда к воительнице неверных принцессе Клоринде и гибель последней от руки Танкреда, который слишком поздно узнал в храбром воине свою возлюбленную, повергнув ее на поединке; любовь к Танкреду сарацинской пленницы Эрминии; эпические подвиги сарацинских и христианских витязей – черкеса Арганта, никейского султана Солимана, вождя крестоносцев Готфрида, престарелого рыцаря Раймонда; волшебство и знамения – околдованный лес, подземное жилище волшебника, явление райского вестника. К числу наиболее интересных эпизодов поэмы относятся эпизоды, связанные с историей рыцаря Ринальдо, попадающего в сети к прекрасной волшебнице Армиде, которая влюбляет в себя доблестного рыцаря и переносит его на далекий остров, затерянный среди океана, где проводит с ним время в любовных утехах. Добрый волшебник помогает Ринальдо вернуться назад и помочь своим товарищам победить сарацинов.
Ринальдо в волшебном саду Армиды:
«…Покинув замка путаные ходы,
Они в невиданный вступили сад.
Живые струи, дремлющие воды,
Луга долин, холмов отлогий скат,
Цветов разнообразные породы, -
Все восхищало изумленный взгляд
И тем сильнее покоряло чувство,
Что было делом скрытого искусства…»
Свидетельство о публикации №218041101799