Уроки вокала
- Мы что, в самом деле будем учиться петь?
- А у нас получится?
- Это же голос надо иметь...
Собственно, каждый студент-теоретик в состоянии чистенько промурлыкать любую мелодию, но чтобы петь оперные арии?
- Зайдите за расписанием в вокальный класс. Ваш преподаватель - Гойфман Татьяна Ивановна.
Гойфман?! Та самая Гойфман... Она еще и поет?
***
...Сидя на лекции по истории музыки, мы услышали доносящееся из коридора Адажио Альбинони. Что там такое?
Выйдя из кабинета, мы сразу поняли: посреди фойе стоял цинковый гроб, украшенный цветами. Вокруг толпились студенты, педагоги, а сидя на возвышении, скрипичный квартет из филармонии играл траурную музыку.
Лицо покойного выглядело бледным и одутловатым, и я не сразу опознала руководителя училищного оркестра народных инструментов.
Собственно, я и видела-то его близко всего раз, в библиотеке: суровая тетка отчитывала его, как пацана, за задержку партитуры. Тощая, смуглая, с вечной сигаретой в зубах, она олицетворяла собой неограниченную власть над всей музыкальной информацией – над книгами, нотами и клавирами, и не существовало для ее авторитета, которого она не могла бы репрессировать за просрочку. Невысокий очкастый учитель по фамилии Гойфман, с венчиком кудрей вокруг большой лысины, неловко переминался с ноги на ногу, и в тот момент трудно было представить его во главе оркестра с палочкой в руке.
Но еще труднее – в гробу.
...А сейчас эта библиотекарша все пыталась поймать за руку пятилетнего мальчишку, который весело бегал вокруг гроба.
- Гришка, Гришка, иди сюда, - звала она ребенка, чтобы увести к себе, в библиотеку.
- Его сын, - вполголоса сказала одна учительница другой.
В этот момент печальную мелодию перекрыл душераздирающий вой – в помещение вошла пожилая пара, и старушка с порога бросилась ко гробу.
- А вот и родители, с Украины только что прилетели, - комментировали педагоги.
- Значит, на родину повезут...
- А от чего он умер?
- Сердце...
- А жена-то где?
- В роддоме, как раз рожает. Похоже, ничего не знает.
- Вокалистка она, тоже у нас работает. И как она будет одна, с двумя детьми! Ох, Господи...
- Да уж, учительская зарплата – кот наплакал...
«Безысходность сплошная», - подумала я.
Я не могла забыть эту панихиду и историю про бедную женщину-вокалистку с двумя детишками.
***
...И теперь та самая Гойфман будет вести у меня вокал!
Когда я подходила к вокальному классу, воображение мое успело нарисовать худенькую печальную вдову с тихим голосом. Менее всего я рассчитывала увидеть рослую эффектную блондинку со смеющимся взглядом и прокуренным басом. Она была ярко и модно одета.
«Это и есть Гойфман? не может быть», - не поверила я.
Ее уроки вокала преобразили все наше музыкальное мышление.
- Это ты не поешь, а напеваешь. Поди не у костра, - низко ворчала Татьяна Ивановна, вальяжно растекаясь по креслу. – А ну, работай, дыши, пой!
Вокалистки редко обладают мощным вербальным интеллектом. Певице всегда проще показать, чем объяснить. Время от времени Татьяна Ивановна, нехотя встав с кресла, сама пропевала фразу. Да как! Вместо хриплого баса, которым она разговаривала, - о чудо! - звучало великолепное колоратурное сопрано. У нее было два голоса – один для разговора, другой для пения.
Удивительно, но Татьяна Ивановна умела из каждой из нас вытянуть певческий голос и заставить его звучать, как удивительный инструмент. Мы сами не верили себе, когда под ее чутким руководством наши хлипкие теоретические организмы выдавали нетипично сильные звуки, вполне темброво окрашенные.
- У тебя легкое сопрано, - поставила Татьяна Ивановна диагноз Светке, - а у тебя крепкое сопрано, - это уже мне.
Почему-то она не признавала общеупотребительных терминов «меццо-сопрано», «контральто». У нее была собственная классификация голосов.
И мы всем курсом словно заболели пением - оперной классикой, эстрадой, фольклором. Мы брали в библиотеке оперные клавиры и распевали все подряд прямо с листа. На уроках сольфеджио мы часто ставили сцены из опер Верди, Чайковского, Бизе, а также трио и квартеты. И конечно, мы разучивали романсы и арии, за женщин и даже за мужчин, при необходимости перенося мелодию в высокий, удобный регистр.
Все полюбили Татьяну Ивановну, женственную, позитивную, жизнерадостную. Складывалось впечатление, что у нее весьма благополучная судьба, и при общении не чувствовалось никаких следов и признаков страшного горя, постигшего семью два года назад.
Как же ей это удалось?
***
...После смерти мужа несчастная вдова с двумя малолетними детьми попала, прямо скажем, в стесненные денежные обстоятельства. От нужды она даже решилась на распродажу домашней библиотеки.
И вот по объявлению к ней пожаловал один почтенный книголюб. Татьяна Ивановна пригласила интересного мужчину войти, предоставила книжные полки на изучение, затем усадила пить чай с пирожками и вареньем.
Дело кончилось тем, что вскоре этот мужчина, любитель хороших книг, не купив ничего, сделал ей предложение руки и сердца.
В музыкальном кругу нашего провинциального городка, сугубо дамском, все были неприятно поражены. Музыкальные школы и училища сплошь переполнены незамужними женщинами, одна эффектнее другой. Такие красотки пропадают, не имея шанса познакомиться с положительным мужчиной, текучка заедает. Где бы найти хорошего мужика – самая популярная и самая больная тема в этих кругах.
А тут – представьте себе, второй раз замуж вышла, да еще с двумя детьми, да еще не выходя из дома!
Свидетельство о публикации №218041100284