Бача пош

Неисламская традиция мусульман.
Бача пош – дословно эту фразу на дари можно перевести как «девочка, одетая мальчиком». Причем здесь не идет речь о смене пола, а только о смене одежды и соответственно – социальной роли. Эта традиция абсолютно противоречит законам Ислама, однако, она – нередко способ элементарного выживания афганских семей.
Насколько можно судить – данный вариант «девочек, превращенных в мальчиков» не столь и уж редок. Аналогичные афганским традиции встречались в прошлом у множества народов (некоторые, например в Албании – клятвенная девственница, дожили и до современности): в Китае (чего стоила одна Мулан), во Франции (Жанна Д’Арк) и прочее. У самих пуштунов – это скорее всего была еще доисламская традиция и народное поверье, которое весьма органично прижилось и в Исламе, чему были вполне определенные причины.
Итак, бача пош – девочка одетая мальчиком. В основном эта традиция присуща афганцам, пуштунам, проживающим на территории Пакистана и ряду пакистанцев. В соседней Индии среди не мусульман и мусульман тоже есть довольно распространенные случаи окончательного превращения девочки в мальчика, но об этом позднее. Кстати, если в русском языке есть только одно слово, означающее «ребенок», которое относится и к мальчикам, и к девочкам. То в урду и родственных ему языках есть два отдельных слова «бача» - «ребенок мальчик» и «бачи» - «ребенок девочка», т.е. разделение детей по гендерному признаку начинается сразу после рождения.
Для чего нужны такие девочки? В прошлом, и в части стран даже в современном, между миром мужчин и женщин находилась огромнейшая пропасть. Далеко не всегда прямые контакты между этими двумя мирами были дозволены и возможны. В ряде стран был выбор «контактного» мостика в виде создания систем евнухов (мужчин, которые утратили свои половые функции), в других странах пошли по принципу «омужествления девочек», которые в мужской одежде получали больше прав для контакта с миром мужчин. Те же гаремы в Турции охранялись евнухами, а в Афганистане или Иране – бача пош, переодетыми в мужчин женщинами, которые фактически утрачивали свою женскую суть.
В современном Афганистане на семьи, не имеющие сыновей оказывается огромнейшее социальное давление. В Пакистане и Индии – с этим немного легче, особенно в городах и в образованных семьях, но не имея сыновей в семье зачастую рожают более 10 детей, чтобы все-таки родился сын, наиболее продвинутые пользуются технологией ЭКО (ИКСИ), поскольку в этих странах возможна подсадка эмбриона определенного пола. Но особенно сильно повлиял на становление современных бача пош Талибан. Поскольку в подавляющем количестве семей при большом числе детей рано или поздно мальчик родится, то война всегда уносит мужчин. Оставшиеся без мужской поддержки семьи были вынуждены как-то выживать. Женщины не могли пойти работать (при Талибане это было категорически запрещено) и работать шли переодетые в мальчиков девочки. Зачастую – они рисковали жизнями (поскольку при том же Талибане было категорически запрещено переодеваться в одежду другого пола), чтобы принести домой лишние несколько медяков или просто пищу. Эти девочки работали прислугой, помощниками продавцов, рикшами, мальчиками на побегушках… Конечно, дорастая до определенного возраста прятать их становилось невозможно и большинство из них меняло одежду обратно на женскую, начинали вновь учиться жить как девушки и выходили замуж. Если потребность семьи в мальчике сохранялась – то бача пош становилась следующая по возрасту дочь.
В европейских странах и в России подобного варианта практически не могло возникнуть (за исключением, пожалуй, определенных женщин-бунтарок, которые хотели получить мужские функции, в России – это реально продемонстрировала царевна Софья), поскольку основной религией было христианство, предусматривающее существование монастырей. И женщина, которая осталась без мужской поддержки и опеки всегда могла вместе с детьми поселиться при нем и получить помощь. А в современном мире – вообще это стало не актуальными и женщины работают, пожалуй, еще более активно, чем мужчины.
Что же касается социального давления, то оно реально очень сильное. Мужчина, не имеющий сына считается как-бы недомужчиной. Его голос на общих собраниях практически не имеет веса и его решения и предложения зачастую оспариваются или не принимаются всерьез. Мужчина же имеющий пусть и подобие мальчика – бача пош – становится на ступеньку выше на социальной лестнице.
Что уникально, в отсутствии сыновей в семья всегда считаются виноватыми жены (в общем – в бесплодии тоже). Даже врачи, прекрасно осведомленные о существовании X и Y хромосом и о том, что пол ребенка зависит исключительно от мужчины, не могут переубедить общество и зачастую вынуждены играть по утвержденным столетия назад правилам. Кроме того, создание в афганской семье бача пош считается «заговором на удачу». Большинство афганцев верят, что «пожертвовав дочерью во имя сына» в следующей беременности непременно родится мальчик.
Есть и некоторые отличия в зависимости от страны. В Афганистане (и среди пакистанских пуштунов) практика бача пош довольно сильно распространена. Однако, зачастую дочь начинают делать «сыном» в возрасте 3-5 лет, когда и она сама и все окружающие в курсе о ее гендерной принадлежности. В период полового созревания она в большинстве случае возвращается в свою гендерную роль и вновь становится девушкой. Есть случаи, когда она отказывается и на всю жизнь остается «бесполым» существом, приближенным к мужчинам. В этой роли она чаще всего становится посредником между мужским и женским кругом, особенно это необходимо в деревнях.
В Пакистане и особенно в соседней Индии (даже не среди мусульман) ситуация намного плачевнее. Дело в том, что здесь девочка – это «расхитительница» родительского состояния. При выдаче ее замуж родители готовят огромное приданное, которое включает все и на все случаи жизни (в доме свекров она будет пользоваться только привезенным своим и никто ей ничего не купит и не даст). Мальчик же наоборот – за счет приданого жены приумножает богатство дома. Кроме того – престарелые родители всегда остаются жить с сыном (или сыновьями), которые полностью обеспечивают их. Т.е. если в Пакистане или Индии из девочки начинают делать мальчика – то это необратимо и навсегда. В Пакистане на данный момент ограничиваются только переодеванием и практика не очень распространена, чаще предпочитают младшую дочь выдавать замуж за молодого человека из более низкой социальной группы или менее состоятельного с тем, чтобы он переехал в дом жены и жил с ее родителями как сын. В соседней Индии идут дальше. В настоящее время в Индии является очень популярной операция по смене пола новорожденному с девочки на мальчика, причем проводится она в первые часы после рождения ребенка так, чтобы никто из родственников или знакомых никогда об этом не узнал. Впоследствии этот ребенок скрыто проходит курсы гормональной терапии или косметической коррекции, чтобы полностью соответствовать противоположному полу. Понятно, что в будущем этот измененный ребенок будет бесплоден, но в современной Индии эту проблему тоже можно решить.
Проблема бача пош в настоящий момент неразрешима. Чтобы преодолеть данную практику, в большей части – губительную для психики девочек, нужно изменить все социальное устройство афганского, пакистанского или индийского общества. Исламский запрет на уподобление зачастую оказывается игнорируемым перед социальными и экономическими факторами.


Рецензии