Первоапрельская шутка Бориса Николаевича

 В апреле 1997 года, президент России Борис Ельцин подписал указ о пересадке российских чиновников на российские же автомобили.
Для многих госчиновников,перешедших с отечественных "авто" это вызвало шок.Как так?
До переезда в Москву-Борис Николаевич Ельцин - подписавший указ, - пока работал в Свердловске  ездил на ГАЗ-14 «Чайка». Только став президентом России, он пересел на доставшийся ему в наследство от Михаила Горбачева неказистый ЗИЛ-41052 «Бронекапсулу». А уже позднее стал передвигаться на Mercedes-Benz S500 Pullman Guard."Указ подписан Ельциным по-пьяни!"-решили многие из окружения Ельцина.
Инициатором данного указа стал тогдашний вице-премьер Борис Немцов.
За две недели до того, как на указе о массовой "пересадке" чиновников на российский автопром появилась подпись президента, Борис Немцов как раз покинул пост губернатора Нижегородской области. Именно в этом регионе, на Горьковском автозаводе, в своё время производились «Волги» и «Чайки» – автомобили, которыми пользовалась советская номенклатура. И в 1990-е годы нижегородский автогигант, надо признать, не сдавался. Достаточно вспомнить, что «ГАЗель» – возможно, наиболее удачный массовый автомобиль вообще в истории нашего автопрома – пошел в серию в 1994 году, как раз при Немцове и его ставленнике на ГАЗе Николае Пугине.
Как утверждал сам Немцов, сперва его затея с "пересадкой", вроде как, удалась:   «до 80% чиновников в 60 регионах» указ выполнили. Но речь шла о провинции. А вот москвичи выстроились в едином протестном строю: и левые, и правые, и коммунисты, и демократы дали решительный отпор сумасбродной идее; можно сказать, что она разбилась о кремлевскую стену.
По воспоминаниям лидера "Яблоко"Григория Явлинского-он пытался выполнить президентский указ, но ничем хорошим это не кончилось: «Из-за поломок "Волг" я дважды опаздывал на заседания, где обсуждались очень важные для меня вопросы. Иногда даже приходилось ловить попутку».
Собственно, пример подал сам президент Борис Ельцин: он явно считал, что его указ, к тому же подписанный 1 апреля, к нему самому не относится, а потому остался верен «Мерседесу».
Реальное выполнение указа дало бы существенный стимул развитию российского автопрома; кроме того, была бы обеспечена существенная экономия на годы вперед, так как обслуживание четырех «Волг» дешевле, чем одного «Мерседеса». Лоббистская составляющая программы очевидна, но хуже ли это, чем вскрывшаяся много позже выплата западными концернами откатов российским чиновникам за закупку именно их продукции?Но предлагавшееся тогда ГАЗом и ВАЗом качество продукции не дотягивало ни до каких разумных параметров. Да, было бы неловко встречать высоких гостей на российских автомобилях в сопровождении не только охраны, но и пары машин технической поддержки.
Указ Ельцина формально никогда не был отменен. Но он войдёт в историю как неудачная "первоапрельская шутка"пьяного Бориса Николаевича Ельцина


Рецензии