59. Анафема

Или "прещение церковное".

Очень смешное наказание, если смотреть на него глазами современного человека, который в церковь приходит в двух состояниях: "Ну, вроде, так положено", и "А-а-а-а, демоны, проклятые, одолевают!". Впрочем, первое состояние вполне удачно эксплуатируют терапевты вкупе с Трудовым Кодексом и системой больничных листов, а второе - психиатры, психотерапевты и прочие "психо-знатцы". А церковь - ну, это что-то "такое"... Историческое...

История анафемы корнями уходит в Евангелие: однажды ученики Господа рассказали Ему о некоем человеке, который "с нами не ходит, но именем Твоим бесов изгоняет! Давай мы ему запретим?!", на что Господь ответил нечто, подобное современной формулировке: "Вам-то какое дело? Не разводит же бесов, а изгоняет! И не именем сатаны, а - Моим! Пусть работает, отстаньте от него!".

Затем, по Вознесении Господа на Третье Небо к Отцу Своему, Апостолы остались как бы "наедине с Духом Святым", с духом Истины. А - как это? Апостол Павел, например, как-то так формулировал собственные ощущения от этого состояния: "Хочу делать хорошее, но делаю - плохое! Потому что плоть - смертная и грешная - угнетает! И заставляет поступать против Духа! горе мне, увы мне!" - то есть, это было отнюдь не столь радостное состояние, как в Евангельские времена, когда рядом был Сам Господь, в Теле, отвечающий на вопросы, разрешающий непонятное, выручающий из безысходных с человеческой точки зрения ситуаций.

Пребывание наедине с Духом Истины, наверное, сопровождалось для апостолов отнюдь не райскими какими-то ощущениями, потому что в первую очередь Истина начинается с чего? С понимания себя: грешный, слабый, с доминированием плоти над духом - вспомним, как Сам Господь просил учеников пободрствовать - с Ним! - а они спали...

И не до семидесяти семи ли раз велел Господь прощать брата, если покается? Только - выговори ему! Объясни, в чем вина! Вразуми, и приобретешь брата себе!

Однако пребывание наедине с Духом Истины апостолу Павлу, который ни с одной плотью не советовался, да и обращен был к Троице Самим Господом Иисусом Христом уже после Вознесения (а не апостолами - ни один человек целенаправленно не потрудился над его обращением к Богу), дало следующую формулировку "фильтрования" Духа в братьях:
- согрешает против тебя - выговори наедине;
- не послушает - выговори наедине с привлечением других братьев, участвующих в вашей жизни;
- не послушает - отнеси жалобу в церковь;
- не послушает - да будет ему анафема, что означает "отлучен до Страшного Суда".

То есть, церковь - отдельно, с ее какой-то странной и таинственной жизнью, а проанафематствованный - отдельно. Живут, умирают, ждут Страшного Суда, на котором...

В воображении рисуется картинка: вот я, например, плюнула на сапог священнику, он мне выговорил за невнимательность, а я взяла, да и еще раз туда же плюнула, выговорив ему за мелочность и привязанность к плоти и "чувству особости священнического чина". Оба выговорили! наедине. Оба не покаялись. Что дальше? Дальше - пошли собирать сторонников: он - священников и причт церковный, которые понимают важность неоплеванности священнического сапога, я - толпу прихожан, которым надоело подхалимски лебезить перед - кем? Братом во Христе! Которому Сам Господь повелел делать так: разделся, опоясался полотенцем, помыл ноги ученикам и - плюнули Ему на сапог? Поди-ка! Он же босой был... А священник что - выше Господа? И - стенка на стенку: прихожане всей массовкой плюют на сапоги священнику и причту, а те...

Что дальше?
Куда дальше исполнять постановление Апостола?
Наверное, к благочинному или сразу к архиерею.
Те, естественно, поддержат власть духовную, потому что если согласиться с плюющими на сапоги прихожанами, то это будет похоже на революцию-1917, а...

В общем - дальше события должны развиваться как-то так: священники простят прихожан во время отпевания, когда те наконец-то смогут только молча подставлять лбы под последние поцелуи, а прихожане священников - когда освоятся с загробным миром и радостью панихид, проводимых столь упёртыми священнослужителями "в сапогах".

А на Страшном Суде Господь и тем, и другим скажет: "Не знаю вас! Чьим там именем вы бесов гнали, и зачем вам - сапоги с кадилами, а вам - панихиды!"

И в Рай - не пустит...

Умом это все постигается.
Сердцем - нет.

Потому что мы не понимаем - что такое "Рай". Блаженство от получки - да, это кайф, это радость, это свобода и какие-то возможности, а Рай - это что такое? С арфами церковные песнопения трынькать? Так мы их и при жизни-то еле-еле на службе выдерживаем слушать...

Что такое "анафема" может понять только тот, кто по обращении ко Господу получил что-то существенное, например, исполнились заветные мечты:
- обрести здоровье;
- родить ребенка;
- построить коттедж;
- устроиться на престижную работу;
- удачно жениться/выйти замуж;
- наладить бизнес;
- получить что-то еще более существенное...

А - много таких?

Я знаю многих, и, как правило, слово "анафема" настолько же далеко от них отстоит, как Ватикан от Петергофа.

Скажу честно - дальше Петровских реформ историю этого вопроса не изучала, и, наверное, революция 1917 как-то повлияла на регламентирование анафематствования, однако к современности: что же такое для нас, современных, анафема?

Наверное, это возможность оставаться самим собой...


Рецензии