П. А. Толстой. Дядя с пронырливыми глазами

  Когда по телевизору показывали фильм «Пётр Первый», то дедушка наш сидел против экрана, как именинник.

  С детства мне запомнилась и книжка «Пётр Первый», в коричневом переплёте, подаренная и надписанная дедушке нашим дядей Лёней, в 1965, на дедушкино 65-летие; за год и несколько месяцев до моего рождения.

  Писатель Алексей Николаевич Толстой – автор и книги и сценария фильма «Пётр Первый» - четвероюродный дядя нашего дедушки.
  Дедушка, так же как и известный писатель, происходил от первого графа Толстого – Петра Андреевича.

  Так вот, когда в моём дошкольном детстве по телевизору показывали довоенный фильм «Пётр Первый», с великолепным Н.К. Симоновым, дедушка наш сидел, как именинник и тихо светился счастьем, а бабушка ходила вокруг, не зная, как дать мне знать о том, что там, в фильме, действует и мой великий предок.

 У бабушки, что называется, з у д е л о внутри её знание; но как скажешь о таком  советской девочке-четырёхлетке?..

 И милая моя бабушка, уловив нужный кадр, тыкала для меня пальцем в экран, на дядю в пышном парике, с пронырливыми глазами, сообщая: «вот этот дядя – очень хороший человек!».

  Я недоверчиво косилась на бабушку. Дядя этот мне не очень-то нравился; ничего такого уж хорошего я в нём не наблюдала… Но я была ещё в том возрасте, когда взрослым, - тем более тем ,кого любишь, как я любила бабушку, доверяешь  абсолютно. Что ж, пусть «очень хороший человек». Но я тут же забывала про него, следя влюблёнными глазами за одним только интересующим меня в этом фильме человеком – самим царём Петром.

  Надо сказать, что для нашей бабушки все родственники были «очень хорошими» людьми. Если родственник, - то, конечно, «очень хороший человек». Наверное, это правильно. Ведь он – н а ш ! У нас – общая кровь. Разве можно хаять свою собственную кровь?


Продолжение следует.

Иллюстрация: артист В.Р. Гардин в роли П.А. Толстого в фильме "Пётр Первый" 1936 года. Картинка взята из Интернета.

 


Рецензии